В рамках психологии личности одним из главных вопросов является определение характера практики: является она укрепляющей или трансформирующей Эго. В целом социальная работа направлена на укрепление Эго, а консультирование и психотерапия — на его трансформацию. Практика, укрепляющая Эго, предполагает работу с мыслями и поведением в настоящий момент, а не в прошлом. Она нацелена на развитие навыков сознательного кон-"роля и обучения, подразумевает отношения поддержки, реализуется с помощью директивных и обучающих методов, включает работу с окружением и юиск дополнительных ресурсов для клиентов, а также работу с психотравмами, жизненно значимыми проблемами, поведенческими нарушениями, по-
вышенной тревожностью и импульсивностью. Практика, трансформирующая Эго, подразумевает существование связи между прошлым и настоящим, опирается в решении конфликтов на инсайт, ориентируется на недирективный подход и рефлексию. Она нацелена в основном на работу не с окружением, а с клиентами, у которых развиты сознание и способности к саморегуляции, однако наблюдаются поведенческие трудности и неадекватность в использовании защитных механизмов.
|
|
Для выбора того или другого подхода необходимо в полной мере оценить Эго. Основные вопросы связаны с выявлением следующих источников проблем:
■ сложностей в исполнении жизненных ролей или задач по развитию;
■ стрессов или психотравм;
■ трудностей сознательного контроля или задержки развития;
■ недостатка ресурсов и помощи или несоответствия индивидуальных возможностей и требований окружающей среды.
Социальные работники также оценивают способности индивида и ресурсы окружения, которые можно привлечь для решения проблем. Данные собираются различными путями: от клиентов, их семьи, других значимых людей, с места работы или учебы, из различных организаций, на основе наблюдения за поведением клиентов при взаимодействии со специалистом и в стенах службы, а также с помощью психологических тестов и диагностических опросников.
Результатом оценки является решение о преимущественной направленности работы на:
■ способности индивида;
■ условия окружающей среды;
■ соответствие способностей индивида требованиям окружающей среды.
Акцент на соответствии индивидуальных и средовых особенностей показывает определенное значение психологии личности для экосистемной теории (см. гл. 7). Однако, согласно Гольдштейну, он, скорее, является отражением повсеместного применения в США экосистемной теории в социальной работе. На основе оценки также принимается решение о необходимости краткосрочного или долгосрочного вмешательства, хотя этот выбор в большой степени зависит от организационных особенностей службы. Краткосрочная работа подразумевает либо непосредственное воздействие на основные проблемы клиента, либо дополнительную их диагностику, необходимую для дальнейшей работы. В первом случае работа может проводиться без детального обследования ситуации клиента, однако при выявлении других проблемных зон в процессе вмешательства предполагается возможность переоценки.
|
|
В социальной работе, опирающейся на идеи психологии личности, особое значение придается взаимоотношениям социального работника и клиента. Цели работы определяются не в соответствии с приоритетами службы или мнениями
членов семьи, а в соответствии с потребностями клиента. Социальные работники следуют особой структуре общения, в частности используется психоаналитическая техника «пустого экрана». Важную роль играют демонстрация обратной реакции на поведение клиентов, помощь им в поиске альтернативных вариантов решения проблем, определение моделей поведения и мышления, в которых активизируются навыки сознательной саморегуляции. Задачей социальных работников является также создание рабочего альянса с клиентами в целях изменения иррациональных моделей поведения и восприятия в направлении их большей реалистичное™. Акцент на реалистическом мышлении сближает данный подход с когнитивной терапией. Однако социальная работа в рамках психологии личности применяется в тех случаях, когда в отношениях со специалистами нерациональные стратегии клиентов носят устойчивый характер, поэтому для работы с ними необходим терапевтический альянс. Например, у клиентки были сложности во взаимоотношениях с мужем, проявлявшиеся в постоянных спорах, проблемах общения и невнимания к мнению друг друга. Подобная ситуация возникла и при нашем общении. Я обратил внимание супругов на их неспособность к слушанию и посоветовал каждому молча слушать другого в течение двух минут, делать пометки, поскольку у женщины были проблемы с памятью, и только затем попеременно высказывать ответное мнение. Таким образом, они научились поочередно говорить и слушать.
Отношения между специалистом и клиентом зависят от многих особенностей клиентов: их мотивации и ожиданий, ценностей, опыта, социальной и культурной принадлежности, навыков сознательного контроля и текущей жизненной ситуации. Главными факторами, которые влияют на взаимоотношения специалиста и клиента, являются способность увидеть в происходящем взаимосвязь поведения и мышления, а также показать клиенту эту зависимость и способы преодоления ошибочных представлений. Организационные особенности также влияют на общение с клиентами; отношение к ним определяет их ожидания и мотивацию, а также удовлетворенность контактами. Например, тихое, уединенное место для бесед, четкий временной график и эффективная организация встреч являются признаками уважительного отношения к клиенту.
Социальный работник ориентируется на созданные отношения при постановке диагноза и обращает внимание на следующие моменты:
■ внушение надежды и формирование мотивировки;
■ развитие автономии, навыков решения проблем и адаптацию к окружающей среде;
■ формирование ролевой модели и положительного опыта с целью корректировки прошлого негативного опыта;
■ достижение личностных изменений;
■ мобилизацию ресурсов для оказания помощи клиентам;
■ изменение окружающей обстановки;
■ посредничество, обучение, сотрудничество и защиту прав клиентов во взаимодействии с другими службами.
|
|
Прекращение отношений также должно происходить по пути уменьшения зависимости клиентов от социальных работников и служб помощи, в то же время поддержка должна быть всегда для них доступной.
Для достижения необходимых изменений может быть использован широкий спектр психологических техник, которые анализируются в работе Холлис и Вудс (1981). Среди них:
■ техники поддержки — сочувственное слушание, восприимчивость, приня
тие и признание достоинств клиента;
■ прямое влияние — убеждение, совет;
■ изучение, описание и обсуждение — прояснение и оценка восприятия и
чувств клиента относительно ситуации;
■ рефлексия «личность —ситуация» (или «личность —окружение») — фокусировка внимания на текущей ситуации и существующих отношениях, развитие способности к пониманию других, прояснение причин поведения клиента и окружающих, а также анализ чувств, связанных с ситуацией и поведением;
■ рефлексия динамической модели — определение поведенческих моделей и их связи с паттернами мышления и восприятия;
■ рефлексия развития — помощь клиенту в анализе связи между переживаниями настоящего и прошлого;
■ обучение — информирование, установление контактов с другими;
■ структурирование — детализация проблем, определение приоритетов, установление временных ограничений и организация деятельности.
Виды терапевтической среды: применение в стационарном обслуживании
Несколько моделей психодинамической теории нашли применение в работе стационарных учреждений социальной помощи. Райтон (1975) выделяет в этом отношении следующие три теоретических подхода.
■ Плановая средовая терапия (Франклин, 1968; Вилле, 1973), основанная на работе с проблемными подростками во время Второй мировой войны. Теоретические истоки этой терапии — психоаналитическая теория и радикальные образовательные модели, которые рассматриваются в работах Гомера Лейна (Вилле, 1964), Найла (1964) и Лайворда (Берн, 1956).
■ Терапия средой — главным образом американская модель, представленная в работе Польски (1968). В данном подходе психодинамические представления используются в групповой работе с проблемной молодежью. В терапии средой также применяются идеи психологии личности и концепция Левина (1951) о теории поля и жизненном пространстве (т.е. физической, социальной, культурной и психологической среде уч-
|
|
реждения) для анализа межличностных и внутригрупповых отношений, особенно в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей (Редл, 1959). Еще один вариант практической работы с жизненным пространством клиентов, находящихся в стационарных учреждениях, показан в работе Кинан (1991).
■ Терапевтические микросоциальные группы — модель, разработанная на осно
ве практической работы в психиатрических лечебницах Джонса (1968) и
Кларка (1974), кроме того, ее истоки связаны с периодом после Второй
мировой войны и реабилитацией участников военных действий (Кеннард,
1998). Этот подход нашел применение в учреждениях по месту житель
ства, например в больничных дневных стационарах (Уайтли, 1979), а также
в общежитиях и домах совместного проживания, финансируемых ассоци
ацией имени М.Ричмонд (Янсен, 1980; Мэннинг, 1989).
В рамках этого направления рассматривается также групповая психодинамическая работа, предложенная Байоном (1961). Некоторое отношение к идее терапевтической среды имеет деятельность организационных консультантов-психоаналитиков, в частности представителей Тавистокского клинического института (Брирли, 1991). Фаульксу (1964) принадлежит идея «групповой матрицы», которая объединяет все формы взаимодействия и общения в группе и становится для ее членов основой единого восприятии происходящего. Этот феномен называется иногда «групповым духом», или «безопасной зоной», как в теории привязанности Боулби (Ролинсон, 1999). По мнению Фроггетт (2002), психодинамические групповые подходы помогают сдерживать проблемные вопросы в рамках матрицы безопасной среды. Еще одна интерпретация терапевтической среды содержится в работе Мензис-Лита (1988). В ней показано, как сотрудники больницы, сталкиваясь с тяжелыми эмоциональными ситуациями, используют психологические защиты для сохранения эмоционального равновесия. В своем обзоре Бетлехем (1950) воссоздает атмосферу психоаналитической практики в стационарном учреждении для детей с поведенческими нарушениями, кроме того, в этой работе заметно влияние опыта пребывания автора в концентрационном лагере во время Второй мировой войны.
Самой известной моделью практики стационарной помощи считается терапевтическая микросоциальная группа. В работе Кеннарда (1983, 1998) перечисляются основные характеристики такой группы, которые можно отнести ко всем трем моделям терапевтической среды. К ним относятся:
■ неформальная атмосфера и дух коллективизма;
■ групповые встречи, являющиеся основным методом терапии. Во время их проведения происходит обмен информацией, формируется чувство сопричастности, принимаются совместные решения, кроме того, участники получают обратную связь и учатся прислушиваться к коллективному мнению;
■ работа участников на благо группы;
■ терапевтическое воздействие участников группы, находящихся в стационарных учреждениях, друг на друга;
распределение полномочий между сотрудниками и участниками группы.
общие ценности. Например, в проблемах индивида видятся проявления трудностей в межличностных отношениях, терапия воспринимается как процесс изучения нового (научение на основе инсайта — Хиншельвуд. 1999), а участники группы рассматриваются как равные личности.