Нарушения восприятия

1. Агнозии – потеря способности узнавать знакомые лица, предметы, звуки.

2. Иллюзия – ошибочное восприятие объекта. Различают:

*И. аффективные – возникают на фоне страха, тревоги.

*И. вербальные – слуховые иллюзии.

*И. парейдолические – возникают на фоне сниженного тонуса сознания.

*И. физиологические – обманы восприятия, обусловленные физиологическими или физическими факторами.

3. Эйдетизм – след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе в виде четкого, яркого образа.

4. Галлюцинации – мнимое восприятие (возникающее без реального объекта). Различают следующие разновидности галлюцинаций:

*Г. Боннэ (Попова) – зрительные (слуховые) обманы восприятия, возникающие у больных со сниженным зрением (слухом).

*Г. вербальные – слуховые обманы восприятия (в виде отдельных слов, фраз, речи).

*Г. гипногогические – зрительные (реже слуховые) обманы восприятия, возникающие при засыпании.

*Г. гипнопомпические – зрительные (реже слуховые) обманы восприятия, возникающие при пробуждении.

*Г. Дюпре (воображения) – обманы восприятия, связанные с длительно вынашиваемыми, эмоционально значимыми представлениями, идеями (созвучны последним по содержанию).

*Г. истинные – обманы восприятия, характеризующиеся проекцией патологических образов в окружающее пространство, чувственной яркостью, отсутствием ощущения «сделанности» и влияния извне.

*Г. комментирующие – вербальные обманы восприятия, проявляющиеся в виде «голосов», интерпретирующих действия больных.

*Г. ложные (псевдогаллюцинации) – обманы восприятия, характеризующиеся проекцией патологических образов в субъективное пространство, отсутствием чувственной яркости, ощущением «сделанности» и влияния извне.

*Г. рефлекторные – обманы восприятия, возникающие в одном из анализаторов при действии раздражителя на другой.

*Г. Сегла – обманы восприятия, возникающие при реактивных психозах с содержанием, отражающим психотравмирующую ситуацию.

*Г. простые – мнимое восприятиеединичных оформленных (зрительных, слуховых) образов.

*Г. сложные (сценические) - мнимое восприятие множественных образов (часто сюжетно связанных и последовательно вытекающих один из другого).

. сочетанные – сосуществование разных видов галлюцинаций (зрительных, слуховых и пр.).

. функциональные – галлюцинации, сосуществующие с восприятием реального раздражителя.

*Акоазмы - э лементарные слуховые галлюцинации, такие как шум, шипение, скрип, звон, скрежет и т.п.

*Фонемы – элементарные речевые галлюцинации.

*Фотопсии (фосфены) – элементарные зрительные галлюцинации.

5. Соматоагнозия – расстройство узнавания частей собственного тела.

*Аутометаморфопсия (расстройство «схемы тела») – искажение восприятия собственного тела.

6. Нарушение восприятия времени – ощущение изменения скорости и плавности течения времени.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или виде деятельности.

Внимание определяется как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивает более эффективное восприятие информации. В общем плане выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное (избирательное, селективное). Оба вида внимания имеют различные функции и неодинаково формируются в онтогенезе. В их основе лежат различные физиологические механизмы.

Несмотря на то, что во всех существующих формулировках внимание в явной или неявной форме определяется через избирательность или селективность — феномен, который можно уловить при внутреннем самонаблюдении, и при наблюдении за внешними проявлениями поведения, общепринятого определения внимания к настоящему времени в психологии не существует. Одним из основных противоречий в определении внимания было и остается отношение к нему со стороны одних ученых как к самостоятельному психическому процессу, а других — как к одной из характеристик взаимодействия психических процессов. Сторонники первой точки зрения выделяют разные формы внимания — сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное и т.д.), моторное, интеллектуальное и эмоциональное. Вторая точка зрения становится все более распространенной — внимание не имеет собственного продукта или своего особого содержания; это, в первую очередь, динамическая характеристика протекания познавательной деятельности. Существуют также и другие определения внимания, как-то: «Внимание обеспечивает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире посредством более полного и отчётливого отражения его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, а всё остальное воспринимается слабо, неотчётливо».

В соответствии с характером подкрепления процесса внимания волевой деятельностью выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Их различие заключается в степени контролирования человеком процесса внимания.

Внимание обладает пятью основными свойствами, это:

- устойчивость,

- сосредоточенность,

- переключаемость,

- распределение,

- объем.

Различают следующие нарушения внимания:

- неустойчивость,

- недостаточная концентрация,

- нарушение распределения,

- замедленность переключения,

- рассеянность.

На уровне клинических проявлений в детской практике выделяется синдром дефицита внимания, который проявляется следующими симптомами:

а) беспокойные движения в кистях, стопах;

б) невозможность сидеть на месте, когда требуется;

в) легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;

г) нетерпеливость;

д) склонность отвечать, не задумываясь, не дослушав до конца.

Наряду с другими познавательными процессами, перцептивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические (от греч. «мнема» - память).

Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активности человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями.

Памятьэто процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является познавательной важнейшей функцией, лежащей в основе развития и обучения. Возобновляющиеся образы отдельных предметов и процессов, воспринятых в прошлом, усвоенные ранее движения и действия, пережитые прежде чувства и желания, возникшие когда-то мысли составляют прошлый опыт человека.

Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации.

Различают следующие виды памяти:

1. Произвольная, непроизвольная память.

2. Механическая, опосредованная, логическая память.

3. Зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная, двигательная память.

4. Долговременная, оперативная память.

В процессе памяти выделяют:

- запоминание,

- хранение,

- воспроизведение,

- забывание.

Варианты патологии памяти

дисмнезии парамнезии

гипермнезии гипомнезии амнезии псевдореминисценции конфабуляции

криптомнезии

Дисмнезия – расстройства памяти.

Гипермнезия – непроизвольное оживление памяти, повышенная способность воспроизведения, вспоминания давно забытых событий прошлого, незначительных, неактуальных в настоящем.

Гипомнезия – частичное выпадение из памяти событий, фактов, явлений.

Амнезия – расстройство памяти на события определённого промежутка времени.

*А. антероградная – утрата памяти на события, последовавшие за состоянием нарушенного сознания.

*А. аффектогенная – утрата памяти на события в период эмоциональной бурной реакции (аффекта).

*А. конградная – утрата памяти на события периода нарушенного сознания.

*А. мотивированная – утрата памяти на отдельные психотравмирующие события.

*А. перфорационная (палимпсесты) – утрата памяти на отдельные события периода алкогольного опьянения.

*А. прогрессирующая – нарастающее опустошение запасов памяти.

*А. ретроградная - утрата памяти на события, непосредственно предшествовавшие состоянию нарушенного сознания.

*А. систематизированная – утрата специализированных видов памяти (на лица, цвета, запахи, навыки).

*А. фиксационная – утрата памяти на текущие события.

Парамнезии:

Псевдореминисценции – качественное нарушение памяти, проявляющееся в «переносе» реально имевших место событий во времени.

Криптомнезии – стирание грани между реально имевшими место событиями и событиями, о которых больной услышал, прочитал или увидел.

Различают:

*К. ассоциированные – расстройства памяти, при которых прочитанное или увиденное расценивается как происходившее с больным.

*К. отчуждённые – расстройства памяти, при которых события, реально имевшие место с больным расцениваются как события, о которых он услышал, прочитал или увидел.

Конфабуляции – ложные воспоминания, «вымыслы памяти», «галлюцинации памяти», «бред воображения» - яркие, образные, ложные воспоминания с патологической убежденностью в их истинности.

*К. замещающие – замещение пробелов памяти вымыслами обыденного, правдоподобного содержания.

*К. фантастические – замещение пробелов памяти вымыслами неправдоподобного (приключенческого, фантастического) содержания.

Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Это специфичная для человека способность отражать в собственном сознании окружающий мир в полноте существующих связей, внутренних закономерностей; не только наблюдать, но и понимать суть происходящего.

Первая особенность мышления – это опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное явление – посредством изучения известного явления. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятие, представление, и на ранее приобретённые теоретические знания.

Мышление выступает, главным образом, как решение вопросов, задач, проблем, которые постоянно выдвигаются жизнью перед людьми. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое (знания). Поиски решения иногда бывают очень трудными, поэтому, мыслительная деятельность, как правило, деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания и терпения. Реальный процесс мысли – это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Вторая особенность мышления – его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном явлении или субстрате.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово – устное или письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления – световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и т.д.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность – основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мышление – функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

Мыслительные процессы:

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.

Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индуктивное умозаключение – это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или группах человек делает общий вывод.

Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод – дедуктивным. Дедукция – есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

Умозаключение по аналогии – это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, чтобы на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез и догадок.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируются в форме понятий. Понятие – это отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, необходимо всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многий суждений и умозаключений о нём. Понятие, как результат обобщения опыта людей, является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач.

Понимание – процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведения литературы и искусства, научные теории и т.д.

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное.

Традиционно в психиатрии расстройства мышления разделяют на расстройства ассоциативного процесса и патологию суждений и умозаключений. Эти расстройства могут наблюдаться у больного одновременно.

Варианты патологии мышления:

I. Патология суждений

и умозаключений II. Расстройства ассоциативного процесса (формы

мышления)

                   
         
 
 
 


1) навязчивые идеи 2)сверхценные идеи 1) темпа 2) подвижности

3) бред 3) целенаправленности

4) грамматического строя

I. Расстройства содержания идеи.

1) Навязчивые идеи (обсессии) – непроизвольно возникающие неадекватные ситуации переживания, доминирующие в сознании больного, к которым сохраняется критическое отношение (сопровождаются «борьбой мотивов»).

*Н. влечения (мании) – обсессии, проявляющиеся стремлением к совершенствованию бессмысленных, иногда опасных поступков.

* Н. воспоминания – обсессии, проявляющиеся наплывом образных, детальных воспоминаний (как правило, о неприятном для больного событии).

*Н. действия – обсессии, проявляющиеся выполнением бессмысленных, часто нелепых поступков (ритуалов). Часто сочетающиеся с фобиями и имеющие значение защиты от них.

*Н. контрастные – обсессии, содержание которых противоречит взглядам и установкам больного (как правило, развиваются в обстановке, исключающей возможность их выполнения).

*Н. (бесплодное «мудрствование») – обсессии, проявляющиеся доминированием в сознании, часто бессмысленных идей, не имеющих отношения к ситуации.

*Н. образные – аффективно насыщенные обсессии.

*Н. опасения (сомнения) – обсессии, проявляющиеся переживаниями в удачном исходе привычных действий.

*Н. отвлечённые – обсессии, не сопровождающиеся выраженным аффективным напряжением.

* Н. страхи - фобии – выраженная немотивированная тревога.

*Антропофобия – страх толпы.

*Монофобия – страх одиночества.

*Агорафобия – страх открытых пространств.

*Клаустрофобия - боязнь закрытых помещений.

*Нозофобия – навязчивый страх тяжёлого заболевания.

*Канцерофобия – боязнь заболеть онкологическим заболеванием.

*Мизофобия – боязнь загрязнения.

*Танатофобия - страх смерти.

*Оксифобия – боязнь острых предметов.

*Гипсофобия – страх высоты.

*Фобофобия – навязчивое опасение возникновения новых фобий.

2) Сверхценные идеи – аффективно окрашенные, доминирующие (не соответствующие их значимости) суждения, сформировавшиеся вследствие реальных событий (не сопровождаются «борьбой мотивов»).

3) Бред – ложные суждения и умозаключения, имеющие характер убежденности, возникающие на патологической основе и не поддающиеся коррекции (разубеждению) с отсутствием критического отношения к ним.

Фабула бреда, т.е. основное содержание бредовой концепции, может принимать самые разнообразные формы. Наиболее удачная классификация фабул бреда, основанная на идеях В. Грезингера, включает бред преследования (персекуторный), депрессивный и величия. Нередко у одного больного можно видеть сочетание несколько фабул бреда.

Различные варианты персекуторного бреда связаны с преобладанием у больных тревоги и страха, нередко определяют агрессивное поведение больных и в этом случае являются показанием к недобровольной госпитализации. Особую опасность представляет ситуация «преследуемый преследователь», когда больной выбирает среди окружающих человека, который, по его мнению, является обидчиком, и начинает активно его преследовать.

Собственно бред преследования заключается в убеждении пациента в том, что воображаемые преследователи ходят за ним по пятам, наблюдают за его жизнью из окон соседних домов, проникают в квартиру в его отсутствие, проверяют его деловые бумаги и письма и т.д.

Бред воздействия заключается в том, что, по мнению больных, преследование осуществляется с использованием сложных технических средств (лучей, аппаратов, магнитофонов, микропроцессоров, электромагнитных полей) или путём дистантного психологического воздействия (гипноза, телепатии, колдовства, экстрасенсорных влияний).

Больные с бредом отравления уверены в том, что им в пищу подсыпают яд или в квартиру к ним подводят ядовитые газы. Нередко этому сопутствуют обонятельные и вкусовые галлюцинации.

С пожилым возрастом связывают появление бреда материального ущерба, выражающегося в мыслях о том, что преследователи якобы воруют продукты, портят вещи, бьют посуду, подтачивают мебель. Некоторые больные при этом обращаются в различные инстанции с жалобами и требованиями (сутяжный бред).

