double arrow

Практическое применение психологии личности

В рамках психологии личности одним из главных вопросов является опре­деление характера практики: является она укрепляющей или трансформирую­щей Эго. В целом социальная работа направлена на укрепление Эго, а кон­сультирование и психотерапия — на его трансформацию. Практика, укрепля­ющая Эго, предполагает работу с мыслями и поведением в настоящий мо­мент, а не в прошлом. Она нацелена на развитие навыков сознательного кон-"роля и обучения, подразумевает отношения поддержки, реализуется с помо­щью директивных и обучающих методов, включает работу с окружением и юиск дополнительных ресурсов для клиентов, а также работу с психотравма­ми, жизненно значимыми проблемами, поведенческими нарушениями, по-


вышенной тревожностью и импульсивностью. Практика, трансформирующая Эго, подразумевает существование связи между прошлым и настоящим, опи­рается в решении конфликтов на инсайт, ориентируется на недирективный подход и рефлексию. Она нацелена в основном на работу не с окружением, а с клиентами, у которых развиты сознание и способности к саморегуляции, однако наблюдаются поведенческие трудности и неадекватность в использо­вании защитных механизмов.

Для выбора того или другого подхода необходимо в полной мере оценить Эго. Основные вопросы связаны с выявлением следующих источников про­блем:

■ сложностей в исполнении жизненных ролей или задач по развитию;

■ стрессов или психотравм;

■ трудностей сознательного контроля или задержки развития;

■ недостатка ресурсов и помощи или несоответствия индивидуальных воз­можностей и требований окружающей среды.

Социальные работники также оценивают способности индивида и ресурсы окружения, которые можно привлечь для решения проблем. Данные собира­ются различными путями: от клиентов, их семьи, других значимых людей, с места работы или учебы, из различных организаций, на основе наблюдения за поведением клиентов при взаимодействии со специалистом и в стенах служ­бы, а также с помощью психологических тестов и диагностических опросни­ков.

Результатом оценки является решение о преимущественной направленно­сти работы на:

■ способности индивида;

■ условия окружающей среды;

■ соответствие способностей индивида требованиям окружающей среды.

Акцент на соответствии индивидуальных и средовых особенностей показы­вает определенное значение психологии личности для экосистемной теории (см. гл. 7). Однако, согласно Гольдштейну, он, скорее, является отражением повсеместного применения в США экосистемной теории в социальной рабо­те. На основе оценки также принимается решение о необходимости кратко­срочного или долгосрочного вмешательства, хотя этот выбор в большой сте­пени зависит от организационных особенностей службы. Краткосрочная рабо­та подразумевает либо непосредственное воздействие на основные проблемы клиента, либо дополнительную их диагностику, необходимую для дальней­шей работы. В первом случае работа может проводиться без детального обсле­дования ситуации клиента, однако при выявлении других проблемных зон в процессе вмешательства предполагается возможность переоценки.

В социальной работе, опирающейся на идеи психологии личности, особое значение придается взаимоотношениям социального работника и клиента. Цели работы определяются не в соответствии с приоритетами службы или мнениями


членов семьи, а в соответствии с потребностями клиента. Социальные работни­ки следуют особой структуре общения, в частности используется психоанали­тическая техника «пустого экрана». Важную роль играют демонстрация обрат­ной реакции на поведение клиентов, помощь им в поиске альтернативных ва­риантов решения проблем, определение моделей поведения и мышления, в которых активизируются навыки сознательной саморегуляции. Задачей соци­альных работников является также создание рабочего альянса с клиентами в целях изменения иррациональных моделей поведения и восприятия в направ­лении их большей реалистичное™. Акцент на реалистическом мышлении сбли­жает данный подход с когнитивной терапией. Однако социальная работа в рам­ках психологии личности применяется в тех случаях, когда в отношениях со специалистами нерациональные стратегии клиентов носят устойчивый харак­тер, поэтому для работы с ними необходим терапевтический альянс. Напри­мер, у клиентки были сложности во взаимоотношениях с мужем, проявлявши­еся в постоянных спорах, проблемах общения и невнимания к мнению друг друга. Подобная ситуация возникла и при нашем общении. Я обратил внимание супругов на их неспособность к слушанию и посоветовал каждому молча слу­шать другого в течение двух минут, делать пометки, поскольку у женщины были проблемы с памятью, и только затем попеременно высказывать ответное мнение. Таким образом, они научились поочередно говорить и слушать.

Отношения между специалистом и клиентом зависят от многих особенно­стей клиентов: их мотивации и ожиданий, ценностей, опыта, социальной и культурной принадлежности, навыков сознательного контроля и текущей жизненной ситуации. Главными факторами, которые влияют на взаимоотно­шения специалиста и клиента, являются способность увидеть в происходящем взаимосвязь поведения и мышления, а также показать клиенту эту зависи­мость и способы преодоления ошибочных представлений. Организационные особенности также влияют на общение с клиентами; отношение к ним опре­деляет их ожидания и мотивацию, а также удовлетворенность контактами. Например, тихое, уединенное место для бесед, четкий временной график и эффективная организация встреч являются признаками уважительного отно­шения к клиенту.

Социальный работник ориентируется на созданные отношения при поста­новке диагноза и обращает внимание на следующие моменты:

■ внушение надежды и формирование мотивировки;

■ развитие автономии, навыков решения проблем и адаптацию к окружаю­щей среде;

■ формирование ролевой модели и положительного опыта с целью кор­ректировки прошлого негативного опыта;

■ достижение личностных изменений;

■ мобилизацию ресурсов для оказания помощи клиентам;

■ изменение окружающей обстановки;

■ посредничество, обучение, сотрудничество и защиту прав клиентов во взаимодействии с другими службами.


Прекращение отношений также должно происходить по пути уменьшения зависимости клиентов от социальных работников и служб помощи, в то же время поддержка должна быть всегда для них доступной.

Для достижения необходимых изменений может быть использован широ­кий спектр психологических техник, которые анализируются в работе Холлис и Вудс (1981). Среди них:

■ техники поддержки — сочувственное слушание, восприимчивость, приня­
тие и признание достоинств клиента;

■ прямое влияние — убеждение, совет;

■ изучение, описание и обсуждение — прояснение и оценка восприятия и
чувств клиента относительно ситуации;

■ рефлексия «личность —ситуация» (или «личность —окружение») — фо­кусировка внимания на текущей ситуации и существующих отношениях, развитие способности к пониманию других, прояснение причин поведе­ния клиента и окружающих, а также анализ чувств, связанных с ситуа­цией и поведением;

■ рефлексия динамической модели — определение поведенческих моделей и их связи с паттернами мышления и восприятия;

■ рефлексия развития — помощь клиенту в анализе связи между пережи­ваниями настоящего и прошлого;

■ обучение — информирование, установление контактов с другими;

■ структурирование — детализация проблем, определение приоритетов, установление временных ограничений и организация деятельности.

Виды терапевтической среды: применение в стационарном обслуживании

Несколько моделей психодинамической теории нашли применение в ра­боте стационарных учреждений социальной помощи. Райтон (1975) выделяет в этом отношении следующие три теоретических подхода.

Плановая средовая терапия (Франклин, 1968; Вилле, 1973), основанная на работе с проблемными подростками во время Второй мировой войны. Теоретические истоки этой терапии — психоаналитическая теория и ради­кальные образовательные модели, которые рассматриваются в работах Гомера Лейна (Вилле, 1964), Найла (1964) и Лайворда (Берн, 1956).

Терапия средой — главным образом американская модель, представлен­ная в работе Польски (1968). В данном подходе психодинамические представления используются в групповой работе с проблемной молоде­жью. В терапии средой также применяются идеи психологии личности и концепция Левина (1951) о теории поля и жизненном пространстве (т.е. физической, социальной, культурной и психологической среде уч-


реждения) для анализа межличностных и внутригрупповых отношений, особенно в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей (Редл, 1959). Еще один вариант практической работы с жизненным про­странством клиентов, находящихся в стационарных учреждениях, пока­зан в работе Кинан (1991).

Терапевтические микросоциальные группы — модель, разработанная на осно­
ве практической работы в психиатрических лечебницах Джонса (1968) и
Кларка (1974), кроме того, ее истоки связаны с периодом после Второй
мировой войны и реабилитацией участников военных действий (Кеннард,
1998). Этот подход нашел применение в учреждениях по месту житель­
ства, например в больничных дневных стационарах (Уайтли, 1979), а также
в общежитиях и домах совместного проживания, финансируемых ассоци­
ацией имени М.Ричмонд (Янсен, 1980; Мэннинг, 1989).

В рамках этого направления рассматривается также групповая психодина­мическая работа, предложенная Байоном (1961). Некоторое отношение к идее терапевтической среды имеет деятельность организационных консультантов-психоаналитиков, в частности представителей Тавистокского клинического института (Брирли, 1991). Фаульксу (1964) принадлежит идея «групповой матрицы», которая объединяет все формы взаимодействия и общения в группе и становится для ее членов основой единого восприятии происходящего. Этот феномен называется иногда «групповым духом», или «безопасной зоной», как в теории привязанности Боулби (Ролинсон, 1999). По мнению Фроггетт (2002), психодинамические групповые подходы помогают сдерживать про­блемные вопросы в рамках матрицы безопасной среды. Еще одна интерпре­тация терапевтической среды содержится в работе Мензис-Лита (1988). В ней показано, как сотрудники больницы, сталкиваясь с тяжелыми эмоциональ­ными ситуациями, используют психологические защиты для сохранения эмо­ционального равновесия. В своем обзоре Бетлехем (1950) воссоздает атмо­сферу психоаналитической практики в стационарном учреждении для детей с поведенческими нарушениями, кроме того, в этой работе заметно влия­ние опыта пребывания автора в концентрационном лагере во время Второй мировой войны.

Самой известной моделью практики стационарной помощи считается те­рапевтическая микросоциальная группа. В работе Кеннарда (1983, 1998) пере­числяются основные характеристики такой группы, которые можно отнести ко всем трем моделям терапевтической среды. К ним относятся:

■ неформальная атмосфера и дух коллективизма;

■ групповые встречи, являющиеся основным методом терапии. Во время их проведения происходит обмен информацией, формируется чувство со­причастности, принимаются совместные решения, кроме того, участни­ки получают обратную связь и учатся прислушиваться к коллективному мнению;

■ работа участников на благо группы;

■ терапевтическое воздействие участников группы, находящихся в стацио­нарных учреждениях, друг на друга;


распределение полномочий между сотрудниками и участниками группы.

общие ценности. Например, в проблемах индивида видятся проявления трудностей в межличностных отношениях, терапия воспринимается как процесс изучения нового (научение на основе инсайта — Хиншельвуд. 1999), а участники группы рассматриваются как равные личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: