Процесс труда и его социально-психологическая структура

Процесс труда имеет свою социально-психологическую структуру. Она включает в себя такие понятия, как стимулы, мотивы, ценности, удовлетворенность трудом. Все эти характеристики труда можно измерить социологическими и социально-психологическими методами исследования. Стимулирование труда – система материального и морального поощрения, вознаграждения за трудовое усилие. Стимулы – это внешние факторы побуждения к труду (например, деньги). К материальным стимулам в экономике относят условия, формы и системы оплаты труда (основная и дополнительная заработная плата на основе тарифных ставок и окладов, фонд заработной платы, нормы и нормирование задания, премии, выплаты за выслугу лет, дополнительный отпуск и т.д.). Стимулирование труда – первый прорыв в сферу свободного труда.

Мотивация труда – побуждение к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важных для человека потребностей (в признании, самореализации и т.д.) Мотивы – внутренние факторы, тесно связанные с ценностями и ценностными установками. Мотивы труда – это также шаг от принудительного труда к свободному.

Ценность – положительная значимость объектов окружающего мира для человека, определяемая не их реальными свойствами, а наделяемая человеком символическими свойствами. Например, нравственными ценностями являются ценности добра и зла, религиозные – спасения, социально-этические – чести и достоинства и т.д. Разделяемые личностью социальные ценности превращаются в ценностные ориентации человека, его установки.

Итак, социально-психологическую структуру простого процесса труда можно представить следующим образом: 1) цель – идеальный план действий, осознанный образ предвосхищаемого результата; 2) отношение к труду – в его основе лежит ощущение осмысленности труда и стремление переформировать окружающий мир по собственному плану; 3) стимулы труда – внешние факторы, побуждающие к трудовой активности; 4) мотивы труда – внутренние стимулы, потребность, осознаваемая как нечто важное; 5) ценности и ценностные ориентации –эстетические императивы трудовой деятельности.

В социально-психологической структуре процесса труда по своим функциям выделяются два компонента – цель и удовлетворенность трудом (рис. 13). Цель выполняет интегрирующую роль: стимулы, мотивы и ценности, если они осознаются индивидом, становятся целью труда. Удовлетворенность – эмоционально окрашенное состояние сбалансированности между претензиями (запросами, потребностями) и оценкой степени их реализации. Чем выше претензии, тем сложнее их удовлетворить. Удовлетворенность, как и цель, выполняет интегрирующую функцию: для стимулов, мотивов и ценностей она служит сигналом о том, что с достижением цели не все обстоит благополучно.

Рис. 13. Структура процесса труда

Рассматривая труд как базовый социальный процесс общественной жизни, необходимо сказать и о его видах. Основными видами труда являются ручной (он может быть простым, не требующим специальных навыков, знаний, умений, а также обращения с современными инструментами и приборами, и сложным, основанным на длительной подготовке, научно-технических знаниях и мастерстве работника); механизированный; автоматизированный. Взаимосвязь этих трех видов дает следующие группы труда: 1) простой ручной; 2) сложный ручной; 3) простой механизированный; 4) сложный механизированный; 5) простой автоматизированный; 6) сложный автоматизированный. Группы 1, 3, 5 – это преимущественно неквалифицированный, мало- и среднеквалифицированный труд; группы 2, 4, 6 – труд средней и высокой квалификации. Эти дополнительные данные необходимы для того, чтобы лучше понять, что же такое труд, а также измерить его социологическими методами. Труд в условиях реформирования общества нельзя рассматривать как какое-то изолированное явление, вне рынка труда, поэтому на данном вопросе необходимо остановиться более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: