Дизельные установки имеют следующие основные положительные особенности:
- высокую экономичность, превышающую экономичность СЭУ других типов. Эффективный КПД дизелей составляет 0,45, а для последних типов малооборотных дизелей (МОД) – 0,51;
- работают на различных сортах топлива, в том числе на низкосортном и на газообразном;
- относительную простоту обеспечения комплексной автоматизацией, агрегатированием и унификационным энергетическим оборудованием;
- минимальные затраты времени на подготовку дизелей к пуску с последующим быстрым доведением нагрузки до номинальной.
Основные элементы и устройства дизельной энергетической установки показаны на принципиальной тепловой схеме рис.1
Главная энергетическая установка состоит из главного двигателя 5, передачи, валопровода 2, упорного подшипника 3. Турбокомпрессор 6 нагнетает воздух в главный двигатель через воздухоохладитель 26, а топливо подается насосом 4. Охлаждение двигателя пресной водой, проходящей через опреснитель 31, обеспечивается насосом пресной воды 30, а смазка - нагнетательным масляным насосом 28. Охлаждение наддувочного воздуха в воздухоохладителе 26, смазочного масла в маслоохладителе 27 производится забортной водой, подаваемой насосом 25.
|
|
Аналогичным образом, но обычно автономно осуществляется циркуляция рабочих тел во вспомогательном двигателе 12 с помощью навешанных насосов пресной воды 13, смазочного масла 14 и забортной воды 17. Охлаждение пресной воды и масла вспомогательного двигателя происходит в охладителе пресной воды 15 и смазочного масла 16.
Сжатый воздух для пуска главного двигателя подается из баллонов запаса 20, периодически пополняемых электро-компрессором 19. Выпускные газы ГД из турбокомпрессора направляются в атмосферу через глушитель 9 или при достаточно большой мощности ЭУ и значительной потребности в паре могут использоваться для генерирования пара низких параметров в утилизационном котле 7. Продукты сгорания вспомогательного котла 8 отводятся в атмосферу через дымоход, в котором установлен искрогаситель 10, а от вспомогательного двигателя через глушитель - искрогаситель 11. Питательный насос 24 подает питательную пресную воду из теплого ящика 23 в утилизационный и автономный котлы. Из котлов пар поступает ко всем потребителям, в том числе к турбо генератору 18, откуда отработавший пар сбрасывается во вспомогательный конденсатор 22, через который циркуляционным насосом 21 прокачивается забортная вода.
Снабжение судна электроэнергией обеспечивает дизель-генератор 12, а на ходу также турбогенератор 18.
Рис.1. Конструктивная схема дизельной энергетической установки.
|
|
1. Гребной винт 2. Валопровод 3. Упорный подшипник 4. Топливный насос 5. Главный двигатель 6. Турбокомпрессор 7. Утилизационный котел 8. Автономный вспомогательный котел 9. Глушитель шума 10. Искрогаситель 11. Глушитель-искрогаситель БД 12. Вспомогательный двигатель 13. Насос пресной воды 14. Насос смазочного масла 15. Охладитель пресной воды 16. Охладитель смазочного масла | 17. Насос забортной воды 18. Турбогенератор 19. Электрокомпрессор 20. Баллоны запаса воздуха 21. Циркуляционный насос 22. Вспомогательный конденсатор 23. Теплый ящик 24. Питательный насос 25. Насос забортной воды 26. Воздухоохладитель 27. Маслоохладитель 28. Масляный насос 29. Водоохладитедь 30. Насос пресной воды. 31. Опреснитель |