Мистер Харди

Мистер Харди имеет инвалидность средней степени, связанную с задержкой умственного развития, но работает, выполняя простой монотонный труд. Он жи­вет в квартире, принадлежащей Ассоциации благотворительного жилья. Соци­альные работники, помогающие ему, организовали перечисление его зарплаты на банковский счет, а также продумали осуществление регулярной программы покупок, приготовления пищи и развлечений. Мистер Харди посещает местную церковь и принимает участие в некоторых общественных мероприятиях при под­держке других членов церкви. К сожалению, его соседи — молодые люди, пер­воначально казавшиеся дружелюбными, оказались наркоманами. Однажды они ворвались в дом мистера Харди и, угрожая ножами, потребовали снять для них деньги с банкомата. Он отказался. Тогда они затащили его в ванную комнату и


стали его топить. Мистеру Харди пришлось согласиться. Молодые люди предуп­редили его, что если он сообщит об этом кому-то, то ему несдобровать. Нападе­ния повторялись неоднократно, и вскоре у него не осталось средств даже на оплату счетов за квартиру. Жилищная ассоциация сообщила об этом социальным работникам, ответственным за его сопровождение, которые и выяснили, что про­изошло. Было подано заявление в полицию, которая задержала нескольких мо­лодых людей. Однако остальные представляли опасность для мистера Харди, и он стал бояться выходить на работу. Он сказал, что покончит жизнь самоубий­ством, так как не видит выхода из ситуации. Была созвана межведомственная комиссия по рассмотрению его вопроса и поиску стратегии по обеспечению безопасности мистера Харди. Переезд и круглосуточное полицейское наблюде­ние реализовать на практике оказалось довольно сложно. Стратегически опре­деленные действия в отношении этой группы молодых людей могли бы быть более эффективными.

Что с точки зрения моделей кризисной интервенции и выполнения задач в данной ситуации может предложить социальный работник? Уместны ли в этом случае меры практического характера, предложенные на основе задаче-центри-рованной модели, или, наоборот, главным объектом работы, согласно модели кризисной интервенции, должен стать стресс, переживаемый мистером Харди. Как лучше начать работу в этой сложной ситуации? Какова роль социального ра­ботника в команде различных специалистов? Участие каких специалистов здесь необходимо? Кто может оказать содействие?

Комментарий

Несмотря на успех задаче-центрированной модели и кризисной интервен­ции, есть области, в которых они неэффективны. Они неприменимы в тех случаях, когда кризис носит постоянный характер и когда главной трудно­стью являются психологические проблемы, актуальные на протяжении дли­тельного времени. Эти модели можно использовать в защите прав детей или индивидуальной работе, когда требуется достичь результата в отношении оп­ределенной проблемы или конкретного кризиса. Однако в подобных случаях необходимо использовать другие методы: техники поддержки, оказание от­дельных видов услуг, долгосрочную терапию, последующие контакты с це­лью профилактики ухудшения или возникновения опасных ситуаций. Данные модели неэффективны при работе с клиентами, которые не признают права на вмешательство со стороны социального работника или службы. Многие специалисты считают, что четкость процесса работы является одним из самых существенных достоинств, вместе с тем такой подход не учитывает сложность событий в жизни человека. Однако с помощью этих моделей можно опреде­лить стратегию работы с комплексными ситуациями, а также успешно прора­ботать либо чувства клиента, находящегося в кризисном состоянии, либо оп­ределенный аспект проблемы. Краткосрочность воздействия также имеет по­ложительный эффект, поскольку контакт может быть ограничен вследствие занятости специалиста или неспособности клиента к долгой концентрации на проблеме.

Обе модели отражают тенденцию к более ясной и структурированной дея­тельности социальных работников в противоположность методам длительной, ненаправленной и интуитивной психодинамической работы. Кадушин (1998) считает, что необходима адаптация традиционных техник проведения интер-


вью и практических методов к особенностям кратковременных, сфокусиро­ванных стратегий работы. Например, поскольку есть необходимость в быстром установлении контакта, с самого начала нужно создать атмосферу теплоты и доверительности. Кроме того, важен акцент на настоящем, происходящем в данный момент, а также на принятии решений, а не на детальном изучении проблем и их причин. Специалисты не претендуют на окончательное «излече­ние» клиентов, скорее, их цель заключается в разрешении определенных труд­ностей «на данный момент».

Тем не менее обе модели соответствуют традиционной линии в социаль­ной работе, предполагающей индивидуальные встречи с клиентами, пробле­мы которых воспринимаются как болезни. В кризисной интервенции, имею­щей более выраженную психодинамическую направленность, уделяется боль­шее внимание эмоциональным реакциям, иррациональному и неосознанно­му поведению. В задаче-центрированной модели делается акцент на рацио­нальной позиции клиентов. Вместе с тем влияние когнитивно-поведенческих методов заметно в обоих случаях, причем характерна тенденция к более выра­женному когнитивному содержанию (см. гл. 6).

Ройек и Коллинз (1987, 1988) подвергают критике идею контракта. Они используют концепцию дискурсивного анализа и считают, что контракт ут­верждает фальшивое равенство между социальным работником и клиентом. Фальшивое, так как в данном случае нет места радикальному анализу пози­ции социальных работников, которые обладают властью, навязывая свою волю клиентам. По мнению этих авторов, употребляя такие термины, как «кон­тракт», социальные работники предлагают клиентам равноправные взаимоот­ношения. На самом деле существующий дисбаланс власти затрудняет приме­нение контрактов в том виде, который предполагается, например, в задаче-центрированной модели. Это мешает достижению сотрудничества, которое, в свою очередь, является ключевым моментом, объясняющим успех этой моде­ли. Отвечая на эту критику, Корден и Престон-Шут (19876, 1988) доказыва­ют, что контракт способствует построению взаимоотношений в системе «со­циальный работник—клиент», проясняет их и делает более конкретными, что способствует пониманию происходящего и социальным работником, и клиентом. В действительности работа по контракту результативна и позволяет клиентам достичь желаемых целей.

В целом Гамбрилл (1994) утверждает, что работа в рамках задаче-центриро­ванной модели, как и многие другие формы краткосрочной терапии, малоэф­фективна при решении масштабных социальных проблем. В данном случае умал­чиваются как недостаточность ресурсов, так и отсутствие политической воли в решении проблем бедности и социального неравенства. Эффективность этой модели при работе с заявленными проблемами, носящими поверхностный ха­рактер, может привести к тому, что общество откажется от долгосрочных и более сильных мер, направленных на преодоление социального неравенства.

ИТОГИ ГЛАВЫ

■ Кризисная интервенция и задаче-центрированная модель являются примерами краткосрочной, структурированной терапии, направленной на работу с непосред­ственными проблемами настоящего момента.


■ Кризисная интервенция представляет собой модель описания процесса, благо­даря которому критические события воздействуют на эмоциональное состояние и представление людей о себе.

■ Кризисная интервенция объединяет ряд методов, используемых для преодоле­ния тяжелых событий в жизни, а также кризисов развития, включая когнитивные и проблемно-ориентированные методы.

■ Хотя кризисная интервенция помогает преодолеть остроту проблемы и содержит теоретическое обоснование методов, применяющихся в ситуациях катастроф, насилия, преследования и психических заболеваний, ее первоначальное значе­ние как превентивной модели сегодня потеряно.

■ Кризисная интервенция неэффективна также для помощи людям, постоянно жи­вущим в состоянии кризиса, что связано с бедностью или социальным исключе­нием.

■ Задаче-центрированная модель является структурированной, краткосрочной мо­делью работы с определенным кругом проблем. Она предлагает четкую последо­вательность действий, эффективность которой доказана эмпирическим путем (в исследованиях).

■ Подобно кризисной интервенции, задача-центрированная модель малоэффектив­на при решении масштабных проблем социального характера и работе по преодо­лению их социальных последствий.

Глава 6. КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

О чем повествует эта глава

В данной главе раскрываются два близких теоретических направления, ко­торые в настоящее время принято рассматривать как единое целое:

■ поведенческие модели терапии, происхождение которых связано с пси­хологическими теориями научения;

■ когнитивные модели терапии, истоки которых лежат в психологических теориях восприятия и обработки информации.

Поскольку эти модели характеризуются психологическим содержанием и не преследуют социальных целей, они, подобно психодинамической теории, модели кризисной интервенции и задаче-центрированной модели, отражают индивидуал-реформистский подход.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> Когнитивно-поведенческая практика связана с выявлением и преодолением пове­денческих проблем, особенно социальных фобий (страхов), тревоги и депрессии.

> Детальная диагностика и мониторинг положительных изменений часто проводят­ся на основе анализа поведенческих проявлений.

> Оценка эффективности является важным компонентом теории и практики в рам­ках данного направления.

> Четко обозначаются основные методы, которые носят технический характер, вклю­чая респондентную и оперантную обусловленность, социальное научение, фор­мирование навыков и когнитивное переструктурирование системы представле­ний человека.

> Широко используются методы социального научения, такие, как ассертивные тре­нинги1, которые являются частью групповой работы, а также применяются в прак­тике феминистской работы.

> Более специфичные, узкоспециализированные техники используются в клиниче­ских условиях, где их применение сопровождается супервизорством2 и обучением.

1 Ассертивный тренинг — программа обучения, направленная на преодоление застенчивости
и развитие способности человека свободно и ясно выражать свои чувства и требования. — При­
меч. науч. ред.

2 Супервизорство (в социальной работе помимо общепринятого значения) — осуществление
руководства нижестоящим персоналом; обычно употребляется для обозначения деятельности
опытного социального работника по руководству производственной практикой студентов в своей
социальной службе. — Примеч. науч. ред.


> По поводу применения когнитивно-поведенческих моделей неоднократно возн»»н кали споры, связанные с представлением о том, что именно здесь работает, и про] фессиональной контроверзой о «доказательной практике». Иногда к этим дебэ^ там примешивалась несдержанная критика пропагандистов научных метод* методов доказательной практики, которые представляют известные ранее под> ды к социальной работе, носящие более обобщенный характер.

> Этическая сторона применения этих теорий также вызывает определенные мнения, кроме того, данные модели были недостаточно востребованы в воет ных странах, где научно обоснованные методы имеют небольшой вес, а также I тех странах, где цели социальной работы характеризуются общей направлением стью.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Поведение, когнитивная и когнитивно-поведенческая терапия, рассматриваю отдельные поведенческие проявления и модели мышления.

> Теория социального научения, в которой внимание обращается на рефлексив восприятие социального опыта.

> Генерализация выученного поведения — перенос поведения из искусственных ус ловий в обычную жизнь.

> Затухание невостребованных поведенческих проявлений.

> Ассертивный тренинг, направленный на формирование и закрепление уверени» го поведения.

> Подкрепление желательных поведенческих проявлений.

> Моделирование — форма социального научения, при которой люди распозна копируют желательное поведение на основе наблюдения за важной ролевой делью.

> Оформление поведения с помощью подкрепления небольших изменений.

> Жетоновая экономика — способ формирования поведения в условиях ста нарных учреждений с помощью жетонов — символов последующего вознаг дения.

Общий теоретический контекст


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: