Основными функциями маркетинга по обеспечению конкурентоспособности предприятия являются:
− комплексное исследование рынка;
− планирование товарного ассортимента с определением качества товара, количества товара, сроков изготовления товара;
− планирование цен и изменение уровня цен в соответствии с условиями рыночной среды;
− распределение товара на потребительских и географических сегментах рынка;
− продвижение товара средствами рекламы, пропаганды, стимулирования сбыта и личной продажи.
Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой деятельностью имеет ряд общих функций, которые выражают проявление основных функций, присущих любому типу управления, а именно: целеполагание/планирование, организацию, координирование, учет и контроль. В то же время эти функции, характерные для различных систем управления, могут быть конкретизированы и дополнены специфическими функциями маркетинга:
Аналитическая функция маркетинга (исследовательская):
− комплексное исследование рынка;
− анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы;
− разработка маркетинговых стратегий.
Функция планирования:
− планирование комплекса маркетинга;
− разработка маркетинговой программы.
Производственно-сбытовая функция:
− контроль маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности.
Управление маркетингом на предприятии путем последовательного и комбинированного исполнения его функций (и подфункций), т.е. функциональная концепция управления - наиболее плодотворный подход к решению проблем выживания и процветания в конкурентной среде любого хозяйствующего субъекта рынка.
Маркетинг является тем инструментом, с помощью которого возможно успешное осуществление рыночной деятельности. Однако в реальной действительности часто оказывается, что предприятие не использует все возможности, предоставляемые маркетингом, мотивируя это нехваткой времени и средств, ненужностью или просто невозможностью в силу складывающихся объективных обстоятельств.
Маркетинг должен применяться в условиях как насыщенного, так и дефицитного рынка и решать двуединую задачу: удовлетворение текущих и перспективных потребностей общества при одновременной оптимизации ресурсов, идущих на эти цели.
Российские производители переключают свое внимание с производства на маркетинг - именно в маркетинге сегодня и разворачивается основная борьба за конкурентное преимущество на рынке.