При бреде отношения (особого значения) случайные факты действительности воспринимаются как важные символы, несущие в себе большую смысловую нагрузку. Улыбка на лице случайного прохожего, лай собаки, появление новой машины во дворе – всё это свидетельствует о непосредственной угрозе для жизни пациента.

Бред инсценировки – выражается в уверенности, что окружающие больного люди пытаются его обмануть, разыгрывая из себя врачей, сослуживцев и т.д., хотя в действительности являются переодетыми сотрудниками спецслужб или родственниками, которых он давно не видел.

Бред ревности – нередко чересчур труден для выявления, т.к. его носители настойчиво скрывают подозрения, считая, что в глазах окружающих ревность – недостойное чувство.

Пациенты уверены в неверности супруга и заняты сбором доказательств измены.

Депрессивный бред – непосредственно связан с доминирующим у пациентов чувством

тоски и подавленности, нередко является причиной суицидального поведения. Больные могут наказывать себя физическими истязаниями, лишать себя пищи. Изредка встречаются случаи расширенного суицида, когда больной убивает не только себя, но и своих детей, престарелых родителей, «чтобы избавить их от грядущих мук».

Наиболее частым вариантом депрессивного бреда является бред самообвинения и самоуничижения. Больные утверждают, что они повинны в смерти родителей, болезни супруга, приписывают себе преступную халатность. У религиозных пациентов данная симптоматика приобретает форму бреда греховности.

При ипохондрическом бреде больные уверены в наличии постыдного или тяжёлого заболевания – рака, СПИДа, сифилиса и др. Поэтому они постоянно обращаются к врачам, требуя обследования и лечения. Отрицательные результаты обследования ещё больше убеждают пациентов в том, что врачи скрывают от них истинный диагноз или недостаточно компетентны. Отказ от проведения операции воспринимают как свидетельство того, что заболевание зашло слишком далеко, и надежды на выздоровление больше нет, следствием чего может стать самоубийство.

Дисморфомонический (дисморфофобический) бред проявляется в том, что больные убеждены в существовании у них физического недостатка, уродства.

Различные варианты бреда величия сопровождаются приподнятым, радостным или благодушным настроением. Они не сомневаются, что наделены прекрасной внешностью, что вызывают любовь к себе, обладают редкими способностями. У пациента может возникнуть уверенность, что он сын великого человека, что его ожидает богатое наследство или блестящая карьера и т.д.

II. Расстройства формы мышления.

1) Нарушения темпа мышления.

Ускорение – увеличение количества ассоциаций в единицу времени.

Мысли поверхностны, малодоказательны, снижается продуктивность мышления.

Высшая степень ускорения мышления – скачка идей (непрерывная смена тематики речи в зависимости от предметов, случайно попавших в поле зрения).

Ментизм – непроизвольно возникающий поток, наплыв мыслей или воспоминаний.

Замедление мышления – снижение числа ассоциаций в единицу времени. Целенаправленность мышления сохраняется, но оно лишается прежней глубины и широты, обедняется ассоциативный процесс.

Закупорка мышления (шперрунг) – обрыв («блокада») мысли.

2) Нарушение подвижности мышления.

Детализация – постоянная вовлеченность в процесс мыслительной деятельности второстепенных несущественных подробностей.

Обстоятельность мышления – «застревание» на несущественных деталях, вследствие неспособности отделения главного от второстепенного.

Вязкость – крайняя степень обстоятельности, при которой детализация до такой степени искажает основное направление мысли, что делает ее практически малопонятной, а мышление – непродуктивным.

3 ) Нарушение целенаправленности мышления.

Витиеватость – пространные рассуждения с употреблением метафор, сравнений, литературных цитат.

Соскальзывание – внешне объективно немотивированные неожиданные переходы логической и грамматически правильно построенной мысли одного содержания к другой ложной, неадекватной ассоциации.

Резонерство – утрата целенаправленности мышления.

Разноплановость мышления – одновременная оценка событий или явлений с двух (и более) взаимоисключающих событий.

Аморфность – нечеткое использование понятий, при котором грамотно построенная речь приобретает расплывчатый характер.

Разорванность мышления – утрата смысловой направленности речи при сохранности её грамматического строя.

Символическое мышление – абстрактное, не связанное с действительностью мышление, отражающее аутистический мир больного.

4) Нарушение грамматического строя речи.

Бессвязность мышления (инкогеренция) – нарушение грамматической и смысловой направленности речи.

Вербигерация – однообразное, многократное повторение одних и тех же слов, иногда в рифму. Часто этот симптом сопровождается ритмическими движениями: пациенты раскачиваются, качают головой, размахивают пальцем и одновременно повторяют: «Лежу-лежу, гужу-гужу, тужу-тужу, гляжу-гляжу…»

Персеверации – вследствие нарушения интеллекта больные не могут осмыслить очередной вопрос и вместо ответа повторяют ранее сказанное.

Стоячие обороты – это стереотипные выражения, однотипные мысли, к которым больной многократно возвращается во время беседы. Появление стоячих оборотов – признак снижения интеллекта, опустошения мышления.

Мимоговорение, миморечь – несоответствие ответов (по смыслу) задаваемым вопросам.

Мутизм – неспособность к речевому общению. При сохранности речевого аппарата.

Наиболее разнообразные расстройства ассоциативного процесса типичны для шизофрении, при которой весь образный склад мышления может коренным образом видоизменяться, приобретая аутистический, символический и паралогический характер.

Аутистическое мышление - выражается в чрезмерной замкнутости, погружённости в мир собственных фантазий, отрыве от реальности. Больные не интересуются практической значимостью своих идей, могут обдумывать мысль, очевидно противоречащую действительности, делать из неё выводы, такие же бессмысленные, как и исходная посылка. Больные малоразговорчивы, скрытны, зато с удовольствием излагают свои мысли на бумаге, исписывая целые тетради.

Символическое мышление. Характеризуется тем, что больные употребляют для выражения мыслей собственные, непонятные окружающим символы. Это могут быть хорошо известные слова, которые используются в необычном значении, из-за чего смысл сказанного становится непонятным. Нередко пациенты выдумывают собственные слова (неологизмы).

Паралогическое мышление - проявляется в том, что больные путём сложных логичных рассуждений приходят к выводам, явно противоречащим действительности. Это становится возможным, поскольку в речи больных, с первого взгляда как - будто связной и логичной наблюдаются смещение понятий (соскальзывание), подмена прямого и переносного смысла слов, нарушения причинно-следственных взаимоотношений. Нередко паралогическое мышление является основой бредовой системы. При этом паралогические построения как бы доказывают справедливость мыслей больного.

Эмоции — это субъективное переживание человеком своего внутреннего состояния, в частности потребностей, а также воздействий многочисленных, прежде всего социальных, факторов окружающей среды. Наиболее яркие ощущения связаны с действием людей друг на друга. Эмоции – психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к действительности и к самому себе.

Основные типы эмоционального реагирования:

Кататимный тип возникает в стрессовых ситуациях. Реакции кратковременны, лабильны, психогенно обусловлены.

Голотимный тип определяется наличием полярности психопатологических состояний, эндогенной обусловленностью, относительной устойчивостью и периодичностью возникновения.

Паратимный тип характеризуется диссоциацией, нарушением единства в эмоциональной сфере между эмоциональным проявлением и другими компонентами психической деятельности.

Эксплозивный тип – сочетание инертности, тугоподвижности эмоциональных проявлений с их взрывчатостью, импульсивностью.

I. Продуктивные эмоциональные расстройства подразделяются следующим образом.

1. Патология чувственного тона:

- эмоциональная гиперестезия

- эмоциональная гипестезия

2. Патология эмоциональных состояний, отношений, реакций представлена следующим образом:

А) Гипотимия:

- тоска,

- тревога – немотивированное беспокойство;

- страх – выраженная немотивированная тревога.

Б) Гипертимия:

- эйфория – повышенное настроение, сочетающееся с беспечной радостью, благодушием;

- благодушие,

- экстаз – крайняя степень экзальтированно-восторженного настроения.

В) Паратимия:

- амбивалентность, амбиверсия – сбалансированность двух противоположных тенденций, личностных установок, экстра - и интроверсии.

- эмоциональная неадекватность.

- мория – повышенное настроение, сочетающееся с дурашливостью, гримасничаньем, грубо неадекватным поведением.

Г) Нарушение динамики эмоций:

- эмоциональная лабильность (неустойчивость) – лёгкая изменчивость поверхностных, неглубоких эмоциональных проявлений;

- тугоподвижность (обстоятельность, вязкость) мышления – инертность ассоциативного процесса.

- слабодушие (эмоциональная слабость) – резко выраженная эмоциональная лабильность;

- эмоциональная монотонность – отсутствие адекватных (суточных, ситуационных) колебаний настроения;

- эмоциональное оскудение – утрата способности к тонким, адекватным происходящему эмоциональным реакциям;

- эмоциональная парадоксальность – ослабление адекватных происходящему эмоциональных реакций в сочетании с их оживлением на незначительные, случайные обстоятельства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: