Как отрасль педагогической науки

Развитие общества в настоящее время претерпевает значительные изменения, это связано с внедрением новых технологий и радикальными изменениями в науке и производстве. Такие изменения не могли не коснуться образования. Как отмечают исследователи технологического образования, «Новый технологический этап научно-технического прогресса устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее созидательных, экономических, экологических, психологических, эстетических и других факторов и последствий. Поэтому, каждому человеку необходимо быть способным комплексно подходить к оценке результатов труда, выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов» [20, стр.3].

Учебным планом подготовки учителей начальных классов предусмотрено изучение дисциплины «Методика преподавания технологии с практикумом». Методика преподавания технологии является отраслью педагогической науки и имеет свои объект и предмет изучения. Объектом изучения методики преподавания технологии служит процесс трудового обучения, а предметом ее изучения - содержание учебного материала, методы преподавания, познавательная деятельность, результаты обучения и др.

В школе «Технология» - это предметная образовательная область, которая объединяет учебные предметы: трудовое обучение, черчение, основы информатики и вычислительной техники. Организация учебно-воспитательного процесса по технологии строится на основе интеграции таких учебных предметов как математика, физика, материаловедение, естествознание и др. и показом применения их законов в обыденной деятельности и на производстве [54]. Следовательно, чтобы учить других, учитель технологии сам должен быть высокообразованным и эрудированным человеком. Как отмечает Е.М. Муравьев [44], подготовку учителей технологии необходимо осуществлять по трем направлениям: специальная техническая, психолого-педагогическая и методическая.

Специальная (техническая) подготовка складывается из изучения общенаучных (математика, логика), общетехнических (экология, черчение, электротехника, материаловедение), технологических (технология обработки бумаги, технология обработки ткани и др.), экономических (домашняя экономика, основы организации и экономики производства) дисциплин.

Обучение технологии и трудовое воспитание детей осуществляется, по сути, в процессе моделирования компонентов производственного процесса, поэтому необходимы знания основ производства и научной организации труда. Для организации практической деятельности учащихся на уроке технологии необходимы знания по технологии обработки различных материалов, физиологии труда, школьной гигиены, производственной санитарии, охраны труда и техники безопасности.

Психолого-педагогическая подготовка учителей технологии базируется на основе изучения педагогических теорий, истории трудового обучения, систем и технологий, психологии труда, социальной и педагогической психологии, возрастных особенностей детей, особенностей трудовой деятельности детей.

Методика преподавания технологии рассматривает теоретические основы обучения технологии - организационные формы, принципы и методы обучения, специфику и особенности их применения на уроках технологии. Частная методика - содержание конкретного учебного материала.

Подготовка будущих учителей технологии предполагает также освоение методов педагогических исследований: теоретическое, наблюдение, моделирование, эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта и др.

Учебно-воспитательный процесс обучения технологии в начальных классах осуществляется на уроках технологии и имеет два направления. Первое - предварительная подготовка, планирование и конструирование всего учебного процесса, отбор содержания, методов, средств и условий для его реализации. Второе - осуществление проектируемой деятельности на уроках. На труд по изготовлению изделий по учебной программе отводится в среднем до 75 % учебного времени. [44, с. 10]. Отсюда и существующее ранее название предмета - «Трудовое обучение» или просто «Труд».

Деятельность учителя на уроках технологии зависит от разнообразия учебно-воспитательных задач, которые приходится решать в процессе подготовки и реализации задуманного, поэтому она отличается сложностью, высокой мыслительной активностью, эмоциональной напряженностью.

Выделим основные компоненты деятельности учителя на уроках технологии:

- изложение учебного материала;

- руководство познавательной деятельностью;

- организация и руководство практической деятельностью учащихся;

- осуществление воспитательного процесса;

- контроль и оценка деятельности учащихся на всех этапах работы;

- коррекция формируемых умений и качеств личности;

- обеспечение условий безопасного труда учащихся.

Учебно-воспитательный процесс обучения технологии протекает в конкретных условиях, определенной социальной и культурной среде. Поэтому, учителю в процессе разработки учебных планов по технологии, необходимо учитывать материально-техническое оснащение кабинета технологии и уровень накопленного социального и трудового опыта учащихся на каждой ступени обучения.

Важнейшую роль в успешной педагогической деятельности учителя играет общение и действия учителя. Именно общение и совершаемые учителем действия являются средством передачи трудового опыта от одного поколения другому. Трудовые движения и действия учителя, умение обращаться с инструментами, организовывать рабочее место являются для учащихся наглядной моделью того, как надо делать, чтобы все задуманное получалось хорошо. Общение является эталоном правильного конструирования и использования технической речи и создает благоприятную морально-психологическую атмосферу на уроках и во внеурочное время.

Таким образом, овладение техническими, психолого-педагогическими и методическими знаниями формирует у будущих учителей знания конкретного содержания будущей профессиональной деятельности по подготовке к труду молодежи. Как поясняет Е.М. Муравьев, «...если специальная техническая подготовка дает основу знаний того, чему учить, то психолого-педагогическая подготовка помогает решению задачи, как учить технологии» [44, стр. 6].

Контрольные вопросы.

1. Что является объектом и предметом изучения методики преподавания технологии?

2. Определите основные направления методики преподавания технологии.

3. Охарактеризуйте деятельность учителя в учебно-воспита- тельном процессе обучения технологии в начальных классах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: