Сенсомоторная организация в различные периоды взрослости

Сенсомоторная организация относится к важным характери­стикам человека как индивида, личности, субъекта деятельности. Актуальность разработки проблемы сенсомоторной организации связана с необходимостью развития и сохранности психических по­тенциалов взрослого человека. Сенсомоторика выступает в каче­стве индикатора индивидуального развития взрослого человека в период серьезных экологических катастроф, нервно-психических перегрузок, активного внедрения в питание искусственных хими­ческих соединений.

Понятие сенсомоторной организации человека, предложенное и экспериментально разработанное Б.Г.Ананьевым, включает си­стемное представление о структуре и функциях сенсомоторики, ее свойствах как целостного образования и психических коррелятах с другими системами человека. Такое представление позволяет определить место и роль сенсомоторной организации в индивиду­альном развитии человека на всех стадиях целостного онтогенеза. Одновременно не дает возможность упрощенного понимания сенсо­моторной организации как любого взаимодействия органов чувств. < Системное описание сенсомоторной организации акцентирует вни­мание на двух основных свойствах сенсомоторики: сенситивности и синестезии. Сенсомоторная организация относится к классу вто­ричных свойств индивида. Как компонент системы она тесно СБЯ-чана как с первичными свойствами (возрастно-половыми и индиви­дуально-типическими), так и с вторичными свойствами (структу­рой органических потребностей, темпераментом, задатками). Соотношение основных свойств сенсомоторики связывается с пробле­мой свойств и типов нервной системы и с вопросом о соотношении общих и парциальных характеристик нейродинамики. Изучение феноменов слияния или крайнего обособления сенсорных систем в общей структуре чувственного познания остается одной из актуальных проблем психологии.

Сенсорная организация человека в силу разного рода причин, н частности генетических, преобладания тех или иных ферментов, продуцируемых генами, определяется разным уровнем ведущей си­стемы в целостной организации. В дальнейшем в зависимости от структуры деятельности и условий жизни приобретают ведущее качение определенные виды внешних воздействий, входящих. В со­став этой структуры, поэтому развитие человека идет под специ­фическим углом. Это своеобразие сохраняется в различные пери­оды онтогенеза, в том числе и у взрослого человека. В качестве примера можно привести исследования сенситивности в структуре и индивидных свойств взрослого человека [43]. Рассматривались три блока сенсорных образований: экстерорецептивные, проприрецептивные и интерорецептивные, которые сопоставлялись с выра­женностью базальных эмоций. Было установлено, что преоблада­ние проприо- над интерорецепцией соотносится с преобладанием «поиска впечатлений», базовой эмоцией «радости». Доминирова­нию экстерорецептивной модальности соответствует преобладание эмоции «страха» над «гневом». При неврозе происходит деформа­ция модальностной структуры сенситивности, которая приводит к повышению субъективной значимости интерорецептивных раздра­жителей. Несколько ранее в исследованиях, выполненных под ру­ководством Б. Г. Ананьева, был установлен факт взаимосвязи сен­сорного блока химической чувствительности с шкалой ипохондрии MMPI [57].

Специфика основных законов протекания таких психических явлений, как память, внимание, мышление, определяется особен­ностями интеллектуально-эмоционального образования индивида в целом. Эти индивидные особенности, продиктованные природ­ными характеристиками, проявляются на всех уровнях психиче­ской организации человека, в том числе в стилях деятельности, в стилях социального общения, в особенностях творчества. Таким образом, преферендумы определяются не только в области мета­болических и интеллектуально-социальных характеристик. Ме­жду ними существует огромный спектр преферендумов, опреде­ляющихся не просто функциональными особенностями, а диалек­тическим соотношением, образующим целостную структуру. Объ­яснение этому феномену можно найти во взаимосвязи разных по уровню сложности индивидных систем. Исследования, проведен­ные под руководством Б. Г. Ананьева и объединенные общим тер­мином «ситуация интеллектуально-эмоционального напряжения», позволили выявить под воздействием нагрузки (поскольку тради­ционные исследования нагрузок показали, что общие закономер­ности не представляется возможным выявить на крайних типах) индивидуальные особенности и скрытые тенденции реактивности взрослых людей. Так было обнаружено, что энергетические траты организма, производимые в состоянии умственной работы или в сложных актах поведения, связанных с приемом и переработкой информации взрослыми людьми, являются своеобразными экви­валентами интеллектуального напряжения [10]. Установлено, что в сложных системах связей между метаболическими, нейродинамическими, психомоторными, психовегетативными и интеллекту­альными характеристиками человека значительно участие теплопмена и терморегуляции в целом [14]. Выявлена сложная динамика взаимосвязи температурной чувствительности с характером интеллектуальной деятельности и «ценой интеллектуального на­пряжения». Речь идет о «гетерогенных связях» систем различного уровня организации [10, с. 216].

Для экстренного, относительно короткого по длительности на­пряжения (типа ситуаций «экзамен») адаптивные механизмы ха­рактеризуются большей вариативностью реакций. Эта вариатив­ность обусловлена возрастно-половыми особенностями, с одной стороны, и индивидуально-типическими — с другой. Так, муж­чины в подобных ситуациях быстрее реагируют и быстрее норма­лизуют сенсомоторные показатели, степень изменения здесь мень­шая, чем в женской группе. Реактивность сенсомоторики жен­щин проявляется в изменении интенсивности реакций и в более ме­дленном восстановлении их для фонового уровня [4]. По-разному является реактивность парциальных и общих типов сенсомоторики. Общий тип (при котором моторные показатели чувствитель­ности разных модальностей были одноуровневыми — либо высо­кими, либо низкими) в ситуациях «экстренного» напряжения более динамичен. Парциальный тип (при котором обнаруживается ведущая сенсомоторная система) в аналогичной ситуации проявляет мобильность моторных показателей сенситивности [82]. Таким образом, структурные взаимосвязи разнородных свойств индивида и различных ситуациях психического напряжения изменяются, а не сохраняются. Эти связи, с одной стороны, «определяют сте­пень аффективного напряжения при умственной работе, а с другой стороны — способствуют упорядочению психомоторных и психове-гетативных, особенно сердечно-сосудистых реакций, что особенно нужно для нормального хода процессов жизнедеятельности...» 10, с. 26]. В качестве одного из экспрессиндикаторов психического совладения с ситуациями напряжения может выступать сенсомоторная система.

Функциональная работоспособность сенсорных и двигательных систем существенно определяется не только природными, но и со­циальными факторами психического развития взрослого человека iv ак субъекта познания, общения и труда.

Сенсорно-перцептивные характеристики возрастных, половых и индивидуально-типических особенностей человека лежат в ос­нове трудоспособности, одаренности и специальных способностей. Речь идет о так называемых «... физических способностях, под ко­торыми разумеются сенсомоторные качества, готовность к продук­тивной деятельности в определенных отношениях, которая тре­бует объединения анализаторов и эффекторов на оперирование с известными предметами труда» [12, с. 109]. Физические спо­собности необходимы для любого характера труда. Актуальным остается положение о том «...что в деятельности человека основ­ные ресурсы и резервы не только реализуются, но и многократно. воспроизводятся» [13, с. 324]. Таким образом, физические спо­собности человека не только служат условием для деятельности взрослого человека, но и сами претерпевают изменения в процессе этой деятельности, выступая предпосылкой психического долго­летия человека. Сенсомоторная организация не только входит в структуру общей трудоспособности, но и составляет существенное звено профессиональных и специальных способностей человека. Она включается в процесс формирования индивидуальности, ее творческих проявлений. В индивидуально-монографических ис­следованиях М.Д.Александровой была показана взаимосвязь твор­ческого долголетия с состоянием сенсомоторных способностей ста­рых людей [5].

Сенсомоторная система входит в структуру интеллектуального потенциала взрослого человека. «В процессе развития человека происходит известное отвлечение пространственных признаков и отношений между вещами от самих вещей, т. е. обобщение чув­ственных знаний о пространственных признаках и отношениях...» [12, с. 30]. В самом чувственном процессе различения происходит сравнение, анализ, индукция, т.е. формирование механизма су­ждения. В отношении взрослого человека этот процесс не закан­чивается, а становится фактором дальнейшего интеллектуального развития взрослого человека, его обучаемости. Речь идет о фор­мировании операциональных механизмов наблюдения, слушания и т.п. Б.Г.Ананьев отмечал, что старые люди существенно превос­ходят молодых людей в отношении наблюдательности и способно­сти оперировать огромными массами зрительных образов, пре­восходящих апперцептивный фонд молодых людей...» [15, с. 94].

