Конкурентоспособность и качество товара

Конкуренция - соперничество между отдельными субъектами рынка, за­интересованными в достижении одной цели. Различают три вида конкуренции: функциональную, видовую и предметную.

Функциональная конкуренция - любая потребность удовлетворяется разны­ми способами (функциональные конкуренты).

Видовая конкуренция - характеризуется наличием товаров одного и того же назначения, отличающихся каким-либо свойством.

Предметная конкуренция - возникает между идентичными товарами раз­ных производителей.

Выделяют также ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция - предполагает предложение товаров по более низким ценам, чем у конкурентов.

Неценовая конкуренция - происходит по качеству, сервисному обслужива­нию, предоставлению большего объема услуг.

Конкурентоспособность - это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребления по сравнению с аналогичными товарами других отечественных и зарубежных предприятий.

Выделяют три группы критериев конкурентоспособности: качественные, маркетинговые и экономические показатели конкурентоспособности. Важ­нейшим критерием конкурентоспособности является качество.

Экономические показатели конкурентоспособности: цена, затраты на транспортировку, потребление электроэнергии, расход топлива, стоимость зап­частей, стоимость доставки на дом и подключения на дому.

Маркетинговые показатели конкурентоспособности включают: имидж
марки, уровень рекламы товара, известность производителя, упаковку товара,
систему скидок, условия платежей, сроки и условия гарантий, организацию
сервисного обслуживания.. -.

Качество товара - это соответствие свойств товара требованиям норма­тивно-технической документации. Составляющими качества являются: функ­циональное соответствие товара, эстетические, эргономические свойства, на­дежность, долговечность, ремонтопригодность, экологичность, электробезо­пасность и др.

Качество подтверждают: удостоверение о качестве производителя, серти­фикат соответствия (выдается Комитетом по стандартизации и метрологии), сертификат качества, ветеринарное свидетельство, удостоверение о государст­венной гигиенической регистрации (Центр санитарии и эпидемиологии), каран­тинный сертификат.

Качество должно базироваться на следующих принципах:

• качество нельзя обеспечить только путем проверки готовой продукции, оно должно быть заложено в процессе изготовления, начиная с разработки то­вара;

• процесс обеспечения качества распространяется на всю производствен­ную деятельность предприятия, предполагает качественное исходное сырье, со­временную упаковку товара, условия хранения и транспортирования товара и

др.;

• качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований покупателей, а не производителя;

• качество означает использование новой техники, технологии, компьюте­ризации и автоматизации производства.

Развитие современного производства, ориентированного на международ­ный рынок, не представляется возможным без внедрения системы менеджмента качества, соответствующей требованию стандарта ИСО серии 9000. Это обу­словлено возрастающими требованиями со стороны покупателей, расширением рынков сбыта. Предполагаемое вступление Республики Беларусь в ВТО приве­дет отечественных производителей к использованию международных стандар­тов в области обеспечения качества продукции и оказания услуг. В целях по­вышения качества и конкурентоспособности продукции отечественного произ­водства и оказываемых услуг Указом Президента Республики Беларусь от 20.05.1998 г. № 268 и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2006 г. № 1102 определено создание на предприятиях систем менедж­мента качества серии ИСО 9000 и систем управления качеством и безопасно­стью пищевых продуктов - НАССР, соответствующих международным стан­дартам. ИСО - международная организация по стандартизации, направляющая на предприятие своих экспертов и выдающая сертификат на 5 лет. Многие бе­лорусские производители, получив такие сертификаты, увеличили число по­требителей, обеспечили снижение энергоемкости, повышение производитель­ности труда. Применение систем менеджмента качества, соответствующих тре­бованиям международного стандарта ИСО 9000, на белорусских предприятиях становится «правилом хорошего тона».

Конкурентоспособность определяется экспертным методом. Группа экс­пертов разрабатывает шкалу показателей конкурентоспособности и выставляет оценки в баллах по каждому исследуемому образцу. Например, для определе-

ния конкурентоспособности холодильника можно учитывать такие критерии: охлаждаемый объем, объем морозильной камеры, удобство пользования, ди­зайн, гарантийный срок, сервисное обслуживание, цена, имидж производителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: