Мистер Харди имеет инвалидность средней степени, связанную с задержкой умственного развития, но работает, выполняя простой монотонный труд. Он живет в квартире, принадлежащей Ассоциации благотворительного жилья. Социальные работники, помогающие ему, организовали перечисление его зарплаты на банковский счет, а также продумали осуществление регулярной программы покупок, приготовления пищи и развлечений. Мистер Харди посещает местную церковь и принимает участие в некоторых общественных мероприятиях при поддержке других членов церкви. К сожалению, его соседи — молодые люди, первоначально казавшиеся дружелюбными, оказались наркоманами. Однажды они ворвались в дом мистера Харди и, угрожая ножами, потребовали снять для них деньги с банкомата. Он отказался. Тогда они затащили его в ванную комнату и
стали его топить. Мистеру Харди пришлось согласиться. Молодые люди предупредили его, что если он сообщит об этом кому-то, то ему несдобровать. Нападения повторялись неоднократно, и вскоре у него не осталось средств даже на оплату счетов за квартиру. Жилищная ассоциация сообщила об этом социальным работникам, ответственным за его сопровождение, которые и выяснили, что произошло. Было подано заявление в полицию, которая задержала нескольких молодых людей. Однако остальные представляли опасность для мистера Харди, и он стал бояться выходить на работу. Он сказал, что покончит жизнь самоубийством, так как не видит выхода из ситуации. Была созвана межведомственная комиссия по рассмотрению его вопроса и поиску стратегии по обеспечению безопасности мистера Харди. Переезд и круглосуточное полицейское наблюдение реализовать на практике оказалось довольно сложно. Стратегически определенные действия в отношении этой группы молодых людей могли бы быть более эффективными.
|
|
Что с точки зрения моделей кризисной интервенции и выполнения задач в данной ситуации может предложить социальный работник? Уместны ли в этом случае меры практического характера, предложенные на основе задаче-центри-рованной модели, или, наоборот, главным объектом работы, согласно модели кризисной интервенции, должен стать стресс, переживаемый мистером Харди. Как лучше начать работу в этой сложной ситуации? Какова роль социального работника в команде различных специалистов? Участие каких специалистов здесь необходимо? Кто может оказать содействие?
Комментарий
Несмотря на успех задаче-центрированной модели и кризисной интервенции, есть области, в которых они неэффективны. Они неприменимы в тех случаях, когда кризис носит постоянный характер и когда главной трудностью являются психологические проблемы, актуальные на протяжении длительного времени. Эти модели можно использовать в защите прав детей или индивидуальной работе, когда требуется достичь результата в отношении определенной проблемы или конкретного кризиса. Однако в подобных случаях необходимо использовать другие методы: техники поддержки, оказание отдельных видов услуг, долгосрочную терапию, последующие контакты с целью профилактики ухудшения или возникновения опасных ситуаций. Данные модели неэффективны при работе с клиентами, которые не признают права на вмешательство со стороны социального работника или службы. Многие специалисты считают, что четкость процесса работы является одним из самых существенных достоинств, вместе с тем такой подход не учитывает сложность событий в жизни человека. Однако с помощью этих моделей можно определить стратегию работы с комплексными ситуациями, а также успешно проработать либо чувства клиента, находящегося в кризисном состоянии, либо определенный аспект проблемы. Краткосрочность воздействия также имеет положительный эффект, поскольку контакт может быть ограничен вследствие занятости специалиста или неспособности клиента к долгой концентрации на проблеме.
|
|
Обе модели отражают тенденцию к более ясной и структурированной деятельности социальных работников в противоположность методам длительной, ненаправленной и интуитивной психодинамической работы. Кадушин (1998) считает, что необходима адаптация традиционных техник проведения интер-
вью и практических методов к особенностям кратковременных, сфокусированных стратегий работы. Например, поскольку есть необходимость в быстром установлении контакта, с самого начала нужно создать атмосферу теплоты и доверительности. Кроме того, важен акцент на настоящем, происходящем в данный момент, а также на принятии решений, а не на детальном изучении проблем и их причин. Специалисты не претендуют на окончательное «излечение» клиентов, скорее, их цель заключается в разрешении определенных трудностей «на данный момент».
Тем не менее обе модели соответствуют традиционной линии в социальной работе, предполагающей индивидуальные встречи с клиентами, проблемы которых воспринимаются как болезни. В кризисной интервенции, имеющей более выраженную психодинамическую направленность, уделяется большее внимание эмоциональным реакциям, иррациональному и неосознанному поведению. В задаче-центрированной модели делается акцент на рациональной позиции клиентов. Вместе с тем влияние когнитивно-поведенческих методов заметно в обоих случаях, причем характерна тенденция к более выраженному когнитивному содержанию (см. гл. 6).
Ройек и Коллинз (1987, 1988) подвергают критике идею контракта. Они используют концепцию дискурсивного анализа и считают, что контракт утверждает фальшивое равенство между социальным работником и клиентом. Фальшивое, так как в данном случае нет места радикальному анализу позиции социальных работников, которые обладают властью, навязывая свою волю клиентам. По мнению этих авторов, употребляя такие термины, как «контракт», социальные работники предлагают клиентам равноправные взаимоотношения. На самом деле существующий дисбаланс власти затрудняет применение контрактов в том виде, который предполагается, например, в задаче-центрированной модели. Это мешает достижению сотрудничества, которое, в свою очередь, является ключевым моментом, объясняющим успех этой модели. Отвечая на эту критику, Корден и Престон-Шут (19876, 1988) доказывают, что контракт способствует построению взаимоотношений в системе «социальный работник—клиент», проясняет их и делает более конкретными, что способствует пониманию происходящего и социальным работником, и клиентом. В действительности работа по контракту результативна и позволяет клиентам достичь желаемых целей.
|
|
В целом Гамбрилл (1994) утверждает, что работа в рамках задаче-центрированной модели, как и многие другие формы краткосрочной терапии, малоэффективна при решении масштабных социальных проблем. В данном случае умалчиваются как недостаточность ресурсов, так и отсутствие политической воли в решении проблем бедности и социального неравенства. Эффективность этой модели при работе с заявленными проблемами, носящими поверхностный характер, может привести к тому, что общество откажется от долгосрочных и более сильных мер, направленных на преодоление социального неравенства.
ИТОГИ ГЛАВЫ
■ Кризисная интервенция и задаче-центрированная модель являются примерами краткосрочной, структурированной терапии, направленной на работу с непосредственными проблемами настоящего момента.
■ Кризисная интервенция представляет собой модель описания процесса, благодаря которому критические события воздействуют на эмоциональное состояние и представление людей о себе.
■ Кризисная интервенция объединяет ряд методов, используемых для преодоления тяжелых событий в жизни, а также кризисов развития, включая когнитивные и проблемно-ориентированные методы.
■ Хотя кризисная интервенция помогает преодолеть остроту проблемы и содержит теоретическое обоснование методов, применяющихся в ситуациях катастроф, насилия, преследования и психических заболеваний, ее первоначальное значение как превентивной модели сегодня потеряно.
■ Кризисная интервенция неэффективна также для помощи людям, постоянно живущим в состоянии кризиса, что связано с бедностью или социальным исключением.
■ Задаче-центрированная модель является структурированной, краткосрочной моделью работы с определенным кругом проблем. Она предлагает четкую последовательность действий, эффективность которой доказана эмпирическим путем (в исследованиях).
|
|
■ Подобно кризисной интервенции, задача-центрированная модель малоэффективна при решении масштабных проблем социального характера и работе по преодолению их социальных последствий.
Глава 6. КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
О чем повествует эта глава
В данной главе раскрываются два близких теоретических направления, которые в настоящее время принято рассматривать как единое целое:
■ поведенческие модели терапии, происхождение которых связано с психологическими теориями научения;
■ когнитивные модели терапии, истоки которых лежат в психологических теориях восприятия и обработки информации.
Поскольку эти модели характеризуются психологическим содержанием и не преследуют социальных целей, они, подобно психодинамической теории, модели кризисной интервенции и задаче-центрированной модели, отражают индивидуал-реформистский подход.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
> Когнитивно-поведенческая практика связана с выявлением и преодолением поведенческих проблем, особенно социальных фобий (страхов), тревоги и депрессии.
> Детальная диагностика и мониторинг положительных изменений часто проводятся на основе анализа поведенческих проявлений.
> Оценка эффективности является важным компонентом теории и практики в рамках данного направления.
> Четко обозначаются основные методы, которые носят технический характер, включая респондентную и оперантную обусловленность, социальное научение, формирование навыков и когнитивное переструктурирование системы представлений человека.
> Широко используются методы социального научения, такие, как ассертивные тренинги1, которые являются частью групповой работы, а также применяются в практике феминистской работы.
> Более специфичные, узкоспециализированные техники используются в клинических условиях, где их применение сопровождается супервизорством2 и обучением.
1 Ассертивный тренинг — программа обучения, направленная на преодоление застенчивости
и развитие способности человека свободно и ясно выражать свои чувства и требования. — При
меч. науч. ред.
2 Супервизорство (в социальной работе помимо общепринятого значения) — осуществление
руководства нижестоящим персоналом; обычно употребляется для обозначения деятельности
опытного социального работника по руководству производственной практикой студентов в своей
социальной службе. — Примеч. науч. ред.
> По поводу применения когнитивно-поведенческих моделей неоднократно возн»»н кали споры, связанные с представлением о том, что именно здесь работает, и про] фессиональной контроверзой о «доказательной практике». Иногда к этим дебэ^ там примешивалась несдержанная критика пропагандистов научных метод* методов доказательной практики, которые представляют известные ранее под> ды к социальной работе, носящие более обобщенный характер.
> Этическая сторона применения этих теорий также вызывает определенные мнения, кроме того, данные модели были недостаточно востребованы в воет ных странах, где научно обоснованные методы имеют небольшой вес, а также I тех странах, где цели социальной работы характеризуются общей направлением стью.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ
> Поведение, когнитивная и когнитивно-поведенческая терапия, рассматриваю отдельные поведенческие проявления и модели мышления.
> Теория социального научения, в которой внимание обращается на рефлексив восприятие социального опыта.
> Генерализация выученного поведения — перенос поведения из искусственных ус ловий в обычную жизнь.
> Затухание невостребованных поведенческих проявлений.
> Ассертивный тренинг, направленный на формирование и закрепление уверени» го поведения.
> Подкрепление желательных поведенческих проявлений.
> Моделирование — форма социального научения, при которой люди распозна копируют желательное поведение на основе наблюдения за важной ролевой делью.
> Оформление поведения с помощью подкрепления небольших изменений.
> Жетоновая экономика — способ формирования поведения в условиях ста нарных учреждений с помощью жетонов — символов последующего вознаг дения.
Общий теоретический контекст