Следует отметить важное место, которое занимает сенсомоторная система в формировании коммуникативного потенциала личности, в частности, ее роль в социальной перцепции. В качестве примера можно привести исследования, проведенные под руководством В. Г. Ананьева, по изучению роли элементарных зрительных функций в восприятии человеческого лица. Была установлена нео­динаковая роль этих функций в дифференцированном узнавании и......чнании человеческого лица. Если в дифференцированном узнавании роль элементарных функций зрения возрастает, то в случае опознания они приобретают значение общего необходимого условия восприятия лица другого человека [31]. Вместе с тем, следует обратить внимание на целостное участие всей системы, а не только на так называемых высших органов чувств, в социальной перцепции. У взрослого человека сенсорные системы, ошибочно определяемые как низшие, имеют важное значение в невербальной коммуникации. В настоящее время общепризнанным является факт включе­нии сенситивности в эмпатийность личности.

Таким образом, Сенсомоторная система пронизывает все психические уровни организации человека.

Состав сенсомоторной организации, описанный Б. Г. Ананьев, является наиболее полным из известных к настоящему времени. Классификация этого состава идет по двум основаниям. I li'puoe из них соотносится с формами движения материи: механистической, физической, химической, биологической. Обнаруженный шгс.ь феномен дублирования сенсорных функций в процессе отражения одной и той же формы движения материи связывается с н'пстическим основанием становления различных ветвей целостной системы сенсомоторики в процессе индивидуального развития человека.

15 развитии психофизиологических функций, в том числе и сенсомоторики, Б.Г.Ананьев выделил две фазы. Первой из них и имеется общий, фронтальный прогресс функции в ходе созрева­ния и ранних эволюционных изменений... Второй фазой эволюции их же функций является их специализация...» [13, с. 152]. Это и дает трудности в выделении функциональных оптимумов любых сенсомоторных функций. Полученные множественные данные 1>'Т1ных авторов свидетельствуют о гетерохронии функциональных пиков даже в пределах одной модальности. В качестве примера можно отметить одну из серий исследований, выполненных под ру-чоподством Б.Г.Ананьева, пространственно-различительных функ­ции чрения у студентов в возрастном диапазоне от 18 до 25 лет.

Было обнаружено, что сенсорный оптимум для поля зрения на­блюдается в возрасте 18-19 лет, для остроты зрения — 22-23 лет, для глазомерной функции — 24-25 лет [30].

Результаты комплексного исследования сенсорной чувстви­тельности пяти модальностей, также проведенные на студенче­ской выборке, подтверждают общую тенденцию несовпадения пи­ков чувствительности разной модальности. Оптимальный суммар­ный показатель чувствительности наблюдается в возрасте 19-20 лет. Здесь отмечаются высокие показатели слуховой, зрительной, обонятельной, отдельных видов вкусовой чувствительности. Вме­сте с тем, тепловая чувствительность выше в группе 18-летних, а чувствительность к отдельным видам химического воздействия— в возрасте 23-24 года. Группа 25-27-летних студентов не имеет преимуществ ни в одном из видов чувствительности в рассматрива­емом возрастном диапазоне [57]. Е.Ф. Рыбалко обнаружила опти­мум объема восприятия в возрасте 30 лет [99, 100].

Исследованиями М.Д. Дворяшиной константности восприятия было установлено преимущественное влияние у взрослых людей измерительной практики и геометрических знаний на перцептив­ные константы [15]. Комплексное исследование сенсомоторики в более поздние периоды взрослости выявляет факт нарастания ге­терохронии как в пределах одной модальности, так и между сенсо-моторными блоками. При сравнении трех возрастных групп: 23-30 лет, 31-40 лет и 41-56 лет — лиц водительских профессий устано­влено, что в области цветовой чувствительности сенсорные опти-мумы приходятся на более молодую возрастную группу. Внутри-модальное сопоставление цветовой чувствительности также обна­руживает гетерохронное изменение. Наиболее выражена инволю­ция чувствительности к синему и зеленому цветам. В перцептив­ных комплексах, включающих операциональные механизмы раз­ного уровня сложности (такие, как тактильное различение «глад­кости— шероховатости», глазомер, восприятие размера объекта без контроля зрения, восприятие временных интервалов, простран­ственная ориентация по тесту Бине), возрастные преимущества имеют старшие группы. Глазомерная функция и точность воспри­ятия временных интервалов выше в группе 31-40 лет. Успешность теста Бине выше в старшей возрастной группе (41-56 лет), а более молодые испытуемые той же профессии имеют низкую успешность по данному тесту. Не обнаружено существенного возрастного раз-

линия в области осязания и тактильной чувствительности, связан­ной по характеру эксперимента (сериация степени шероховатости поверхности) с перцептивными действиями.

Темпы изменений в исследуемом возрастном диапазоне также неоднородны. Можно отметить монотонное снижение одних функ­ций (ахроматическая чувствительность), более интенсивное сни­жение других (цветовая чувствительность к синему, пурпурному цветам). Некоторые показатели повышаются (успешность теста 1>ине). В ряде параметров сенсомоторики изменения носят KOJ лсбательный характер. В этом случае можно отметить повыше­ние показателей в возрасте 31-40 лет по отношению к предыду­щей возрастной группе и снижение в 41-56 лет (оценивание вели­чины пространственных отрезков, восприятие временных интерва­лов, зрительная чувствительность к желтому). Наконец, можно обнаружить стабильность отдельных показателей на протяжении исследуемого периода (тактильное различение, восприятие разме­ров объектов без контроля зрения). Динамика операциональных и функциональных характеристик сенсомоторики носит сложный характер. Проявляется неустойчивость более элементарных опе­раций и функций по отношению к сложным операциям. Сохра­няются и даже совершенствуются в старшем возрасте операцио­нальные механизмы пространственной ориентации, включающие мыслительные операции и знания.

Структурный анализ корреляционных взаимосвязей функци­ональных и операциональных характеристик дополняет предста-нление о сенсомоторной динамике в период взрослости. Наряду с конвергенцией сенсомоторной системы выступает ее дивергенция как необходимое условие развития системы. Явление дивергенции и конвергенции пронизывает весь период взрослости. Речь может идти о сложном сочетании постоянных и временных связей. Как известно, в концепции сенсомоторной организации Б.Г.Ананьева существенной является мысль о наличии постоянных взаимосвя-«-й, объективный порядок которых определяется «...общностью объектов отражения в их взаимодействии и взаимопроникнове­нии...» [10].

Этот порядок находит отражение в особенностях структуры отношений интермодальных связей. Интермодальные связи, как целостное активное чувственное отражение объективной действи­тельности, генетически предшествуют интрамодальным взаимосвязям. «Генетическим началом этих цепей являются тактиль­ные функции (тактильно-вибрационно-слуховые, тактильно-кинес­тетические, тактильно-температурно-болевые, тактильно-вкусо-обонятельные), а их всеобщим эффектом — зрительное восприя­тие...» [10, с. 74]. Интермодальные сенсорные системы благодаря высокой интеграции и активности субъекта отражения переходят в перцептивные системы, главными из которых являются речеслухо-вая и зрительная. С речеслуховой системой связана вербализация, а со зрительной системой визуализация всего чувственного опыта человека. Эта закономерность усиливается по мере развития и старения человека. У взрослого человека она достигает наиболее полного выражения, поскольку тесно связана с реализацией его как субъекта общения, познания и труда. Интрамодальные связи обнаруживаются в корреляционной динамике функций одной мо­дальности.

