Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

1.Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

3. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

32. Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных
лиц в области налогов и сборов. Ответственность таможенных органов и
их должностных лиц.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные для должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

33. Полномочия органов внутренних дел в сфере налоговых
отношений. Ответственность органов внутренних дел и их должностных

ЛИЦ.

Согласно Налоговому кодексу РФ органы внутренних дел не наделены самостоятельными полномочиями по осуществлению налогового контроля. Они участвуют в выездных налоговых проверках только при наличии соответствующего запроса налоговых органов.

МВД России наделено рядом полномочий в сфере налогового контроля для осуществления функций упраздненной Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Им были предоставлены права:

· участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;

· получать сведения, составляющие налоговую тайну;

· проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Для осуществления полученных полномочий в структуре МВД России было образовано отдельное управление - Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России.

Состав участников налоговых отношений определен в ст. 9 НК РФ. В этом перечне органы внутренних дел не указаны. В налоговом законодательстве не указывается, что органы внутренних дел выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.

Органы внутренних дел вообще не наделены самостоятельными полномочиями по осуществлению налогового контроля. В п. 2 ст. 36 НК РФ закреплено, что органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, обязаны в 10-дневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган. Также органы МВД России обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

Единственным направлением деятельности органов внутренних дел в осуществлении налогового контроля является участие в выездных проверках, проводимых должностными лицами налоговых органов. Также на законодательном уровне четко закреплено положение о том, что органы внутренних дел не имеют права участвовать в камеральных налоговых проверках и иных мероприятиях налогового контроля, осуществляемых должностными лицами налоговых органов.

Полномочия, предоставленные сотрудникам органов внутренних дел при проведении мероприятий непосредственно налогового контроля, несколько меньше, чем ранее находившиеся в распоряжении органов налоговой полиции. Однако при проведении самостоятельных проверок органы внутренних дел обладают обширными полномочиями. Даже если в результате проверки не будет принято решение о возбуждении уголовного дела или составлен протокол об административном правонарушении, полученная в ходе подобной проверки информация в дальнейшем может быть передана налоговым органам и использована ими при осуществлении мероприятий налогового контроля.

34.Правовой статус лиц, содействующих налоговому
администрированию.

Лицами, содействующими налоговому администрированию, следует именовать физических лиц и организации, которые оказывают какое-либо содействие деятельности налоговых администраций. Таковыми лицами являются:

· органы регистрации;

· банки;

· эксперты;

· специалисты;

· переводчики;

· понятые;

· свидетели.

К органам регистрации относятся органы, которые осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей; органы, лицензирующие частнопрактикующих нотариусов, детективов и охранников; органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства; органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества; органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения; органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия и частнопрактикующие нотариусы; органы осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности связанной с пользованием этими ресурсами (ст. 85 НК РФ). Кроме того, к ним относятся организации и уполномоченные лица, связанные с проведением налогового контроля за расходами физических лиц. Это органы, осуществляющие регистрацию механических транспортных средств; лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами; уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках (ст. 862 НК РФ).

Основной обязанностью органов регистрации является предоставление налоговым органам информации, необходимой для взимания налогов и осуществления налогового контроля. Так, органы, осуществляющие регистрацию организаций, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации.

Органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия. В таком же порядке органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам, обязаны сообщать налоговым органам о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы.

Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

35.Понятие обязанности по уплате налогов и сборов и основания ее
возникновения, приостановления и прекращения.

Налоговая обязанность – определенная часть налоговых обязанностей, реализация конституционной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов.

Одновременно исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика: встать на учет в налоговом органе, вести налоговый учет, самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога, перечислить налог в соответствующий бюджет и т. д.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога и сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы – требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Фактически, налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки ее реализации определяется по-разному.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

– с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

– с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

– со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, т. е. гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.

Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

– с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

Кроме названных обстоятельств самостоятельными юридическими фактами, на основании которых прекращается налоговая обязанность, являются: списание безнадежных долгов по налогам и сборам в порядке ст. 59 НК РФ, уплата налога за налогоплательщика его поручителем в порядке ст. 74 НК РФ.

36. Общий порядок и формы исполнения обязанности по уплате
налогов и сборов.

Налоговым законодательством предусмотрены два способа осуществления налоговой обязанности:

1. общий порядок, основанный на добросовестном поведении налогоплательщика, соблюдении им законодательства о налогах и сборах;

2. принудительный, выраженный во взыскании сумм задолженности с имущества налогоплательщика, его денежных средств.

Порядок исполнения налоговой обязанности регламентируется ст. 45 НК РФ.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 Налогового кодекса РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса РФ.

Обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:

1. отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;

2. отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;

3. возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику – физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему РФ;

4. если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

37.Правовое регулирование исполнения обязанности по уплате
налогов и сборов в добровольном порядке.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога или сбора, если иное не установлено законодательством. означает, что какое-либо третье лицо не вправе платить за налогоплательщика его налоги. Каждый должен уплачивать свои налоги самостоятельно (одним из исключений из данного правила является уплата за налогоплательщика его поручителем в порядке,
предусмотренном ст. 74 НК РФ). В случае невыполнения обязанности по уплате налога, сбора к налогоплательщику применяются меры принудительного исполнения, т.е. осуществляется взыскание налога. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, с физических лиц — в судебном.

В качестве исключения НК РФ закрепляет три случая, когда взыскание налога с организаций не может осуществляться в бесспорном порядке:

· если доначисление произошло в результате изменения юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

· если доначисление произошло в результате изменения юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика;

· если решение о бесспорном взыскании налога принято после истечения установленного ст. 46 НК РФ срока его принятия.

В НК РФ установлено, что исполнением обязанности по уплате налога (сбора) является момент предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. При этом налог не считается уплаченным, если налогоплательщик отозвал или банк возвратил платежное поручение на перечисление налога. Иными словами, по НК РФ моментом исполнения обязанности по уплате налога является не момент списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета, а момент предъявления в банк поручения на уплату налога (при наличии достаточного денежного остатка).
В соответствии со ст. 46 НК в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но — не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

38.Налоговая декларация, особенности внесения изменений и
дополнений.

Налоговая декларация – официальное заявление плательщика налога о полученных им за истекший период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Граждане должны ежегодно не позднее 1 апреля подать в налоговые органы по месту постоянного жительства Н.д. От подачи Н.д. освобождаются граждане, получающие в течение отчетного периода доход по основному месту работы, а также те, чей совокупный доход не превышает облагаемого по минимальной ставке. Физические лица, имеющие доходы от предпринимательской деятельности. представляют Н.д. независимо от размера дохода. Декларация состоит из следующих четырех разделов. В разделе 1 "Доходы" указываются доходы, полученные от предприятий, учреждений, организаций и других работодателей, в том числе сумма валового совокупного годового дохода, сумма облагаемого совокупного годового дохода и сумма удержанного на предприятии, в учреждении или организации подоходного налога. Раздел 2 "Вычеты из полученного дохода, установленные законом" заполняется в случае отсутствия основного места работы или необходимости пересчета по уменьшению облагаемого дохода, например указание на расходы на содержание детей и иждивенцев и т.п. В разделе 3 "Расчет облагаемого дохода и суммы налога" указываются общая сумма валового совокупного годового дохода, сумма коэффициентов и надбавок за работу в особых условиях, общая сумма вычетов и расходов, совокупный годовой доход, подлежащий налогообложению, общая сумма исчисленного налога и т.п. Раздел 4 "Результаты проверки декларации налоговым органом и расчет налога" заполняется работником соответствующего налогового органа.

При обнаружении в налоговой декларации (расчете), поданной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок, приводящих к занижению (завышению) подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины), плательщик (иное обязанное лицо) должен внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет). Соответствующие сведения о вносимых изменениях и дополнениях отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода, но не в период проведения выездной налоговой проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый налоговой проверке.

При обнаружении неполноты сведений или ошибок в налоговой декларации (расчете), представленной за прошлый налоговый период, заполняется часть I и часть II раздела Сведений.

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

39.Зачет и возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней и
штрафов.

1.Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов. (ст.78 НКРФ)

40.Правовое регулирование принудительного исполнения налоговой
обязанности.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения со стороны государства мер принудительного исполнения налоговой обязанности. Эти меры применяются последовательно и включают три этапа.

1. Требование об уплате налога – мера предупредительного характера, назначение которой – напомнить налогоплательщику об имеющейся у него недоимке и предупредить о неблагоприятных последствиях неуплаты налога. Требование направляется не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере начисленных пеней, сроке уплаты налога и сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения налоговой обязанности, которые применяются к налогоплательщику в случае неисполнения требования. В требовании указываются подробные данные об основаниях взимания налога, ссылки на положения закона, устанавливающие обязанность налогоплательщика уплатить налог.

2. Решение о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается только в отношении организаций не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. На основании принятого решения налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Такое поручение носит бесспорный и безакцептный характер: взыскание производится без обращения в суд и без согласия налогоплательщика – клиента банка.

3. Взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или отсутствии информации о ее счетах. При этом налог с организаций и индивидуальных предпринимателей взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц – в судебном. Одновременное обращение взыскания и на денежные средства, и на имущество налогоплательщика недопустимо, поскольку может повлечь повторное изъятие одних и тех же сумм.

Решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, принятое руководителем налогового органа, направляется судебным приставам для исполнения. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика состоит из поиска имущества, его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. При этом должностные лица налоговых органов не вправе приобретать реализуемое имущество налогоплательщика.

При принудительном взыскании налога налоговая обязанность признается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

41.Требование об уплате налога и сбора: понятие и сроки
направления.

В соответствии с п.1 ст.32 части первой Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу требование об уплате налога и сбора. Указанное требование является ненормативным актом и должно соответствовать правилам гл.10 НК РФ. Эти правила в равной степени применяются как в отношении требования об уплате налога, так и в отношении требования об уплате сбора (п.8 ст.69 НК РФ).

Применение требования об уплате налога (сбора) со стороны налоговых органов направлено на скорейшее исполнение налогоплательщиком (иным обязанным лицом) своих обязанностей и пресечение ненадлежащих действий (бездействия) обязанных лиц. Путем направления требования налоговые органы информируют налогоплательщиков о своих претензиях к ним. Таким образом, требования выполняют пресекательные, предупредительные, информационные и организационные функции.

Одним из важных свойств таких требований является их юрисдикционный характер, поскольку в них содержится оценка правомерности действий (бездействия) налогоплательщиков.

Обязанности налоговых органов, касающиеся требований об уплате налогов (сборов), прямо вытекают из их основной функции - проведения налогового контроля.

В п.1 ст.69 НК РФ дается определение понятия "требование об уплате налога": основания требования, форма, содержание требования, его адресат, налоговый орган, обязанный отправить требование.

Основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога (сбора) служит наличие у налогоплательщика неисполненной обязанности уплатить налог. Такая обязанность возникает и прекращается в соответствии со ст.44 НК РФ. Она начинает существовать с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (сбора). Такая обязанность считается исполненной только в том случае, если налогоплательщик исполнил ее в срок, установленный законодательством. Поэтому неисполнением данной обязанности следует также считать и нарушение соответствующих сроков уплаты налогов (сборов). К такому неисполнению следует также причислить и уплату налога не в полном объеме (частичное исполнение обязанности).

Моментом исполнения обязанности по уплате налога в соответствии с п.2 ст.45 НК РФ считается момент предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Если налог уплачивается наличными денежными средствами, таким моментом считается момент внесения денежной суммы в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информации. Если требования ст.45 НК РФ не соблюдены, то это позволяет говорить о неисполнении обязанности по уплате налога. Позиция законодателя по вопросу о моменте исполнения налоговой обязанности совпадает с точкой зрения Конституционного Суда РФ, который в п.3 своего постановления от 12 октября 1998 г.*(81) установил следующее: конституционная обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога считается исполненной в день списания средств с расчетного счета налогоплательщика в кредитном учреждении при наличии достаточных средств на его счете.

После возникновения момента, с которого обязанность по уплате налога считается неисполненной полностью либо исполненной частично, у налоговых органов появляется право направить налогоплательщику требование об уплате налога. Это в свою очередь накладывает определенные обязательства и на законодателя, который в соответствующих законах (прежде всего имеется в виду Специальная часть Налогового кодекса) должен указать четкие сроки уплаты налога. Данное обстоятельство тем более важно, поскольку любой налог считается установленным только в том случае, когда среди прочего определены порядок и сроки его уплаты.

При определении сроков исполнения налоговой обязанности необходимо учитывать возможность применения отсрочек и (или) рассрочек уплаты налогов, а также другие формы законного изменения сроков уплаты налогов и сборов. Изменение сроков уплаты налога (сбора) осуществляется в соответствии со ст.61-68 НК РФ.

Привлечение к ответственности налогоплательщика или иного обязанного лица за нарушение законодательства о налогах и сборах не может служить поводом к отказу направить налогоплательщику (иному обязанному лицу) требование об уплате налога (сбора). В свою очередь сам налогоплательщик (иное обязанное лицо), отказывающийся выполнить требование об уплате налога (сбора), не может ссылаться на факт привлечения его к ответственности в качестве обоснования своих действий (бездействия). Комментируемое положение п.3 ст.69 НК РФ связано с общим правилом о том, что привлечение налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога (п.5 ст.108 НК РФ). Это важно учитывать при производстве по делу о налоговом правонарушении и вынесении решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется не только требование об уплате пени, сумм налоговых санкций, но и требование об уплате недоимки по налогу.

Применительно к юридическим лицам данное правило действует также независимо от того, привлечена ли к ответственности эта организация или ее руководители.

Под ответственностью в п.3 ст.69 НК РФ понимаются любые формы юридической ответственности, применяемые для охраны налоговых отношений. Речь идет об административной и уголовной ответственности. В указанный перечень не входит гражданско-правовая ответственность (возмещение убытков и уплата неустойки), поскольку она не связана с нарушением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах и не применяется к налоговым отношениям, если иное не предусмотрено законодательством (п.3 ст.2 ГК РФ, п.1 ст.35 НК РФ).

Требование об уплате налога (сбора) оформляется в виде письменного извещения - официального документа, направляемого уполномоченным налоговым органом и содержащего установленную законом информацию. В связи с особенностями оформления такой информации устные требования об уплате налога (сбора), исходящие от должностных лиц налоговых органов, не могут иметь юридического значения. Форма требования утверждается Государственной налоговой службой РФ (на момент написания комментария эта форма еще не была утверждена).

Содержание требования об уплате налога (сбора) составляют юридические и фактические данные.

К юридическим относятся:

· данные об основаниях взимания налога (сбора);

· ссылки на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика (иного обязанного лица) уплатить соответствующий налог.

Фактические данные, содержащиеся в требовании об уплате налога (сбора), выявляются в ходе контроля за соблюдением законодательства о налогах (сборах) и охватывают сведения о:

· сумме задолженности по налогу;

· размере пеней (исчисляется на момент направления требования);

· сроке уплаты налога в соответствии с законодательством об уплате налога или сбора;

· сроке исполнения требования налогового органа;

· мерах обеспечения, подлежащих применению в случае неисполнения требования

Требование об уплате налога адресуется налогоплательщику или иному обязанному лицу. Налогоплательщиком является организация или физическое лицо, которое обязано уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (ст.19 НК РФ). Налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа и не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими свои служебных обязанностей. Под иными обязанными лицами по смыслу Налогового кодекса следует понимать прежде всего плательщиков сборов, а также налоговых агентов и сборщиков налогов (сборов). Общие положения о правовом статусе плательщика сборов содержатся в ст.19 НК РФ. В соответствии со ст.24 НК РФ на налоговых агентов возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. При этом налоговые агенты имеют тот же правовой статус, что и налогоплательщик (за исключением предусмотренных Налоговым кодексом случаев). На сборщиков налогов (сборов) возлагаются обязанности по приему от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов (сборов) и перечисление их в бюджет.

42. Порядок обращения взыскания недоимки, а также пени на
имущество организаций и физических лиц.

Налогоплательщик может выявить недоимку самостоятельно, например, если обнаружил:
- неверное указание номера счета Федерального казначейства в платежном поручении, в результате чего налог в бюджет не поступил;
- ошибки в исчислении налоговой базы и суммы налога.

Налоговый орган выявляет недоимку в ходе налоговых проверок и вне их рамок. При этом важно, с какого момента задолженность считается установленной. Этот день учитывается при отсчете предельного срока (срока давности) ее взыскания. Если инспекция его пропустит, взыскание недоимки может стать невозможным.
Недоимка считается установленной если:
1. Инспекция может определить недоимку по результатам камеральной проверки декларации налогоплательщика (ст. 88 НК РФ), а также выездной проверки его деятельности (ст. 89 НК РФ).
2. Инспекция выявляет недоимку вне налоговой проверки путем сравнения:
- суммы налога, которую вы указали в декларации;
- данных об уплаченной вами сумме, поступивших из Федерального казначейства.
Указанные сведения отражаются в информационной базе, которую ведет налоговый орган. В ней на каждого налогоплательщика открыта карточка расчетов с бюджетом (далее - карточка РСБ). Сопоставление показателей осуществляется после наступления срока уплаты налога.

Пени рассчитываются за каждый день нарушения срока уплаты налога начиная со следующего дня после окончания указанного срока (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Момент, когда начисление пеней прекращается, контролирующие органы и суды определяют по-разному.
Налоговые органы рассчитывают пени по день уплаты налога включительно.
Существует также иной подход: пени нужно начислять до дня уплаты недоимки. Это объясняется тем, что в день перечисления недоимки в бюджет обязанность по уплате налога считается исполненной (п. 3 ст. 45 НК РФ). Следовательно, задолженность по налогу отсутствует и начислять пени за день уплаты недоимки неправомерно.

43.Особенности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
при ликвидации, реорганизации юридического лица.

Согласно пункту 1статьи 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

НК РФ не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения его в стадии ликвидации.

В связи с этим, начисление пеней при ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном ГК РФ, прекращается с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица. В соответствии со статьей 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

В случае, если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации. ГК РФ предусматривает субсидиарную ответственность учредителей (участников) юридического лица только в отношении унитарных предприятий и учреждений.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

· в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

· во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

· в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

· в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: