double arrow

Краткий обзор


Происхождение когнитивных и поведенческих концепций связано с двувзаимосвязанными теоретическими течениями в психологической литерату Исторически сначала появилась теория научения, которая в форме повел ческой терапии, опиравшейся на психологические исследования, стала ч? тью клинической психологии. Шелдон (1995) демонстрирует суть этой тео через разведение психики и поведения, составляющих целостность личноеной идентичности индивида. Психодинамическая, и скорее всего общепри тая, точка зрения заключается в том, что поведение запускается процесса происходящими в нашей психике. Это связано с философскими представ)


ниями о том, что такое психика: является ли она средоточием нашей челове­ческой сущности, «души», как называют ее христиане. С этим связан вопрос о том, ограничивают ли внешние воздействия человеческую свободу или люди действуют свободно по своей воле согласно личным стремлениям. Теория на­учения не отрицает такую возможность, но в ней утверждается, что никто не может знать того, что происходит в психике другого человека. Следовательно, нам остается только изучать и влиять на поведение, которое можно отследить. Наше поведение формируется, т.е. зависит от внешних воздействий, за ис­ключением некоторых врожденных рефлексов. Поэтому мы можем приобре­тать новые модели поведения для удовлетворения своих потребностей или искать альтернативу существующим поведенческим проявлениям, если по­следние вызывают проблемы. Таким образом, терапия будет направлена на выполнение действий, последовательно приводящих к изменениям в поведе­нии. Само по себе это не связано с теми изменениями, которые могут проис­ходить в ходе данного процесса в нашей психике.




Эти идеи подробно раскрываются в теории социального научения (Бандура, 1977). Она доказывает, что научение достигается, как правило, с помощью понимания того, с чем люди сталкиваются в жизни. Они учатся, копируя поведение окружающих. Содействие этому процессу может быть положено в основу терапии.

Когнитивная теория представляет собой одно из направлений поведен­ческой теории, а также терапии, недавно созданной на основе теории соци­ального научения. Когнитивная теория также основана на терапевтической работе прагматической направленности, разработанной такими авторами, как Бек (1989) и Элис (1962), для преодоления психиатрических симпто­мов, например невротического страха и депрессии. В социальной работе по­лучила известность терапия реальностью (Глесер, 1965), возникшая из прак­тики работы с молодыми женщинами в стационарном учреждении. Посколь­ку основатели этой теории лечили психические расстройства, они пытались включить процесс мышления в свою модель терапии. В когнитивной теории утверждается, что в процессе научения на поведение оказывают влияние восприятие и интерпретация окружающей обстановки. Поэтому неадекват­ное поведение — следствие ошибочного восприятия и неверной интерпрета­ции. Терапия реальностью пытается скорректировать неверное понимание ситуаций таким образом, чтобы привести человеческое поведение в соответ­ствие с окружающей обстановкой. Согласно Скотту (1989), различные под­ходы включают концепцию Бека об искаженном восприятии себя, своего настоящего и будущего, приводящем к депрессии и тревоге, концепцию Элиса об иррациональных представлениях относительно окружающего мира и концепцию Майхенбаума (1977) о переживании опасности. Последняя, в частности, соотносится с некоторыми принципами кризисной интервен­ции.



Гамбрилл (1995) выделяет следующие основные черты практики поведен­ческой работы:

ш поведенческая работа акцентирует внимание на отдельных поведенческих проявлениях, которые беспокоят клиентов и окружающих их людей. Если поведение меняется, то проблема снимается;


в ее основе лежат принципы поведенческой теории и теория научения;

социальные работники проводят четкий анализ и описание проблем, ис­ходя из непосредственного наблюдения. Методы диагностики, интервен­ции и конечной оценки определяются точно;

факторы, влияющие на поведение, проясняются через изменение всех переменных в ситуации и отслеживание результата;



в практике поведенческой работы раскрываются и используются сильные стороны клиента;

в практике поведенческой работы привлекаются значимые люди из окру­жения клиента;

интервенция опирается на научно-исследовательские доказательства эф­фективности;

мониторинг процесса проводится на основе субъективных и объективных показателей и сравнения данных настоящего момента с фактической ин­формацией о ситуации до интервенции;

социальные работники стремятся к достижению тех изменений в поведе­нии, которые одобряются клиентами;

социальные работники помогают клиентам перенести поведенческие из­менения на множество других ситуаций (генерализация) и сохранять эти навыки после окончания интервенции.


                               
     
 
 
 
   
     
 
 
   
     
         
       
       
 
 
 







Изменение предвестника... <Г Модели мышления и восприятия

Изучение социального поведения через наблюдение и моделирование других

воздействуют на поведение; изменяют эти модели...

.изменяет поведение.

Переживание результатов нового поведения подкрепляет его

.и социальные последствия

Предвестник

У

в

Поведение

V

с

Последствия


...запускает новое социальное поведение


V


Базовая (линейная)

модель поведения


Модель изменении поведения


Социальное

научение

также изменяет

поведение


Когнитивное

научение

также оказывает

влияние

на поведение


Рис. 6.1. Когнитивно-поведенческие модели практики


Научное обоснование поведенческой работы включает линейную модель объяснения: одно событие непосредственно влечет за собой другое. Данное положение сомнительно с точки зрения реалистического и социально-конст­руктивистского подходов, поскольку сложность и взаимозависимость соци­альных факторов сводятся к чрезмерно упрощенной модели поведения. Пове­дение вызывается предвестниками, т.е. событиями или действиями, ему пред­шествующими, оно же, в свою очередь, приводит к определенным по­следствиям, которые затем предшествуют последующему поведению. Данная цепочка, а также другие подходы к изменению различных переменных, влия­ющих на поведение, показаны на рис. 6.1. Указанные подходы рассматривают­ся более подробно ниже. Гамбрилл (1995) утверждает, что основная задача поведенческой работы заключается в изменении возможных обстоятельств, которые влияют на предвестников поведения и само поведение. В связи с этим она рассматривает несколько смежных подходов. В теории социального на­учения основное внимание уделяется тому, как мы учимся действовать в со­циальных ситуациях, как познаем способы, используя которые другие люди достигают успеха (научение на примерах). Когнитивно-поведенческие методы представляют собой терапевтические процедуры, направленные на измене­ние мыслей и чувств, а не на поведенческие изменения или их предвестники. В радикальном бихевиоризме мысли и чувства причисляются к действиям и рас­сматриваются в качестве причины других поведенческих проявлений. Бихе-виористы отрицают представление о том, что мысли и чувства рождаются в неизвестных областях психики. Соответственно, как и любое поведение, мыс­ли и чувства вызываются чем-то извне и поэтому их можно менять так же, как и поведение. Необихевиоризм представляет собой теорию лечебного воздей­ствия на поведение, в частности связанного со стрессовыми и тревожными расстройствами. Когнитивные и поведенческие концепции имеют много схо­жих черт с задаче-центрированной моделью и в некоторой степени взаимо­связаны с ней. Их также можно соотнести с гуманистическими и конструкти­вистскими идеями, поскольку они связаны с концептом психики и когнитив­ными усилиями, направленными на соединение мышления и поведения. Кро­ме того, в поведенческой теории подчеркивается значение научных методов исследования как основы терапевтических мероприятий. В гуманистической теории отвергаются также аргументы, не имеющие под собой рациональной основы.







Сейчас читают про: