Все большее значение в экономическом развитии РФ и решении социальных вопросов придается субъектам РФ, ддя финансового обеспечения задач которых предназначены территориальные бюджеты. Территориальные финансовые органы — наиболее распространенная часть финансовой системы страны, в которой совершается наибольший документооборот, поэтому автоматизация данного уровня носит самый массовый характер. Процесс планирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов, что и процессы ФБ, при этом отличия заключаются в составе функциональных задач, связанных с особенностями структуры доходов и расходов территориальных бюджетов РФ.
В территориальных финансовых органах разработаны и используются программные продукты, подготовленные научными и проектными организациями [2]. В их числе программы НПО «Криста» (г. Рыбинск), Регионально-вычислительного центра Налоговой службы Чувашской Республики, Регионально-вычислительного центра Налоговой службы Нижегородской области, АО «Финтех» и др.
|
|
Внедрение АИС «Финансы» в территориальные финансовые органы позволяет повысить уровень управления территориальными финансами, региональным и местным администрациям принимать более обоснованные и своевременные решения по экономическому и социальному развитию территорий. При этом достигается ускорение получения отчетных данных об исполнении бюджета по доходам и расходам, повышение достоверности отчетных данных о поступлении и расходовании бюджетных средств, оперативность обработки отчетных данных об исполнении бюджета, расширение возможности для прогнозирования бюджетных показателей, разработка вариантов расчетов к проекту бюджета, усиление контроля за исполнением бюджета, сокращение трудозатрат, связанных с учетом бюджетных средств и передачей информации об исполнении бюджета в другие учреждения и организации [2]. Система состоит из комплексов технологических задач, реализованных в виде АРМ.
АРМ работника по бюджету региона используется сотрудниками сводной группы бюджетного отдела для составления и получения выходных документов по учету средств, полученных и переданных в ФБ, а также формирования уточненного бюджета за счет сверхплановых остатков.
АРМ работника по бюджетам районов, городов используется сотрудниками районной группы сводного отдела для формирования уточненных бюджетов, учета изменений бюджетов по доходам и расходам, формирования справочных данных об отношениях районных бюджетов с региональным и формирования данных об исполнении бюджетов.
АРМ бухгалтерского учета исполнения бюджета решает комплекс бухгалтерских задач для получения выходных документов по учету исполнения бюджета, а также передачу и прием банковских документов, формирование документов в налоговые органы и органы Федерального казначейства РФ, формирование месячных и квартальных отчетов об исполнении собственного и консолидированного бюджетов и прием и обработку отчетов об исполнении сметы расходов от нижестоящих организаций.
|
|
В свою очередь пакеты АРМ бюджетного работника состоят из следующих основных модулей.
«Прогноз» используется для решения вопросов прогнозирования с возможностью выбора сценария условий. Программа позволяет хранить и анализировать результаты разных вариантов прогнозирования и использовать их для получения выходных документов.
«Составление и свод бюджетов» предназначен для автоматизации процессов по составлению и своду доходной и расходной частей бюджета, распределению доходов и расходов по кварталам, учету уведомлений об изменении и формировании уточненного бюджета.
«Сеть, штаты и контингенты» автоматизирует процессы планирования и очередности бюджетов разных уровней в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
«Исполнение бюджетов» — основная и наиболее емкая часть АРМ. Он настраивается на ведение учета исполнения бюджета для различных этапов: составления плана счетов, объединения бюджетных счетов в группы, учета доходов в разрезе плательщиков, документов или других объектов, обмена информацией с банками на уровне файлов и т.д.
«Учет и контроль бюджетных средств, выданных в кредит» автоматизирует процессы учета кредитных средств, ведение карточек лицевых счетов и договоров, расчета процентов и пеней, учета платежей и состояния расчетов с бюджетом по кредитам и т.п.
Модуль «Учет векселей» используется для учета векселей и составления реестров.
Модуль «Социальные компенсационные выплаты» автоматизирует процессы планирования, расчета, бухгалтерского учета и отчетности по компенсационным выплатам из бюджета. Он обеспечивает составление годового плана на предоставление пособий и контроль наличия остатков средств на расчетных счетах финансового органа.
Модуль «Отчет об исполнении бюджетов» используется для составления и свода доходной и расходной частей бюджета, подготовки отчета о недостачах и хищениях, справок об основных средствах и материалах и сведений о состоянии кредиторской задолженности.
В настоящее время в большинстве регионов РФ внедрена и эксплуатируется «Автоматизированная информационная система составления и исполнения бюджета» (АССИБ). Она позволяет автоматизировать обработку информации как в отдельном финансовом органе, так и во всей финансовой системе региона. При этом автоматизируется ежедневная работа специалистов, оперативно анализируется исполнение бюджета, ведется учет исполнения бюджетов всех уровней, осуществляется информационный обмен с другими системами, что позволяет создать общую систему региона [3]. АССИБ состоит из трех основных функциональных подсистем (ФП), в каждой из которых реализован ряд технологических задач (рис. 11.6).
ФП «Сводно-группировочные расчеты по бюджету региона» предусматривает ввод информации с компьютерных носителей, контроль и печать информации по утвержденному плану и видам отчетов, ведение учета всех документов, уточняющих план и роспись бюджета с возможностью его получения за любой период.
ФП «Составление и исполнение собственного бюджета» позволяет вести оперативный ввод операций по доходам, расходам и взаимным расчетам, содержит все выходные формы строгой отчетности, а также дополнительные для более детального анализа исполнения бюджета. Использование этой подсистемы упрощает контроль за остатками ассигнований.
|
|
ФП «Аналитические расчеты» предназначена для проведения анализа показателей бюджетной классификации, распорядителей кредитов и плательщиков.
Рис. 11.6. Основные функциональные подсистемы АССИБ |
АССИБ позволяет избегать двойного ввода одной и той же информации в различных отделах финансового органа и посредством распределенной базы данных осуществлять обмен данными между отделами.
В настоящее время кроме рассмотренных программных пакетов в стране разработан и внедряется Типовой сетевой программный комплекс (СЕ 2-Бюджет), который предназначен для формирования и контроля исполнения региональных и местных бюджетов. Эта система автоматизирует организационно-административную деятельность сотрудников территориальных финансовых органов. Объектами автоматизации являются этапы бюджетного процесса (исполнение бюджета, учет и отчетность об исполнении бюджета), функционально дополненные задачами анализа исполнения и интерфейсом с другими системами. В настоящее время создан единый программный комплекс, охватывающий задачи как автоматизации собственно БП, так и внутренней деятельности финансового органа. Кроме того, в регионах эксплуатируется «Система автоматизации учета в централизованных бухгалтериях» (образование, медицина, культура и т.д.).
Внедрение АИТ в бюджетный процесс на уровне региональных и территориальных бюджетов позволяет своевременно выявить возникающие противоречия между условиями формирования доходов и ответственностью за финансирование жизнеобеспечивающих отраслей народного хозяйства и социальных расходов [3].