(от 4 тыс. лет до н.э. до наших дней)
На этом этапе община перестает быть монолитной, в обществе происходят процессы социальной дифференциации. Основной социальной единицей теперь становится не племя, а семья. Следовательно, индивид освобождается из-под плотной опеки общины, а, значит, ему нужны новые, индивидуальные средства ориентации в жизни. Люди начинают понимать, что не существует конкретных моральных рецептов на все случаи жизни. Жизнь богата и непредсказуема в своих проявлениях. Поэтому нужны гибкие обобщенные советы относительно поведения человека. Справедливость теперь измеряется не только поступками, но и намерениями. Оформляется понятие добра. Появляются общие, универсальные для всех заповеди. Социальное неравенство вызывает протест и требования справедливости. Именно на этом этапе формулируется золотое правило нравственности (сер. І тыс. до н.э.).
Таким образом, мораль превращается в средство регулирования социальных конфликтов. Наблюдая становление морального сознания в обществе, мы видим, что эволюция моральных представлений происходит очень медленно, что прогресс в других видах деятельности намного очевиднее, чем в сфере морали. Тем не менее, он есть: уровень нравственного сознания в обществе поднимается от тотальной кровавой мести на заре человеческой истории до стремления отдать свою жизнь за других на современном этапе, от эгоистического желания удовлетворять только свои собственные интересы до умения пожертвовать своими интересами ради блага других.
В связи с вышесказанным, необходимо также отметить следующее, что несмотря на установившиеся высокие нормы морали в обществе нравственность некоторых людей оставляет желать лучшего. Некоторые люди до сих пор еще живут по принципу «око за око, зуб за зуб». Все это можно объяснить уровнем морального сознания, на котором находится данный индивид.
В науке есть формула: онтогенез равен филогенезу, т.е. развитие общества в целом, его морального сознания можно приравнять развитию конкретного индивида. Следовательно, каждый индивид в своем индивидуальном моральном развитии проходит через те же стадии, что и общество.
Б) Личности