double arrow

Структура системы автоматизации работ отдельных участников бюджетного процесса


Важной задачей автоматизации организаций бюджетной сферы являются не только возложение на компьютер задач контроля за составлением и исполнением бюджета определенного уровня и фор­мированием смет и форм отчетностей, но и создание автоматизиро­ванного интерфейса взаимодействия всех органов бюджетной системы между различными уровнями и в пределах одного, а также возмож­ность взаимодействия с другими внешними структурами. То есть не­обходимо автоматизировать процессы межбюджетных отношений.

Координация достижений информационных технологий в финан­совой системе, согласно Указу «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [4], осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, имеющей подразделения по информатизации и автоматизации в территориальных, региональ­ных и местных финансовых органах. Благодаря такой системе орга­низации обеспечивается информационное и технологическое взаи­модействие с органами Федерального казначейства, Федеральной на­логовой службы, Федеральной службы страхового надзора и Феде­ральной службы по финансовому мониторингу. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора отвечает за создание ведомственного Фонда алгоритмов и программ (ФАП), доступ к которым предостав­ляется территориальным финансовым органам. Она также организует работу по внедрению достижений ИТ во все сферы деятельности финансовых органов и определяет стратегическое направление раз­вития, создает нормативно-правовую и методическую базы комплекс­ного решения задач межуровневого обмена информацией.




Сложность автоматизации бюджетной системы РФ заключается в том, что первоначально нужно создать автоматизированные сис­темы отдельных ее органов (налоговых, казначейства, органов госу­дарственного управления и т.д.), предусмотрев при этом специфику решаемых ими задач и возможность взаимодействия этих органов между собой. Механизм взаимодействия информационных и фи­нансовых потоков отдельно взятого уровня бюджетного процесса представлен на рис. 11.3.

Рис. 11.3. Схема информационных и финансовых взаимодействий участников бюджетного процесса и их функции

Каждый участник данной схемы выполняет определенные, от­веденные ему функции и может рассматриваться как отдельный объ­ект автоматизации и внедрения информационных технологий. Рас­смотрение в схеме только налоговых поступлений связано с их пре­обладающим удельным весом (78,27% в 2003 г. [1] в ряду других — неналоговые поступления, безвозмездные перечислений, целевые бюджетные фонды).

Органы государственной власти осуществляют планирование и управление бюджетом РФ. Для планирования ФБ работники Феде­ральной службы финансово-бюджетного надзора РФ используют автоматизированную информационную территориально распределен­ную систему «Финансы», которая объединяет АРМ специалистов, работающих в центральном аппарате и территориальных органах.



Для формирования и исполнения региональных бюджетов ис­пользуется автоматизированная система составления и исполнения бюджета (АССИБ), которая формирует сводно-группировочные рас­четы по бюджетам региональных структур, составление и исполнение бюджета региона, аналитические расчеты.

Через Банк России и кредитные организации производится об­служивание счетов, финансируемых из бюджетов (федерального, территориальных и местных). Для этого используются внутренние банковские системы фирм «Асофт», «Диасофт», «Интербанксервис» и другие, а связь с клиентами организуется на базе программно-тех- нического комплекса «Клиент-банк».

Налоговые органы обеспечивают контроль за формированием до­ходов бюджета. С этой целью в органах налоговой службы создана АИС «Налог», обеспечивающая автоматический контроль и анализ сборов налогов и других обязательных поступлений в бюджет и вне­бюджетные фонды.

Налогоплательщики формируют доходную часть бюджетов всех уровней за счет уплаты различного рода налогов, устанавливаемых федеральными, территориальными и местными органами власти. Для автоматизации управления финансами на предприятиях налого­плательщиков в зависимости от масштабов и сферы их деятельности могут быть использованы наиболее популярные в данный момент продукты фирм «Галактика» — для крупных предприятий, «1С» — для предприятий малого и среднего бизнеса и др. Также часто ис­пользуются средства электронного офиса (табличные процессоры, системы управления базами данных и т.д.). Ведение налогового учета и отчетности обычно предусматривается в используемых программных продуктах либо реализуется в виде надстроек и дополнительных модулей к ним.



Органы казначейства контролируют движение денег по бюджет­ным счетам и статьи расходов бюджетов разных уровней. В состав АИТ Федерального казначейства входят два основных программных комплекса.

1. «КАЗНА», учитывающий доходы ФБ и распределение регули­рующих налогов между бюджетами разных уровней.

2. «СМЕТА — W», «СМЕТА — F», учитывающие расходы из ФБ и финансирование бюджетополучателей, организованных органами федерального казначейства.

Для автоматизации процессов формирования бюджета города и его исполнения в подразделениях комитета финансов и территори­альных финансовых управлений, отраслевых и территориальных ор­ганах управления администрации города, а также на уровне бюд­жетных организаций города используется АИС бюджетного процес­са — электронное казначейство (АИСБП — ЭК).

Бюджетные организации производят расходование бюджетных средств согласно заложенным в их бюджете статьям и утвержден­ным сметам. Для автоматизации финансового и бухгалтерского уче­та и формирования отчетности на бюджетных предприятиях и ор­ганизациях используются собственные программные разработки и часто встречающиеся продукты фирм «Галактика», «Парус», «1С», «Интеллект-сервис».

Более подробно АИТ каждого отдельного участника бюджетного процесса рассмотрены в соответствующих главах и разделах данно­го пособия.







Сейчас читают про: