С позиции рыночной экономики цена – это денежная сумма, взимаемая за конкретный товар, т.е. сумма денег, за которую покупатель готов купить, а производитель – продать товар. В настоящее время практически вся продукция реализуется по свободным ценам.
Оптовые отпускные цены, по которым предприятия-изготовители реализуют свою продукцию другим организациям, определяются:
(6.1)
где Црасч – расчетная цена продукции предприятия, руб./ед.;
Сп – полная себестоимость единицы продукции, руб./ед.;
П – прибыль предприятия-изготовителя, руб./ед.;
НДС – налог на добавленную стоимость (форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства продукции), руб.
Относительной величиной прибыли является рентабельность. Прибыль можно рассматривать как производную величину, зависящую от нормы рентабельности:
(6.2)
где Ri – норма рентабельности, %;
Сi – себестоимость i-го вида продукции, руб./ед.
Если товары реализуются через сбытовые организации, то в оптовую цену включается надбавка посредника, которая учитывает его издержки и прибыль, а также НДС в сфере сбыта.
|
|
Тогда оптовая закупочная цена будет равна:
(6.3)
где Нпоср – надбавка посредника, руб.
Розничная цена включает в себя оптовую цену и надбавку торговых организаций, которая учитывает их издержки и прибыль, а также НДС в сфере торговли.
Тогда розничная цена будет равна:
(6.4)
где Нторг – надбавка торговой организации, руб.
С отдельных товаров народного потребления, в силу их высокой доходности, взимается дополнительный налог, называемый акцизом.
Рассмотрим основные методы расчета цены:
1) Договорное ценообразование по принципу «средние издержки плюс прибыль». Самый простой способ ценообразования, основывается на начислении стандартной наценки на себестоимость продукции, работ или услуг.
2) Определение цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Предприятие стремится установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли. Методика ценообразования основывается на графике безубыточности, где представлены совокупные издержки и доходы. Пересечение линий совокупных издержек и доходов определяет точку безубыточности (ТБ), т.е. такой объем выпуска, при котором совокупный доход равен совокупным издержкам. Любая разница по вертикали между линиями совокупных издержек и доходов справа от ТБ показывает прибыль, а слева от ТБ – убытки при данном объеме производства.
Алгебраическим путем ТБ вычисляется следующим образом:
(6.5)
где FC – постоянные издержки, руб.;
P – цена единицы продукции, руб./ед.;
|
|
AVC – переменные издержки в расчете на единицу продукции, руб./ед.
При ценообразовании в бурении скважин применяется понятие «сметная стоимость строительства скважины» – сумма прямых и накладных расходов, рассчитанных по сметным (плановым) ценам, иначе, это цена скважины как строительной продукции.
При ценообразовании на углеводородное сырье возникают два основных типа хозяйственных отношений покупателя и продавца:
- с использованием спот-цены или цены «в наличных», когда УВС поставляется и оплачивается немедленно;
- с использованием фьючерсных цен, когда заключается соглашение, по которому продавец обязуется поставить определенное количество УВС в определенные сроки в будущем, а покупатель оплатить поставки по установленной этим соглашением цене.
Действие этого механизма обычно реализуются через товарные биржи. На биржах, как правило, происходит обращение контрактов.
В процессе ценообразования на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам нефтетранспортные организации устанавливают тарифы. Ставка тарифа – это стоимость перекачки 1 т нефти на 100 км, в руб. за единицу транспортной работы (100 т·км).
Прибыль предприятий НГК – форма чистого дохода, обязательный элемент цены, что отвечает объективным требованиям хозяйствующих субъектов.
Виды прибыли:
Выручка (В) – основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.
Она формируется в результате: основной деятельности (Вод), инвестиционной деятельности (Вид) и финансовой деятельности (Вфд) предприятия:
(6.6)
Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Выручка от реализации продукции (Врп) – сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Выручка от реализации продукции отражается за минусом НДС, акцизов, таможенных пошлин и др. платежей, а также стоимости возвращенных товаров, скидки с продаж и с цены, предоставленных покупателю; и определяется как произведение объема товарной продукции на стоимость ее реализации:
(6.7)
где Q – объем товарной продукции, нат. ед.;
Ц – цена реализации единицы продукции (без НДС, акцизов и прочих косвенных налогов), руб.
Выручка от инвестиционной деятельности выражаетсяв виде финансового результата от продажи внеоборотных активов и реализации ценных бумаг.
Выручка от финансовой деятельности включает в себя финансовый результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятий.
Балансовая (валовая) прибыль Пвал, которая включает в себя: прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) Прп; прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия Прип; прибыль (убыток) от внереализационных операций Пвро:
(6.8)
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) (Прп) – это финансовый результат, полученный предприятием от основной деятельности; определяется раздельно по каждому виду деятельности и равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и себестоимостью реализованной продукции:
или (6.9)
где Спр – себестоимость реализованной продукции, руб.;
С – себестоимость единицы продукции, включает фактические затраты, непосредственно связанные с производством продукции, руб.;
Qi – количество реализованной продукции i-го вида, в натуральном измерении;
n – количество видов продукции.
Прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества (Пип) – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия; определяется как разница между продажной ценой реализованного имущества и его остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.
|
|
Финансовые результаты от внереализационных операций (Пвро) – это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, работ, услуг, основных фондов и другого имущества; определяется как разница между доходами от внереализационных операций и расходами по ним.
Для получения величины облагаемой налогом прибыли (Пнобл) валовая прибыль корректируется на основании Налогового Кодекса РФ.
После уплаты налога на прибыль и других платежей в бюджет оставшаяся часть прибыли – чистая прибыль (Пч) остается в распоряжении предприятия и используется им самостоятельно
(6.10)
где Пнобл – прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения (налогооблагаемая прибыль), руб.;
Н – расходы по налогу на прибыль, местным налогам и налогам от других видов деятельности, руб.
Определение направлений расходования чистой прибыли, структуры статей ее использования находятся в компетенции предприятия.
Для оценки эффективности работы предприятий НГК используются также показатели рентабельности.
Рентабельность к выручке (рентабельность продаж или реализации):
(6.11)
Рентабельность к себестоимости (рентабельность продукции):
или . (6.12)
Рентабельность к производственным фондам (рентабельность производства или предприятия):
(6.13)
где ОПФсрг – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
ОбСн – среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств, руб.
Таким образом, прибыль и рентабельность предприятия характеризуют эффективность его деятельности.