Возрастной подход к изучению взрослого человека как индивида

В истории развития возрастной психологии как отрасли пси­хологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, со­зревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. А сама взрослость рассматривалась как стабильный пе­риод. Так, например, французский психолог Э. Клапаред характе­ризовал зрелость в качестве состояния психической «окаменело­сти», когда прекращается процесс развития. Э. Эббингауз, выде­ляя в развитии памяти три периода, определял возраст 25-50 лет как неизменяемый в отношении данной психологической функции. Выделенные Ж.Пиаже основные стадии становления интеллекта относятся к дошкольному и школьному возрасту, где завершается, но его мнению, развитие операционного механизма мыслительной деятельности.

Психологические характеристики взрослого человека выступа­ли в качестве эталонов и при выявлении инволюционных процессов в период старения. С возникновением геронтологии данные о моло­дых людях использовались для определения величины снижения функций или их сохранности в общем инволюционном процессе.

Вместе с тем, проблема построения единой научной теории ин­дивидуального развития не может быть разрешена без разработки ее основного раздела — возрастной психологии зрелости. Период взрослости отличается от предыдущего, юношеского, тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Это свидетельствует о том, что индивидуальная начальная организация человека в этот период достигает своей зрелости.

При разработке концепции индивида Б. Г. Ананьев рассматри­вал его в виде системы природных свойств, как разноуровневое, структурное образование, включающее различного рода взаимо­действия: по «горизонтали» между одноуровневыми свойствами, по «вертикали» между разноуровневыми индивидными характе­ристиками человека. «Три группы природных свойств (конститу­ционные, нейродинамические, билатеральные особенности симме­трии организма образуют класс первичных свойств, которые мож­но назвать индивидуально-типическими. Несомненна зависимость вторичных свойств (темперамента, структуры органических по­требностей и т. п.) от класса первичных свойств, именно от совокуп­ности индивидуально-типических свойств в целом, а не отдельно взятых (конституционных или нейродинамических)» [6, с. 48]. Кро­ме того, в состав первичных свойств он включал признаки пола, а ко вторичным свойствам он относил задатки и сенсорную орга­низацию. Выделение первичных и вторичных свойств в индивид­ной организации не только выявляет сложное строение природ­ных основ человека, но позволяет, во-первых, дифференцированно и по-новому решать проблему происхождения психофизиологиче­ских функций и, во-вторых, рассматривать их как элемент целост­ного развития организма,- в связи с другими его функциональными системами и свойствами.

В число вторичных индивидных свойств входят психофизиче­ские характеристики, относящиеся к различным классам психоло­гических объектов, — темперамент, органические потребности, сенсомоторика и задатки. Здесь важно подчеркнуть, что задатки относятся не к первичным природным анатомо-физиологическим предпосылкам, а к психофизическому уровню индивидной органи­зации. В свою очередь, задатки умственного развития предста­вляют собой иерархизованную систему, которая включает в себя три основных уровня с разной степенью выраженности генетиче­ской специализации механизмов психического функционирования. При этом, чем проще психическая функция, тем сильнее выражена специализация ее механизма, и наоборот, чем она сложнее, тем в большей степени ее наследственная структура носит недифферен­цированный, обобщенный характер.

Полностью специализированными являются механизмы сенсорики. Перцепция и моторика имеют частично специализирован­ные механизмы головного мозга. Что касается речи и мышле­ния, то к моменту рождения обнаруживаются общие механизмы в виде акта сличения, голосовых реакций, интонационных структур и др. Это означает, что роль средовых факторов в формировании первоначально заданных наследственных механизмов различных психических форм оказывается неодинаковой. В одних случаях происходит созревание уже имеющегося механизма в процессе его функционирования и тренировки в постнатальный период. В дру­гих случаях существенными являются не только средовые воздей­ствия и функционирование самого механизма для достижения его зрелости, но и построение нового механизма, включающего как на­следственные компоненты, так и новые структуры, как это имеет место в процессах формирования перцепции, мышления, моторики. Исследование начальных форм психики чрезвычайно важно по­тому, что от специфики наследственного фонда во многом зависит направление их дальнейшего развития и, следовательно, методы педагогических воздействий. С начала постнатального существо­вания обнаруживается старт разных типов психофизиологического развития в зависимости от степени специализированности его ме­ханизмов. Один из типов выражен в онтогенезе сенсорных функ­ций. С момента рождения проявляется готовность анализаторных механизмов разной модальности (зрительной, слуховой, вкусовой и др.) к функционированию, к отражению многокачественности окружающего мира и внутренней среды самого организма. В силу максимальной специализации механизмов сенсорных функций их рост характеризуется количественными показателями, выражен­ными в пороговых величинах. В возрастной динамике зритель­ных, слуховых, кинестетических и других видов чувствительности, представленных кривыми П. П. Лазарева, А. А. Андреева, А. Смита и др., выделяются три основных периода или стадии: рост и со­зревание функций, затем достижение ими оптимальных значений и уровня зрелости, после чего наступает период их ухудшения.

Рассматривая онтогенез индивидной организации, Б. Г.Ананьев подчеркивал, что возрастные изменения и процессы роста, созрева­ния, зрелости и старения охватывают как первичные, так и вторич­ные свойства. Эти возрастные изменения характеризуют строго определенную фазность онтогенетического развития, обусловленную филогенетической эволюцией и историческим развитием че­ловека. Вместе с тем, зависимость между природными свойствами всегда опосредована внешними условиями, как социальной, так и экологической, природной средой.

Следует отметить некоторые важные особенности онтогенеза сенсорных функций. Несмотря на то, что сенсорика относится к элементарным формам психической деятельности, достижение ею своей зрелости происходит в сравнительно поздние годы жизни человека, в 18-25 лет. Причем это относится как к относительно сложным, дистантным видам чувствительности (слух, зрение), так• и к простейшим сенсорным образованиям (кинестезия). Далее, как созревание, так и ослабление сенсорного функционирования не являются простым постепенным процессом, а носят неравномер­ный характер. Поэтому при сравнении различных кривых, к примеру цветового зрения (А. Смит), обнаруживается гетерохронность или разновременность в темпах их возрастного развития и большая сохранность чувствительности к одним цветам (желтый, зеленый) и ее значительное ослабление к другим (синий, красный). Также важно подчеркнуть роль деятельностного фактора, действующего уже на уровне элементарных форм психики. Включение в ту или иную деятельность, «где сенсорные функции человека входят в со­став профессионально значимых качеств, ускоряет процесс их со­зревания и в то же время способствует их сохранности. Высокая специализация и в то же время качественная стабильность сенсорики в онтогенезе свидетельствуют о ее фундаментальном значе­нии для становления других психических функций на протяжении всей жизни человека.

Иной тип развития вторичных индивидных свойств присущ пер­цепции, психомоторике, мыслительной функции. В дальнейшем онтогенез психофизиологических функций приобретает многозначность, и их возрастное развитие у взрослых может быть выражено как в уровневых показателях, так и в возрастной динамике струк­турных преобразований.

Сильно выраженный колебательный характер уровневых по­казателей психофизиологических функций на протяжении всего взрослого периода жизни показан в исследованиях, выполненных под руководством Б.Г.Ананьева. Эти исследования были посвя­щены изучению микровозрастной динамики как первичных (нейродинамика), так и вторичных (зрительно-пространственные, аттеннионные, мнемические, мыслительные, психомоторные функции) характеристик индивидной организации человека. Сопоставление одноуровневых и разноуровневых индивидных свойств в микровоз­растном плане показало неравномерность их развития и гетеро­хронность прохождения отдельных фаз, а также разнонаправленность их изменений, что в чрезвычайной степени осложняет кар­тину их роста, созревания и зрелости и свидетельствует о внутрен­ней противоречивости онтогенеза природной подсистемы человека.

Дальнейшее изучение индивидных образований позволило вы­явить интеркорреляционный механизм возрастного развития ин­дивидной системы.

В психологии, имеющей дело с чрезвычайно сложным и дина­мичным объектом, важно подойти к изучению психического развития как к целостному феномену, где отдельные функции, свой­ства, процессы определенным образом связаны между собой и ока­зывают влияние друг на друга. В истории естествознания изуче­ние процессов эволюции привело к установлению единства инте­грации и дифференциации. Чем больше специализирована та или иная функция, тем сильнее она зависима от других функций ор­ганизма, и его прогрессивное развитие возможно только на основе единства обеих противоположных тенденций. Специальная разработка проблемы корреляций в эволюционном и индивидуальном развитии биологических систем принадлежит И. И. Шмальгаузену. ()н писал о том, что корреляции усложняются в процессе эволю­ции организмов, что происходит очень медленная, но постоянная аккумуляция корреляционных механизмов общего значения. По мере этой аккумуляции темп эволюции все более возрастает, как это видно на Примере позвоночных животных и особенно млеко­питающих, у которых произошло весьма значительное накопление широких корреляционных механизмов.

Специальное внимание развитию функций и их взаимосвязей было уделено в работах Б.Г.Ананьева, посвященных комплексному изучению человека. «Вслед за современным естествознанием новейшая психофизиология, — писал Б.Г.Ананьев, — рассматрива­ет онтогенез поведения как преобразование структуры психиче­ского развития, целостной организации процессов отражения, ори­ентации и регулирования поведения. В этой психофизиологиче­ской структуре, т.е. в целостной природе человеческого развития, не существует изолированных способностей, функций или даже отдельных реакций на отдельные внешние раздражения. Известно, что эффект той или иной отдельной реакции даже на изолиро­ванный стимул определяется системным механизмом поведения и зависит от комплекса внутренних условий, в том числе от обобщен­ного жизненного опыта, мотивации и т.д.» [15, с. 23]. Во всесто­роннем изучении корреляционных взаимозависимостей органов и систем, составляющих комплекс внутренних условий онтогенеза, Б. Г. Ананьев видел глубокий практический смысл. «В процессе индивидуального развития, благодаря корреляционным объедине­ниям разных органов и функциональных систем, происходит своего, рода передача, переброс преобразования от одних функций к дру­гим, сопряженные изменения многих видов. Именно такой корре­ляционный порядок исключает возможность чисто локального из­менения одних психофизиологических функций под внешним воз­действием без тех или иных сопутствующих сдвигов в других пси­хофизиологических функциях» [там же]. Формирование корреля­ционного механизма, по мнению Б. Г. Ананьева, составляет внутреннее условие работы любой отдельной психофизиологической функции и создает в то же время потенциальную возможность преобразования одних функций под влиянием изменений в других, связанных с первыми в той или иной корреляционной плеяде. При этом имеются в виду широкие возможности использования корре­ляционного механизма в процессе, как обучения, так и воспитания и самовоспитания.

В результате под руководством Б.Г.Ананьева были установ­лены возрастно-половые особенности корреляционных связей пер­вичных (показатели теплообмена, обмена веществ, нейродинамики и др.) и вторичных (мнемические, мыслительные, аттенционные, психомоторные функции) свойств. Многообразие полученных корреляционных связей включает в себя внутрифункциональные и межфункциональные связи психофизиологических и соматических показателей, относящихся к одному или к разным иерархическим уровням индивидной организации.

Изучение разного рода элементарных познавательных функций, входящих в состав вторичных индивидных образований, выявило чрезвычайно сложную динамическую картину внутрифункциональных и межфункциональных связей в период взрослости. По данным Е.И.Степановой и Л.Н.Грановской, период 18-35 лет характеризуется сложно ветвящимися цепями корреляций между мнемическими, вербально-логическими и аттенционными функци­ями. Основные тенденции возрастной изменчивости структуры взаимосвязей интеллектуальных функций в этот возрастной пе­риод выражены в возрастании числа связей и их тесноты (в 2 раза). Причем наибольшее увеличение связей приходится на долю меж­функциональных отношений (в 3 раза). Кроме того, происходит перегруппировка центральных элементов структуры интеллекту­альных функций. В 18-35 лет самым мощным является показатель долговременной памяти, а за ним следует показатель логического мышления, в 25-35 лет первое место по числу связей занимают показатели логического мышления, а за ними следуют аттенци­онные показатели — объем и переключение внимания. Выявлен­ные связи свидетельствуют о взаимозависимости процессов пере­работки и преобразования информации в мышлении, ее запечатле-иия и сохранения в памяти.

Период 18-25 лет характеризуется подвижной межфункциональной структурой и является периодом становления целостно­сти функциональной основы интеллектуальной деятельности. С возрастом в 26-35 лет повышается интегрированность межфунк­циональной системы. В 34-46 лет, по данным Е.И.Степановой, Я.И.Петрова и Л.Н.Фоменко, усиливающаяся жесткость связей между интеллектуальными функциями и их показателями сни­жает возможности для новообразований. Это создает противоре­чивость поведения, выраженную в том, что высокая интеллекту­альная деятельность, продуктивность в привычных условиях про­фессиональной работы может сочетаться с затруднениями в овла­дении новыми видами деятельности.

Изучение корреляционных отношений позволяет подойти к по­ниманию целостности психического развития, которая носит вну­тренне противоречивый характер. Знание корреляционного меха­низма дает возможность определить и другую важную его черту. Наряду с целостностью, психическое развитие характеризуется ка­чественными преобразованиями. В психическом развитии предста­влен весь спектр качественных объектов, от элементарных свойств различных функций до системных сложных комплексов. Поэтому его изучение предполагает сочетание разных подходов. В одних случаях внимание сосредоточивается на том, как в ходе разви­тия осуществляются качественные преобразования простых эле­ментарных объектов психики. В других случаях, когда предметом исследования становятся психические комплексы, их качествен­ные преобразования связываются с выявлением динамики струк­турных отношений и связей.

Итак, значение структурно-генетического подхода к психиче­скому развитию индивида в период взрослости, как и в другие периоды жизни, состоит в том, что в различных системах чело­века выявляются три основные функции корреляций. С помощью корреляционного анализа определяется степень целостности раз­вития, сопряженности его элементов. Структурно-генетический подход позволяет также выявить многокачественность, как одну из главных черт развития, путем описания структурных новообра­зований. И, наконец, знание и учет характера взаимосвязей, сте­пени связанности отдельных сторон психики в различные периоды жизни способствуют управлению и самоуправлению процессами психического развития. Общие закономерности, как хронологи­ческие, так и структурные, имеют в разные периоды жизни свои специфические особенности и жизненный смысл. В акмеологический период их действия обеспечивают сохранность достигнутого в прежние годы высокого потенциала и его дальнейшее развитие в различных системах человека. Важнейшее значение при этом имеют основные внешние и внутренние детерминанты бытия взро­слого человека: труд, образование, самообучение и самовоспита­ние, образ жизни в целом. Их совокупное влияние с учетом на­следственных факторов обусловливает продолжающееся психиче­ское развитие в период акмэ, но не прямо, а опосредованно, через действие внутренних закономерностей.

Таким образом, в период взрослости происходят дальнейшие изменения и развитие индивидной организации в результате дей­ствия многообразных факторов, как внутренних, так и внешних, что связано с усилением потенциальных возможностей взрослого человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: