Выдержки (Кофанова И.Н., Мишина Е.А., Рыбак К.Е., Сивицкий В.А., Тараскин В.И., Тихомиров Ю.А: Юрист в организации, Юстицинформ, Москва, 2009)

Юристы, которые трудятся в федеральных органах исполнительной власти, выполняют громадный объем работы. Об этом можно судить по характеристике деятельности Юридического департамента Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации в период 2004-2008 гг., которое в настоящий момент преобразовано в Министерство промышленности и торговли.

Департамент создавался в 2004 г. одним из первых и практически с нуля. На начальном этапе пришлось подбирать коллектив, сплачивать его, поскольку на Юридический департамент, или, как он тогда назывался, "Департамент правовых отношений", легла функция формирования организационной оболочки деятельности всего министерства, включая подведомственные ему агентства. Ранее подобной структуры не существовало. Надо было разработать положения о всех департаментах министерства, агентствах, наладить внутреннее взаимодействие (документооборот) звеньев. И это было самым сложным.

На первых порах не обошлось без серьезных трений. Приходилось участвовать и в отладке, и в настройке механизма. Поэтому то, что через четыре года функционирование сложной структуры министерства вместе с агентствами было налажено, можно считать большим достижением и самым главным результатом. Все разговоры о том, что структура слишком велика и неповоротлива, так и остались разговорами, а министерство работает.

На пути становления пришлось вникать в весьма широкий круг специальных вопросов. Каждая из подведомственных министерству отраслей, а их более 10, опирается на огромный информационный массив законодательных актов, на законодательство и в природоохранной области, в области оборонного заказа, и в прочих смежных областях. Поэтому сотрудникам Департамента пришлось в самые короткие сроки овладеть столь большим массивом законодательной информации, чтобы идти дальше, что весьма непросто с профессиональной точки зрения.

В практическом же плане министерство тесно сотрудничает со всеми отраслевыми департаментами. Как головная организация, оно готовит документы по их проблемам, хотя в основном это специфические, узкопрофильные вопросы.

Из специальных функций можно отметить налаженное взаимодействие департаментов министерства и агентств в работе с комитетами Госдумы. И это весьма значительный объем работы, тем более что связь с комитетами тесно переплетается с комиссией Правительства РФ по законопроектной работе. За четыре года работы министерство внесло, а Госдума приняла ряд основополагающих законодательных инициатив, в большинстве из которых Юридический департамент был соисполнителем. В частности, велась активная работа над законом об электроэнергетике, поправки к которому были приняты недавно; над Лесным кодексом, вступившим в силу в прошлом году.

Много прошло через Департамент ратификационных документов, в том числе по Каспийскому морю, проекту нефтепровода Бургас-Александропулос.

Одновременно Департамент организовывал выступления руководителей министерства на правительственных часах в Госдуме и Совете Федерации, например по вопросам судостроения, СРП, электроэнергетики.

Одним из важнейших направлений Департамента остается работа в правительственной комиссии по административной реформе. В 2004-2008 гг. Департамент подготовил, принял и зарегистрировал в Минюсте ряд административных регламентов по осуществлению Минпромэнерго некоторых функций, в частности: по утверждению нормативов потерь в электроэнергетике, нормативов при добыче углеводородного сырья, по ведению реестра организаций ОПК и административные регламенты в сфере техрегулирования. Работа эта не прекращается. Предполагается, что по каждой функции министерства для облегчения обращения будет принят административный регламент, в котором будет детально прописан весь механизм взаимодействия с ним, вплоть до графиков работы отделов, номеров кабинетов, справочных телефонов, наборов документов и проч. Они в обязательном порядке публикуются на сайте министерства.

Департамент обеспечивает представительство министерства в правительственной комиссии по интеллектуальной собственности. Совместно с отраслевыми департаментами подготовлен ряд инструкций. Например, в 2007 г. совместно с Департаментом экономического анализа и перспективного планирования был разработан порядок учета результатов интеллектуальной собственности министерства. Система уже начала работать. Использованию министерством всех результатов научно-исследовательских работ будет способствовать и налаженный строгий учет за отчетами. А предшествовала этому большая работа Юридического департамента по согласованию и выработке рекомендаций и форм контрактов и договоров, заключаемых министерством по НИРам, НИОКРам и т.д. Предполагается, что конечным результатом станет получение патентов. Это будет реально осязаемый итог вложений госсредств.

Еще одна область деятельности - защита интересов министерства и государства в судах. Через судебно-правовой отдел Юридического департамента за отчетный период прошло свыше 1300 судебных дел. Вот лишь несколько примеров. Была обоснована законность распоряжения правительства о строительстве трубопровода ВСТО, которая оспаривалась в судебном порядке; доказана законность постановления о выдаче субсидий в угольной промышленности.

Кроме того, Департамент сопровождает судебные процессы, затрагивающие интересы министерства в судах других государств. Например, были представлены интересы Минпромэнерго в суде по делу ЮКОСа в Вашингтоне. Сейчас идет процесс, в котором министерство от имени государства выступает в штате Флорида (США) по эпизоду, связанному с авиатехникой; в Хьюстоне проходит процесс, касающийся деятельности российских нефтяных компаний на мировом рынке. Большая часть судебных процессов касается дел о банкротстве стратегически важных предприятий.

Большой блок работы связан с законотворчеством. Так, разработан законопроект об участии иностранных инвесторов в экономике страны. Этот законопроект подготовлен министерством и от имени Правительства внесен в Госдуму. Работа весьма кропотливая и сложная, поскольку касается не только промышленности, но и всей экономики.

В прошлом году было разработано положение о стимулировании инвестиций в лесопереработку. На его основе затем был подготовлен портфель приказов по министерству.

Особое место, конечно, занимает большая работа в области технического регулирования, поскольку все техрегламенты проходят через Юридический департамент; последний участвует и в работе комиссии по техрегулированию при Минпромэнерго, и в Общественном совете по техрегулированию; велика его роль в решении спорных вопросов на этапе их утверждения Правительством.

Юридический департамент участвовал в урегулировании всех вопросов по СРП "Сахалин-2", Харьягинскому СРП; по наследству от Минэкономразвития достался судебный спор в Стокгольме с французской компанией "Тоталь" по данному месторождению. В ходе длительной работы удалось заключить с французами мировое соглашение.

В сфере международной деятельности Департамента можно отметить подготовку соглашения по Оренбургскому газоперерабатывающему заводу между Российской Федерацией и Казахстаном. Сейчас договор направлен на ратификацию в Государственную Думу. Готовится также соглашение и по Таджикистану о строительстве Сангтудинских ГЭС.

У Департамента большие планы. Предполагается расширить участие в судах по искам о банкротстве стратегических предприятий. Раньше на финансовое оздоровление таких предприятий бюджет средств не выделял и повлиять на ситуацию было невозможно. С 2008 г. деньги выделяются, и в связи с этим открылась перспектива выхода в суды с планами реструктуризации этих предприятий, их оздоровления, восстановления платежеспособности.

Показательно, что Юридический департамент в 2004-2008 гг. проработал и завизировал свыше 1500 проектов приказов Минпромэнерго, более 3500 проектов нормативных правовых актов, в том числе актов Президента и Правительства, подготовил и завизировал свыше 500 проектов заключений, отзывов и поправок Правительства, а также проектов федеральных законов. В Минюсте зарегистрировано более 100 приказов Минпромэнерго. Юридический департамент участвовал в заседаниях арбитражных судов, судов общей юрисдикции, в том числе Верховного Суда, представлял интересы Минпромэнерго и Правительства при рассмотрении свыше 1300 дел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: