Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений.
Классифицирующие признаки:
· способ взимания;
· принадлежность к определенному уровню управления;
· субъект налогообложения;
· способ или источник обложения;
· характер применяемой ставки;
· назначение налоговых платежей;
· другой признак.
Виды налогов:
1) По степени переложения: прямые и косвенные
2) По принадлежности к уровню правления: федеральные, региональные, местные
3) По объекту обложения: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, монопольные, универсальные), с использования ресурсов (рентные)
4) По бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать:
· выручка от реализации;
· себестоимость продукции;
|
|
· финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли;
· оплата труда и предпринимательский доход;
· валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.
5) По субъекту обложения: взимаемые с юр.лиц, с физ.лиц, смешанные
6) По способу обложения (в зависимости от способа определения налогового оклада): «по декларации», «у источника», «по уведомлению»
7) По применяемой ставке: прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, твердые
8) По назначению: абстрактные, целевые.
9) По срокам уплаты: срочные, периодические
4. История возникновения и развития налогообложения в
зарубежных странах
Точный момент возникновения налогов как экономического явления науке установить пока не удалось. Однако можно утверждать, что они возникли вместе с государством в его современном понимании. Первые появившиеся налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости (войны, крупные стройки) в натуральной форме (продовольствием, строительными материалами, рабочей силой). В мирное время в Афинах и Римской империи налоги не взимались.Сбором налогов ведали жрецы храмов. В Китае уже в 5 веке до н.э. взималась натуральная подушная подать.
По мере увеличения расходов государств налоги начали взиматься в денежной форме более регулярно и стали основным источником денежного содержания государства. Другими источниками государственных доходов были: добыча, полученная в результате ведения войн, доходы от использования государственного имущества, доходы от государственных монополий. В восточных деспотиях налоги взимались в виднее арендной платы за проживание и возделывание земель, являющихся собственностью главы государства. Вплоть до 17 века в Европе налоговые системы развивались медленно и были крайне запутанными, а большинство налоговых платежей носили нерегулярный характер: они вводились, когда было необходимо покрыть целевые затраты либо когда в казне кончались деньги.
|
|
В большинстве стан Европы фактически сложилась следующая система налогообложения. Сельское население уплачивало феодалу подушной налог (через откупщика). Города собирали подоходные налоги с граждан и акцизы. Затем город уплачивал фиксированную законодательным актом или договором сумму подати вассалу короля. Король время от времени изымал часть земли вместе с городами и сельским населением у своих вассалов. Другими источниками пополнения казны короля были судебные пошлины, гильдейские и ремесленные пошлины, налог на соль, косвенные налоги - акцизы на продукты питания, табак, бумагу.Сбор налогов постепенно становится видом предпринимательского промысла.
Им занимались откупщики - богатые буржуа, которые выкупали право собирать установленные налоги у государства, внося валовую сумму налогов в казну еще до начала сбора. Откупщикам помогали войска, поэтому сбор налогов напоминал военную компанию - с убитыми и ранеными. Такая система возникла в период феодальной раздробленности, а затем прижилась и развилась. При этом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено.
К началу 18 века налоги стали главным источником доходов государственной казны. Новое время связано с началом буржуазных революций. Для Европы этого периода характерны бурные социальные и политические изменения, утверждение юридического равенства в сфере частноправовых отношений, порождение процесса юридизации налогообложения, придания налоговым системам большей организационной стройности в результате развития идей просвещения и «естественных прав».
В середине 19 века уменьшилось число налогов, большее значение придавалось соблюдению юридической формы при их введении и взимании. С развитием финансовой науки произошло становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием государственные финансы и налогообложение. В второй половине 19 века многие государства попытались воплотить научные разработки в жизнь.
На рубеже 20-21 веков в Европе начинает формироваться налоговая система Европейского сообщества.