Происхождение когнитивных и поведенческих концепций связано с дву взаимосвязанными теоретическими течениями в психологической литерату Исторически сначала появилась теория научения, которая в форме повел ческой терапии, опиравшейся на психологические исследования, стала ч? тью клинической психологии. Шелдон (1995) демонстрирует суть этой тео через разведение психики и поведения, составляющих целостность личное ной идентичности индивида. Психодинамическая, и скорее всего общепри тая, точка зрения заключается в том, что поведение запускается процесса происходящими в нашей психике. Это связано с философскими представ)
ниями о том, что такое психика: является ли она средоточием нашей человеческой сущности, «души», как называют ее христиане. С этим связан вопрос о том, ограничивают ли внешние воздействия человеческую свободу или люди действуют свободно по своей воле согласно личным стремлениям. Теория научения не отрицает такую возможность, но в ней утверждается, что никто не может знать того, что происходит в психике другого человека. Следовательно, нам остается только изучать и влиять на поведение, которое можно отследить. Наше поведение формируется, т.е. зависит от внешних воздействий, за исключением некоторых врожденных рефлексов. Поэтому мы можем приобретать новые модели поведения для удовлетворения своих потребностей или искать альтернативу существующим поведенческим проявлениям, если последние вызывают проблемы. Таким образом, терапия будет направлена на выполнение действий, последовательно приводящих к изменениям в поведении. Само по себе это не связано с теми изменениями, которые могут происходить в ходе данного процесса в нашей психике.
|
|
Эти идеи подробно раскрываются в теории социального научения (Бандура, 1977). Она доказывает, что научение достигается, как правило, с помощью понимания того, с чем люди сталкиваются в жизни. Они учатся, копируя поведение окружающих. Содействие этому процессу может быть положено в основу терапии.
Когнитивная теория представляет собой одно из направлений поведенческой теории, а также терапии, недавно созданной на основе теории социального научения. Когнитивная теория также основана на терапевтической работе прагматической направленности, разработанной такими авторами, как Бек (1989) и Элис (1962), для преодоления психиатрических симптомов, например невротического страха и депрессии. В социальной работе получила известность терапия реальностью (Глесер, 1965), возникшая из практики работы с молодыми женщинами в стационарном учреждении. Поскольку основатели этой теории лечили психические расстройства, они пытались включить процесс мышления в свою модель терапии. В когнитивной теории утверждается, что в процессе научения на поведение оказывают влияние восприятие и интерпретация окружающей обстановки. Поэтому неадекватное поведение — следствие ошибочного восприятия и неверной интерпретации. Терапия реальностью пытается скорректировать неверное понимание ситуаций таким образом, чтобы привести человеческое поведение в соответствие с окружающей обстановкой. Согласно Скотту (1989), различные подходы включают концепцию Бека об искаженном восприятии себя, своего настоящего и будущего, приводящем к депрессии и тревоге, концепцию Элиса об иррациональных представлениях относительно окружающего мира и концепцию Майхенбаума (1977) о переживании опасности. Последняя, в частности, соотносится с некоторыми принципами кризисной интервенции.
|
|
Гамбрилл (1995) выделяет следующие основные черты практики поведенческой работы:
ш поведенческая работа акцентирует внимание на отдельных поведенческих проявлениях, которые беспокоят клиентов и окружающих их людей. Если поведение меняется, то проблема снимается;
в ее основе лежат принципы поведенческой теории и теория научения;
социальные работники проводят четкий анализ и описание проблем, исходя из непосредственного наблюдения. Методы диагностики, интервенции и конечной оценки определяются точно;
факторы, влияющие на поведение, проясняются через изменение всех переменных в ситуации и отслеживание результата;
в практике поведенческой работы раскрываются и используются сильные стороны клиента;
в практике поведенческой работы привлекаются значимые люди из окружения клиента;
интервенция опирается на научно-исследовательские доказательства эффективности;
мониторинг процесса проводится на основе субъективных и объективных показателей и сравнения данных настоящего момента с фактической информацией о ситуации до интервенции;
социальные работники стремятся к достижению тех изменений в поведении, которые одобряются клиентами;
социальные работники помогают клиентам перенести поведенческие изменения на множество других ситуаций (генерализация) и сохранять эти навыки после окончания интервенции.
Изменение предвестника... <Г Модели мышления и восприятия |
Изучение социального поведения через наблюдение и моделирование других |
воздействуют на поведение; изменяют эти модели... |
.изменяет поведение. |
Переживание результатов нового поведения подкрепляет его |
.и социальные последствия |
Предвестник
У
в
Поведение
V
с
Последствия
...запускает новое социальное поведение
V
Базовая (линейная)
модель поведения
Модель изменении поведения
Социальное
научение
также изменяет
поведение
Когнитивное
научение
также оказывает
влияние
на поведение
Рис. 6.1. Когнитивно-поведенческие модели практики
Научное обоснование поведенческой работы включает линейную модель объяснения: одно событие непосредственно влечет за собой другое. Данное положение сомнительно с точки зрения реалистического и социально-конструктивистского подходов, поскольку сложность и взаимозависимость социальных факторов сводятся к чрезмерно упрощенной модели поведения. Поведение вызывается предвестниками, т.е. событиями или действиями, ему предшествующими, оно же, в свою очередь, приводит к определенным последствиям, которые затем предшествуют последующему поведению. Данная цепочка, а также другие подходы к изменению различных переменных, влияющих на поведение, показаны на рис. 6.1. Указанные подходы рассматриваются более подробно ниже. Гамбрилл (1995) утверждает, что основная задача поведенческой работы заключается в изменении возможных обстоятельств, которые влияют на предвестников поведения и само поведение. В связи с этим она рассматривает несколько смежных подходов. В теории социального научения основное внимание уделяется тому, как мы учимся действовать в социальных ситуациях, как познаем способы, используя которые другие люди достигают успеха (научение на примерах). Когнитивно-поведенческие методы представляют собой терапевтические процедуры, направленные на изменение мыслей и чувств, а не на поведенческие изменения или их предвестники. В радикальном бихевиоризме мысли и чувства причисляются к действиям и рассматриваются в качестве причины других поведенческих проявлений. Бихе-виористы отрицают представление о том, что мысли и чувства рождаются в неизвестных областях психики. Соответственно, как и любое поведение, мысли и чувства вызываются чем-то извне и поэтому их можно менять так же, как и поведение. Необихевиоризм представляет собой теорию лечебного воздействия на поведение, в частности связанного со стрессовыми и тревожными расстройствами. Когнитивные и поведенческие концепции имеют много схожих черт с задаче-центрированной моделью и в некоторой степени взаимосвязаны с ней. Их также можно соотнести с гуманистическими и конструктивистскими идеями, поскольку они связаны с концептом психики и когнитивными усилиями, направленными на соединение мышления и поведения. Кроме того, в поведенческой теории подчеркивается значение научных методов исследования как основы терапевтических мероприятий. В гуманистической теории отвергаются также аргументы, не имеющие под собой рациональной основы.
|
|