Значение вопросно-ответногомышления в практике человеческого общения, в том числе, для ведения деловых переговоров, при принятии деловых решений, в судебно-следственной практике.
Вопрос как форма мышления:его специфика, функции, структура. Вопрос и суждение. Вопрос и предложение.
Виды вопросов: определенные и неопределенные, открытые и закрытые, корректные и некорректные, простые и сложные, уточняющие и восполняющие и др. Различия в этической и логической некорректности вопросов.
Проблема как особый вид вопроса.
Общая характеристика ответа. Виды ответов: определенные и неопределенные, положительные и отрицательные, определяющие и рассказывающие, подходящие и неподходящие и др.
Правила и ошибочная постановка вопросов и формулировка ответов. Правила и порядок постановки вопросов. Метод упрощения вопроса. Понятие о правильном ответе. Логические принципы правильного построения ответов.
Тема 7. Логические основы аргументации.
Аргументация, аргументирование как основа познавательной деятельности. Основные понятия теории аргументации: спорное положение, тезис, аргументы, поля аргументации. Организационные, лингвистические, психологические и логические факторы аргументации. Виды (модели) аргументации.
|
|
Аргументация и доказательство.Структура доказательства (тезис, аргументы, логическая демонстрация) и его виды: прямое и косвенное, в том числе от противного (апагогическое) и разделительное.
Опровержение как способ аргументации.
Правила и ошибки в процедурах доказательства и опровержения. Правила и ошибки по отношению к тезису: определенность и неизменность тезиса. Правила и ошибки по отношению к аргументам: достоверность, автономное от тезиса обоснование, непротиворечивость, достаточность. Правила и ошибки демонстрации. Понятие мнимого следования. Возможные логические уловки (аргумент к силе, аргумент к невежеству, аргумент к выгоде, аргумент к здравому смыслу, аргумент к авторитету и др.).
Спор, дискуссия, полемика: логические и логико-психологические приемы и средства их ведения.