Различные проблемы требуют различных подходов к исследованиям.
ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАНИЙ – план исследований, используемый как руководство по сбору и анализу данных
Проект исследований обеспечивает соответствие проводимых исследований изучаемой проблеме и использование наиболее экономичных процедур.
Единой процедуры разработки проекта исследований не существует.
В зависимости от задачи проекты можно разделить на:
1. Разведочное исследование – проект исследований, в котором основное внимание уделяется генерации идей и сбору информации, помогающей понять проблему.
2. Описательное исследование – проект исследований, в котором основное внимание уделяется частоте возникновения того или иного события или установлению взаимоотношений между двумя переменными.
3. Каузальное исследование – проект исследований, в котором основное внимание уделяется установлению причинно-следственной связи.
Указанные виды проектов могут следовать один за другим в приведённой последовательности, но могут и в иной, вплоть до обратной.
Разведочное исследование
Основной задачей разведочного исследования является понимание проблемы и выдвижение конкретных гипотез.
ГИПОТЕЗА – утверждение о том, как взаимосвязаны между собой две или более измеряемых переменных.
С другой стороны, данное исследование должно помочь исключить те идеи, которые не плодотворны.
Разведочное исследование может использоваться для следующих целей:
· Формулирование проблемы для более точного исследования;
· Выдвижение гипотез;
· Установление приоритетов в будущем исследовании;
· Сбор информации по практическим вопросам выполнения исследований в конкретных направлениях;
· Увеличение степени осведомлённости аналитика о проблеме.
Разведочное исследование редко использует подробную анкету или план вероятностной выборки. Процедура исследования и конкретные вопросы часто меняются, переходя из одной плоскости в другую.
Наиболее продуктивными путями получения информации являются:
· Работа с литературой (СМИ, статистика, учебная и др.);
· Экспертные опросы;
· Опрос фокус-групп (не вопрос-ответ, а дискуссия);
· Анализ избранных случаев (примеров) интересующего явления.