Жизненный цикл товара

Жизненный цикл товара — это время нахождения товара на рынке, ха­рактеризующееся колебаниями объема продажи и прибыли. На рынке постоян­но появляются новые товары, которые заменяют существующие. В жизненном цикле товара выделяют следующие этапы:

этап выхода на рынок - объем продажи небольшой, товар практически не приносит предприятию прибыль, так как большие затраты на его производ­ство и внедрение. Цены высокие, конкуренция незначительная. Приобретают товар в основном «новаторы». Покупатели недостаточно ознакомлены с това­ром, его свойствами и преимуществами, поэтому предприятие предлагает на рынок ограниченное количество товаров;

этап роста - товар отвечает требованиям рынка, соответственно, объем продажи резко растет, прибыль увеличивается. Первые покупатели совершают повторные покупки, к ним присоединяется все больше новых, круг покупателей растет. Если значительное количество товара не приобретается повторно, то то­вар потерпит неудачу. На рынке появляются конкуренты. Цены остаются дос­таточно высокими;

этап зрелости - товар производится крупными партиями, в широком ас­сортименте, высокого качества, пользуется постоянным спросом. Спрос на то­вар массовый, приобретается широкими слоями населения, отмечается пик объ­ема продажи. Реализация товара дает большие объемы прибыли. На рынке резко возрастает конкуренция. В связи с обострением конкуренции рост про­даж стабилизируется и даже начинает несколько сокращаться. Продажа товаров поддерживается повторными покупками. Активное поведение конкурентов приводит к обострению ценовой конкуренции, соответственно, к снижению цен. В результате прибыль сокращается. Объем полученной прибыли на стадии зрелости достаточно высок, но начинает несколько снижаться;

этап упадка - рынок начинает перенасыщаться данными товарами. Про­исходит устойчивое падение объема сбыта и ожидаемой прибыли. Это может быть обусловлено следующим: устаревание товара, изменение предпочтений потребителей, появление более совершенного товара и др. Товар приобретается в основном приверженцами марки. Конкуренция снижается.

В реальных условиях у каждого товара выстраивается своя кривая жизнен­ного цикла товара.

 

На графике 1 приведена кривая жизненного цикла товара, который неодно­кратно возрождали (чередование периодов спада и последующего роста). На графике 2 представлено влияние сезона или моды на кривую жизненного цикла товара. На графике 3 представлено «продолжительное увлечение» товаром оп­ределенных групп покупателей. На графике 4 показано быстрое завоевание по­пулярности и быстрое наступление стадии упадка (например, игрушка товара на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: