double arrow

Заключение. Сравнительная оценка рисков и ущербов для населения, обусловленных воздействием химических факторов ОС при штатных ситуациях и пожарах


Таблица 1 «Результаты расчетов»

Влияние выбросов ЗВ в штатных ситуациях на ОС и здоровье населения

Показатель Все ЗВ Взв в-ва NO2 SO3 CO сажа C6H5OH
, тыс. т/год 189,1            
, тыс т/год 57,8            
, тыс т/год              
, тыс т/год     23,1 11,9 7,6 8,2 пыль 0,007
, т/чел год 0,04, 0,012-стац.   5·10-3 2,6·10-3 1,6·10-3 1,7·10-3 1,7·10-6
, т/га год 0,94, 0,290-стац. 2010·102 0,114 0,04 0,41 3,5·10-5
3,26·10-3Средний –неприемлем для населения требует проведения плановых оздоровительных мер (Приложение. Таблица 3)
2,2·10-2 Высокий – неприемлем для населения, требует проведения плановых оздоровительных мер
3,52·10-4 Низкий – условно приемлем, допустим, подлежит контролю
, руб/год 2,49 млн

Таблица 2 «Результаты расчетов»

Влияние пожаров на здоровье населения и экологическую обстановку населенного пункта

Номер зачетной книжки или наименование населенного пункта и субъекта РФ
Показатель Значение показателя
, отн. пож/год, 19,74/10000 чел.
, пож./год
пож./год 9160 (абс.)
, абс. пож./год 6409 (6410 ср.)
, м2
, га/год 12,82
, тгн/пож.жилье год
тпг/год 1923,2
га/год 141,02
Вклад пожаров в загр. атм. %
тпг /чел. 0,59 (при пожарах в зоне загрязнения), 0,00416 (на каждого жителя города при пожарах), 0,04 (на каждого жителя в штатной ситуации)
тпг/га 13,64 (в зоне загрязнения при пожарах), 0,00095 (по территории города при пожарах), 0,94 (по территории всего города в штатной ситуации)
смешанный вариант 5,46·10-5 (в зоне загрязненияс учетом частоты пожаров) < 3,26·10-3 (во всем городе в штатной ситуации) без учета частоты пожаров 7,78 10-2 (по отношению к людям в зоне загрязнения) > >3,26·10-3(во всем городе в штатной ситуации), с учетом частоты пожаров в жилье в 2001 г. 9,33 10-5 = 7,78 10-2 1,2 10-3
без учета частоты пожаров 7,99 10-1 (по отношению к людям в зоне загрязнения)> >2,2·10-2(во всем городе в штатной ситуации),   с учетом частоты пожаров в жилье в 2001г. 9,58 10-4 = 7,99 10-1 1,2 10-3 , смешанный вариант 5,61·10-4(в зоне загрязнения с учетом частоты пожаров) < 2,2·10-2 (во всем городе в штатной ситуации)  
Экономико-экологический ущерб 0,13 млн.

5.4.9. Вклад пожаров в загрязнение атмосферы населенного пункта по отношению ко всем источникам составит, %:




=

= 1923,2··100%/189100 =~ 1 % (15)

5.6.1. В государственном докладе «О состоянии окружающей природной среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2001 году» отмечено, что риски заболеваемости от загрязнения атмосферного воздуха составляют (по отдельности): от оксида углерода – 102·10-3, от диоксида азота – 85,8·10-3, от бензола 60,54·10-3. Данные риски значительно меньше рассчитанного в работе риска вреда здоровью от всех болезней 2,2·10-2. Вероятно, этот факт можно объяснить проявлением эффекта суммации за счет того, что действие одного вещества в присутствии другого усиливается. По всей видимости, на здоровье населения в наибольшей степени влияют C6H6, взвешенные вещества, NO2, HCHO, NH3, так как фоновая концентрация этих веществ в воздухе значительно больше их ПДКсс. Как следует из табл. 6 Приложения, при пожарах практически все продукты горения присутствуют в воздухе в концентрациях, значительно превышающих ПДКсс.



5.6.2.-5.6.3. Индивидуальный пожизненный риск смерти населения города – 3,26·10-3 можно характеризовать как средний, риск от всех болезней – 2,2·10-2 как высокий. Оба показателя неприемлемы для населения, требуют проведения плановых оздоровительных мер. Риск заболеваний органов дыхания 3,52·10-4низкий, условно допустим, но подлежит постоянному контролю.

Расчеты показывают, что риск смерти и заболеваний от воздействия химических веществ, находящихся в ОС в результате выбросов промышленности и транспорта, в пределах 3,26·10-3 ÷ 2,2·10-2. Их значение больше, чем при пожарах примерно на два порядка.

5.6.4. Эколого-экономический ущерб (Уа*ээ) от загрязнения атмосферы выбросами продуктами горения по отношению к ущербу (Уаээ) от загрязнения атмосферы выбросами различных источников в штатных ситуациях составляет 5,0%. Этот факт можно объяснить несовершенством нормативной базы, применяемой в расчетах, в частности низким значением Ка, не отражающим опасность присутствия в атмосферном воздухе ЗВ в концентрациях, на порядки превышающих ПДК.



5.6.5. Предложите и аргументируйте управленческие решения стратегии снижения экологического риска при пожарах, например: мониторинг ОС и состояния здоровья населения, прогнозирование вероятности развития пожара, предсказания уровней рисков, уменьшение числа экспонируемых лиц, способы быстрого реагирования на возникновение опасной ситуации и др.

Литература

1. Исаева, Л.К. Экология пожаров, техногенных и природных катастроф [Текст] : учебное пособие / Л.К. Исаева. – М.: Академия ГПС МВД России, 2001. – 301 с.

2. Исаева, Л.К. Основы экологической безопасности при техногенных катастрофах [Текст]: учебное пособие / Л.К. Исаева. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2003.– 158 c.

3. Исаева, Л.К. Пожары и окружающая среда / Л.К. Исаева. – М.: Изд. дом «Калан», 2001. – 222 с.

4. Пожарные риски. Динамика, управление, прогнозирование [Текст] / под ред. Н.Н. Брушлинского и Ю.Н. Шебеко. – М.: ФГУ ВНИИПО, 2007. – 370 с.

5. Пожары и пожарная безопасность [Текст] (ежегодный статистический сборник). – М.: ВНИИПО.

6. О состоянии защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера[Текст]: ежегодные государственные доклады МЧС России.

7. о состоянии окружающей природной среды в субъектах РФ [Текст]: ежегодные Государственные доклады.

8. Акимов, В.А. Методические рекомендации по определению количества пострадавших при чрезвычайных ситуациях техногенного характера [Текст]/ В.А. Акимов, А.А. Быков, В.Ю. Востоков и др. // Проблемы анализа риска. – 2007. – Т. 4. – № 4. – С. 347–367.

9. О классификации ЧС природного и техногенного характера: Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 г. № 304.

10. Об организации в Российской Федерации обмена информацией о ЧС: Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.1992 г. № 190.

11. Определение платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия: Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

12. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления: Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

13. ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

14. ГН 2.1.6.1339-03. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

15. ГН 2.1.6.1014-94. Предельно допустимые концентрации (ПДК) полихлорированных дибензодиксинов и полихлорированных дибензофуранов в атмосферном воздухе населенных мест.

16. Требования к выполнению работ по оценке риска для здоровья населения, обусловленного воздействием химических факторов среды обитания. [Текст]/ – М.: Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. – 22 с.


7. Приложение

«Титульный лист»







Сейчас читают про: