Методы сбора данных

(Вторичные данные. Начинают с них. Их преимущества и недостатки. Точность данных)

ПЕРВИЧНЫЙ ИСТОЧНИК ВТОРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ – источник происхождения вторичных данных.

ВТОРИЧНЫЙ ИСТОЧНИК ВТОРИЧНЫХ ДАННЫХ – источник, представляющий данные, полученные из других источников.

Вторичная информация: внутренняя и внешняя.

Типы первичных данных:

· Демографические;

· Социально-экономические;

· Психологические (стиль жизни);

· Взгляды и мнения;

· Намерения;

· Мотивация;

· Поведение.

Метод опроса посредством анкетирования зависит от 1) характера структуры (формализации) и 2) степени открытости.

СТРУКТУРА – уровень стандартизации инструмента исследования (анкеты), т.е. чёткость определения вопросов и их последовательности.

ОТКРЫТОСТЬ – степень наличия информации о цели исследования.

Стандартизированные открытые опросы (анкеты) – вопросы задаются в совершенно одинаковой формулировке и в одинаковом порядке для всех респондентов. При этом цель исследования ясна.

(+) Просты и удобны для заполнения и обработки

Наиболее часто используются когда возможные варианты ответов известны.

Нестандартизированные открытые опросы (анкеты) – вопросы и их последовательность, а также глубина ответа могут варьироваться.

Используются когда цель исследования ясна, но возможные варианты ответа не определены. Задача таких опросов – чётко определить проблемы и вызвать респондента на свободный разговор.

Подходит для разведочных исследований.

(используются вопросы с открытым ответом и глубокие интервью)

Нестандартизированные закрытые опросы (анкеты) – схожи с нестандартизированными открытыми, но скрывают цели исследования.

Основной задачей является исследование мотивации, которое основывается на проекционном методе – стимулирование опрашиваемого при формировании ответа опираться на собственные эмоции, потребности, мотивации, предпочтения и ценности.

При таких опросах используются:

· Словесные ассоциации;

· Завершение предложений;

· Составление рассказа по рисунку (тематический апперцепционный тест).

Отдельные исследователи указывают на необходимость выявления (получения) у респондентов метафор, которые наиболее точно и глубоко отражают мотивационные факторы.

Стандартизированные закрытые опросы (анкеты) – объединяют преимущества использования скрытых подсознательных мотивов и предпочтений с преимуществами формализованного подхода в вопросах обработки и анализа.

Упор делается на то, что респондентов нужно опросить о том, что они знают, а не выяснить их мнение о предмете исследования. Это основывается на теории выборочного восприятия: обращается внимание на то, что совпадает с ранее сформировавшимся убеждением, т.е респонденты больше знают о том, что для них актуально.

Опросы также могут классифицироваться по методам их проведения. Выделяют: 1) личную беседу, 2) телефонный опрос и 3) почтовый опрос.

Выбор метода проведения опроса определяется потребностями:

1. Контроля за выборкой – обязанность исследователя не только задавать вопросы, но и обеспечивать сотрудничество с его стороны.

2. Контроля за информацией – обязанность по обеспечению количества и достоверности собираемой информации.

3. Управленческий контроль - обязанность контролировать сроки, стоимость и обработку ответов.

Учитывая, что каждый из методов сбора данных имеет свои достоинства и недостатки, достаточно часто их комбинируют в рамках одного исследовательского проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: