АИТ территориальных и региональных финансов

Все большее значение в экономическом развитии РФ и реше­нии социальных вопросов придается субъектам РФ, ддя финансового обеспечения задач которых предназначены территориальные бюд­жеты. Территориальные финансовые органы — наиболее распро­страненная часть финансовой системы страны, в которой соверша­ется наибольший документооборот, поэтому автоматизация данного уровня носит самый массовый характер. Процесс планирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов, что и процессы ФБ, при этом отличия заключаются в составе функ­циональных задач, связанных с особенностями структуры доходов и расходов территориальных бюджетов РФ.

В территориальных финансовых органах разработаны и исполь­зуются программные продукты, подготовленные научными и про­ектными организациями [2]. В их числе программы НПО «Криста» (г. Рыбинск), Регионально-вычислительного центра Налоговой служ­бы Чувашской Республики, Регионально-вычислительного центра Налоговой службы Нижегородской области, АО «Финтех» и др.

Внедрение АИС «Финансы» в территориальные финансовые ор­ганы позволяет повысить уровень управления территориальными финансами, региональным и местным администрациям принимать более обоснованные и своевременные решения по экономическому и социальному развитию территорий. При этом достигается ускоре­ние получения отчетных данных об исполнении бюджета по дохо­дам и расходам, повышение достоверности отчетных данных о по­ступлении и расходовании бюджетных средств, оперативность об­работки отчетных данных об исполнении бюджета, расширение возможности для прогнозирования бюджетных показателей, разра­ботка вариантов расчетов к проекту бюджета, усиление контроля за исполнением бюджета, сокращение трудозатрат, связанных с уче­том бюджетных средств и передачей информации об исполнении бюджета в другие учреждения и организации [2]. Система состоит из комплексов технологических задач, реализованных в виде АРМ.

АРМ работника по бюджету региона используется сотрудниками сводной группы бюджетного отдела для составления и получения выходных документов по учету средств, полученных и переданных в ФБ, а также формирования уточненного бюджета за счет сверхпла­новых остатков.

АРМ работника по бюджетам районов, городов используется со­трудниками районной группы сводного отдела для формирования уточненных бюджетов, учета изменений бюджетов по доходам и расходам, формирования справочных данных об отношениях район­ных бюджетов с региональным и формирования данных об исполне­нии бюджетов.

АРМ бухгалтерского учета исполнения бюджета решает ком­плекс бухгалтерских задач для получения выходных документов по учету исполнения бюджета, а также передачу и прием банковских документов, формирование документов в налоговые органы и органы Федерального казначейства РФ, формирование месячных и кварталь­ных отчетов об исполнении собственного и консолидированного бюджетов и прием и обработку отчетов об исполнении сметы рас­ходов от нижестоящих организаций.

В свою очередь пакеты АРМ бюджетного работника состоят из следующих основных модулей.

«Прогноз» используется для решения вопросов прогнозирования с возможностью выбора сценария условий. Программа позволяет хранить и анализировать результаты разных вариантов прогнозиро­вания и использовать их для получения выходных документов.

«Составление и свод бюджетов» предназначен для автоматизации процессов по составлению и своду доходной и расходной частей бюд­жета, распределению доходов и расходов по кварталам, учету уведом­лений об изменении и формировании уточненного бюджета.

«Сеть, штаты и контингенты» автоматизирует процессы пла­нирования и очередности бюджетов разных уровней в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

«Исполнение бюджетов» — основная и наиболее емкая часть АРМ. Он настраивается на ведение учета исполнения бюджета для раз­личных этапов: составления плана счетов, объединения бюджетных счетов в группы, учета доходов в разрезе плательщиков, документов или других объектов, обмена информацией с банками на уровне файлов и т.д.

«Учет и контроль бюджетных средств, выданных в кредит» авто­матизирует процессы учета кредитных средств, ведение карточек лицевых счетов и договоров, расчета процентов и пеней, учета пла­тежей и состояния расчетов с бюджетом по кредитам и т.п.

Модуль «Учет векселей» используется для учета векселей и со­ставления реестров.

Модуль «Социальные компенсационные выплаты» автоматизирует процессы планирования, расчета, бухгалтерского учета и отчетности по компенсационным выплатам из бюджета. Он обеспечивает со­ставление годового плана на предоставление пособий и контроль наличия остатков средств на расчетных счетах финансового органа.

Модуль «Отчет об исполнении бюджетов» используется для со­ставления и свода доходной и расходной частей бюджета, подготов­ки отчета о недостачах и хищениях, справок об основных средствах и материалах и сведений о состоянии кредиторской задолженности.

В настоящее время в большинстве регионов РФ внедрена и экс­плуатируется «Автоматизированная информационная система состав­ления и исполнения бюджета» (АССИБ). Она позволяет автоматизи­ровать обработку информации как в отдельном финансовом органе, так и во всей финансовой системе региона. При этом автоматизирует­ся ежедневная работа специалистов, оперативно анализируется ис­полнение бюджета, ведется учет исполнения бюджетов всех уровней, осуществляется информационный обмен с другими системами, что позволяет создать общую систему региона [3]. АССИБ состоит из трех основных функциональных подсистем (ФП), в каждой из ко­торых реализован ряд технологических задач (рис. 11.6).

ФП «Сводно-группировочные расчеты по бюджету региона» пре­дусматривает ввод информации с компьютерных носителей, кон­троль и печать информации по утвержденному плану и видам отче­тов, ведение учета всех документов, уточняющих план и роспись бюджета с возможностью его получения за любой период.

ФП «Составление и исполнение собственного бюджета» позволяет вести оперативный ввод операций по доходам, расходам и взаим­ным расчетам, содержит все выходные формы строгой отчетности, а также дополнительные для более детального анализа исполнения бюджета. Использование этой подсистемы упрощает контроль за ос­татками ассигнований.

ФП «Аналитические расчеты» предназначена для проведения ана­лиза показателей бюджетной классификации, распорядителей кре­дитов и плательщиков.

Рис. 11.6. Основные функциональные подсистемы АССИБ

АССИБ позволяет избегать двойного ввода одной и той же ин­формации в различных отделах финансового органа и посредством распределенной базы данных осуществлять обмен данными между отделами.

В настоящее время кроме рассмотренных программных пакетов в стране разработан и внедряется Типовой сетевой программный комплекс (СЕ 2-Бюджет), который предназначен для формирова­ния и контроля исполнения региональных и местных бюджетов. Эта система автоматизирует организационно-административную дея­тельность сотрудников территориальных финансовых органов. Объ­ектами автоматизации являются этапы бюджетного процесса (ис­полнение бюджета, учет и отчетность об исполнении бюджета), функционально дополненные задачами анализа исполнения и ин­терфейсом с другими системами. В настоящее время создан единый программный комплекс, охватывающий задачи как автоматизации собственно БП, так и внутренней деятельности финансового органа. Кроме того, в регионах эксплуатируется «Система автоматизации учета в централизованных бухгалтериях» (образование, медицина, культура и т.д.).

Внедрение АИТ в бюджетный процесс на уровне региональных и территориальных бюджетов позволяет своевременно выявить воз­никающие противоречия между условиями формирования доходов и ответственностью за финансирование жизнеобеспечивающих от­раслей народного хозяйства и социальных расходов [3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: