В предыдущем вопросе мы определили мораль как форму общественного сознания, но явления относящиеся к нравственным очень разнородны: одни из них относятся к сознанию, другие к реалиям жизни, третьи – к отношениям между людьми. Структура морали многоярусна и многопланова. Нравственность – это, с одной стороны, понятия, убеждения, намерения, а, с другой, – практические действия. Соединение слова и дела составляют суть нравственного отношения к действительности и нравственных отношений между людьми.
Таким образом, структура морали имеет три основных элемента:
1) моральное сознание;
2) нравственную деятельность;
3) нравственные отношения
Моральное сознание – форма сознания, отражающая социальное бытие людей. Оно фиксирует исторически изменяющиеся и развивающиеся моральные отношения, представляет собой субъективную сторону нравственности. В моральных представлениях объективная общественная необходимость, потребности и интересы выражаются в особой форме – в виде идеи о должном (о том, что нечто должно или не должно существовать). Поступки должны совершаться постольку, поскольку они представляют собой благо, добро, предпочтительны перед всеми другими возможными вариантами поступков.
|
|
Из сказанного следует, что нравственное сознание рассматривает явления и поступки не с точки зрения их причинной обусловленности, а с точки зрения их достоинства и ценности. Нравственное сознание является формой оценочного сознания.
Нравственное сознание имеет свою ограниченную сферу действия. Оно способно направлять поступки людей лишь постольку, поскольку перед ними раскрывается возможность свободного выбора. Вместе с тем оно способно изменить или хотя бы объяснить социальную практику того или иного общества.
Моральное сознание имеет два уровня:
1. обыденный (чувства, переживания, настроения, привычки, традиции);
2. теоретический (понятия, категории).
Этические категории – основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.
В этике выделяют две группы категорий:
1) структурные – характеризуют мораль с точки зрения взаимосвязи ее компонентов: норма, принцип, мотив, оценка, идеал, убеждение и др.;
2) сущностные – характеризуют качественную определенность морали.
Сущностные категориив свою очередь делятся на три группы:
· ценностные (например, добро и зло);
· императивные (например, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность, обязанность, требование);
· экзистенциальные (например, справедливость, счастье, смысл жизни, дружба, любовь, удовольствие).
|
|
Нравственная деятельность – это деятельность, в которой выделяется нравственная сторона всех видов побуждений и специфических нравственных мотивов: желание совершить добро, подчинение чувству долга, стремление осуществить определенные идеалы.
Основной единицей моральной деятельности выступает поступок. Под моральнойдеятельностью в этике понимают только те поступки, которые сознательно подчинены определенным моральным целям. Поступок – это то, что разворачивается и в сфере сознания (намерения, мотивы, стимулы, средства, решение, цель, а затеет и самооценка), и в объективной действительности (действие или бездействие, которое тоже может оказаться нравственным актом).
Нравственные отношения – особый вид общественных отношений, которые возникают между людьми в процессе их нравственной деятельности. По содержанию нравственные отношения определяются как обязанности. Например, общественные обязанности (трудовые, патриотические, интернациональные), профессиональные, брачно-семейные. Но какой бы не была конкретная сфера обязанностей человека, в любом случае он находится в нравственных отношениях к обществу в целом и к самому себе как к члену данного общества.
По форме нравственные отношения определяются как требования, с помощью которых регулируется отношение человека к конкретной ситуации. Требование может быть выражено в виде единичного предписания конкретному человеку совершать определенные поступки в определенной ситуации или оно может повелевать всем людям совершать определенные действия в сходных ситуациях (нравственные нормы).
Обязательным элементом формы нравственного отношения является санкция (лат. - непреложный закон) – поддерживает обязательность внутреннего и внешнего императива. Это подтверждение нравственных требований посредством одобрения или осуждения уже совершенных поступков людей, а также общественных явлений.
Моральная санкция не предполагает материального воздействия на человека, она связана с духовными стимулами: поощрением и наказанием, одобрением и осуждением. Так как мораль не институциональна, то для применения санкции не нужны особые полномочия: всякий моральный субъект имеет право оценивать поступки окружающих его людей и свои собственные. То, что в сознании выглядит как оценка, в отношениях может становиться санкцией. Идеальная, по своей природе, она имеет власть над людьми, во многом определяя их поведение.
Итак, указанные структурные компоненты морали (нравственное сознание, нравственная деятельность и нравственные отношения) в действительности тесно взаимосвязаны, то есть мораль всегда есть одновременно и деятельность, и сознание, и отношения, что не противоречит осуществлению их раздельного теоретического исследования.