І. Функция «планирования» предполагает решение двух глобальных вопросов: какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы их достичь.
При помощи планирования можно перевести предприятие, как систему, из базового уровня на заданный уровень развития путем маневрирования и сосредоточения сил на приоритетных направлениях своей деятельности и определить перспективы развития предприятия.
Функция менеджмента «планирование» отвечает на вопросы:
1. Где мы находимся в данное время? Необходимо оценить сильные и слабые стороны предприятия (финансы, маркетинг, производство, НИР, трудовые ресурсы).
2. Куда мы хотим двигаться? Здесь надо оценить возможности и препятствия окружающей среды (конкуренция, клиенты, законы, политическая обстановка, экономические условия, технология, снабжение, социально-культурные изменения).
3. Как мы собираемся это делать? Руководители в общих чертах решают, что конкретно должен делать каждый член организации для реализации поставленной цели.
|
|
Планирование – один из способов, с помощью которого менеджеры формируют единое направление усилий трудового коллектива на достижение общих целей предпринимательской деятельности.
Конечная цель планирования развития предприятия заключается в том, чтобы смоделировать желаемое будущее состояние предприятия, а также пути и средства его достижения (реализации).
ІІ. Функция «организация». Понятие «организация» употребляется в двух значениях. Первое – процесс, деятельность, направленная на упорядочение взаимодействия людей, вещей и идей. Второе – форма проявления совместной деятельности (предприятие, концерн), ОАО и т.д.).
Организация любой системы требует такого подбора и сочетания ее элементов, которые обеспечивали бы ее гармоничное функционирование. Организация систем управления предприятием в условиях рынка должна обеспечить внутреннюю гармонию, а так же сочетаемость элементов, из которых она состоит и той к которой она принадлежит.
Например, элементы рыночного механизма: самостоятельное планирование, самофинансирование, стимулирование и т.д.
Эту функцию можно рассматривать как систему мер, обеспечивающих рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов процесса производства (людей и средств производства). Организовать – означает создать некую структуру. Важным аспектом этой функции является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества задания, включая и работу по управлению организацией. Реализация этой функции позволяет определить цели и задачи совместной деятельности персонала, выявить потребности в ресурсах и обеспечения ими; установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и сроков исполнения, выбор способов действий и т.д.
|
|
ІІІ. Функция «координирования и регулирования». Согласованность действий персонала путем установления между ними гармонических связей достигается на основе рациональности четкого взаимодействия исполнителей, оперативности и надежности. Функция координирования (согласования) различных процессов труда и его результатов в различных сферах деятельности людей движением всего производственного организма.
Функция регулирования обеспечивает выполнение текущих мероприятий, связанных с устранением отклонений от заданного режима функционирования организационной системы. Осуществляется она в процессе оперативного управления совместной деятельностью людей путем диспетчеризации и на основе контроля и анализа этой деятельности.
ІV. Функция «мотивации» охватывает разработку и исполнение стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности. Важно помнить, что о даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура предприятия, мало чего стоит, если кто-то не выполняет фактическую работу в организации.
Задача функции мотивации – обеспечить выполнение работы членами организации в соответствии с должностными обязанностями, правилами, распорядком организации и сообразно плану. Для эффективного выполнения этой функции менеджер должен учитывать в своей деятельности объективно существующую взаимосвязь таких понятий, как мотив и стимул.
Мотив – это внутреннее желание человека удовлетворять свои потребности.
Стимул – это возможность получения средств удовлетворения своих потребностей за выполнение определенный действий.
Менеджмент должен создавать систему стимулов соответствующих мотивами работников и направляющих их деятельность в общее русло.
Стимулы становятся действенными, т.е. стимулируют работников тогда, когда они согласуются с их внутренними мотивами и отвечают им.
Стимулы: экономические, моральные, коллективные, индивидуальные, идеологические, правовые, эстетические и т.д.
Результаты: экономические (производительность, качество труда, выполнение заданий); социально-экономические (трудовая, творческая активность, дисциплина, отношение к труду); социальные (общественно-политическая активность, развитие личности, гармоническое сочетание интересов личности и общества).
Понимание мотивов и потребностей дает ключ к объединению всех видов организационной деятельности. Известны такие теории и мотивации Д. Мак Грегора, А. Маслоу, Ф. Герцберта и др.
Датский психолог К.Б. Мадсон выделил 19 мотивов (основных) и разделил их на 4 группы.
Первая группа – органические мотивы: голод, жажда, половые влечения, материнское чувство, ощущение боли, холода, жары, потребность дышать.
Вторая группа – эмоциональные мотивы: страх или стремление к безопасности, агрессивность или бойцовские качества.
Третья группа – социальные мотивы: стремление к контактам, жажда власти, жажда деятельности.
Четвертая группа – деятельные мотивы: потребность в опыте, потребность в физической деятельности, любопытство, жажда творчества, потребность в возбуждении (эмоциональная деятельность).
Менеджер должен стремиться к тому, чтобы мотивы деятельности гарантировали максимальное удовлетворение от работы. Любая трудовая ситуация содержит возможности удовлетворения потребностей в физической и эмоциональной деятельности, а также элементы любопытства.
Знание мотивации позволяет разработать способы достижения максимальной отдачи от подчиненных на основе отчетливого представления об их поведении, о мотивах, заставляющих их работать лучше или хуже.
|
|
V. Функция «контрольная» заключается в наблюдении за происходящими процессами в управляемом объекте, сравнении его параметров с заданной программой функционирования, в выявлении отклонений, в принятии и организации выполнения соответствующих решений.