Сравнительный анализ соотношения динамики корреляцион­ных связей между возрастными группами, проведенный на основе его количественных и качественных критериев, выявил как об­щие, так и специфические особенности. Процесс структурообра-зования носит волнообразный характер. Так, в период 25-30 лет плотность корреляционных связей (1%-ного и 5%-ного уровней зна­чимости) превышает аналогичные показатели в группе 31-40 лет в 1,2 раза. В возрасте 41-56 лет плотность корреляционных свя­зей увеличивается в 1,45 раза по отношению к группе 31-40 лет и в 1,22 раза по отношению к группе 23-30 лет. К числу специ­фических особенностей можно отнести различия в качестве корре­ляционных структур как внутри сенсомоторных компонентов, так и между ними. Наблюдается возрастное снижение внутрикомпо-нентных связей и увеличение интеркомпонентных связей. Каче­ственные различия между показателями выражены в том, что до­минирующими блоками в корреляционной структуре 41-56-летних являются тактильный и кинестетический блоки, корреляционная связь между ними положительная. Тактильный блок, в свою оче­редь, отрицательно коррелирует с точностью восприятия времен­ных интервалов. Кинестетический блок (осязание) положительно коррелирует с цветовой чувствительностью. Таким образом, в ха­рактеристиках сенссмоторики водителей старшего возраста наблю­дается связь между операциональными и функциональными свой­ствами. В группе 23-30-летних водителей центральными блоками

шшяютсясвязи между операциональными характеристиками (так-гильная и кинестетическая сериация) и восприятием временных интервалов. Цветовая чувствительность включена в систему кор­реляций через тест Вине и глазомер. В отличие от старшей воз-р.чстной группы ведущими в корреляционной структуре являются операциональные характеристики. В возрасте 31-40 лет в корре­ляционной плеяде показателей можно выделить два блока: так­тильно-зрительный и глазомерно-осязательный, между которыми отмечается отрицательная связь. Для более полного анализа сле­дует рассмотреть структуру взаимосвязи с другими психофизио­логическими функциями.

В группе 23-30-летних между моторной ригидностью и точно-гтыо восприятия временных интервалов обнаружена отрицатель-пня связь, которая свидетельствует о негативном влиянии психо­моторной ригидности на перцепцию времени. Вместе с тем, по­казатели концентрации внимания положительно коррелируют с различными видами цветовой чувствительности. В средней доз» ра.стной группе усиливается аттенционный блок взаимосвязей с цветовой чувствительностью. Однако психомоторная ригидность отрицательно связана с цветовой чувствительностью к синему. В гтаршей возрастной группе ведущими интеллектуальными функ­циями, включенными в структуру корреляций, являются образная намять и образное мышление. Таким образом, количественный м качественный анализы корреляционных отношений сенсомотор-ной структуры в разные периоды взрослости выявляют домини­рование разных механизмов. Для младшей и средней групп важ­ное место занимает аттенционный фактор, для старшей группы — мнемический и мыслительный.

Рассмотрение взаимосвязи пространственно-различительных функций зрения с уровнем и структурой интеллекта (тест Векс-.иора) у студентов в возрасте 18-25 лет обнаруживает прямую кор­реляционную зависимость с уровнем вербального интеллекта. В структуре невербальных характеристик доминирует корреляция (объема зрительного поля со способностью пространственного синтеза целого из частей. В структуре вербальных характеристик обнаружены отрицательные корреляции с общим словарным запасом, общей способностью к суждению [30].

Таким образом, динамика сенсомоторной системы взрослого че­ловека существенно определяется структурными особенностями его интеллекта, в состав которого включена сама. Важной соста­вляющей интеллекта взрослого человека является его психомотор­ная организация.

Общая схема психомоторной организации человека, предложен­ная Б.Г.Ананьевым в 1960-е гг., включает в себя такие компо­ненты, как рабочие движения рук и трудовые действия, характери­стики опорно-двигательного аппарата (ходьба, бег, прыжки), осо­бенности экспрессивного поведения и речедвигательной активно­сти. В схеме подчеркивается, что эти блоки связаны между собой посредством познотонической организации и рабочей позы. Эта схема, дополненная содержанием уровней двигательной активно­сти, открывает пути изучения психомоторной организации как по блокам, так в целостной психологической структуре человека как индивида, личности, субъекта социальных видов деятельности — труда, познания и общения. Особое внимание уделяется самому общему уровню активности индивидной организации — спонтанной двигательной активности, определяемой энергетическими процес­сами и преобразуемой под влиянием информационной деятельно­сти.

Эти уровни согласуются с уровнями построения движений Н. А. Бернштейна и позволяют соотнести пространственно-времен­ные характеристики деятельности человека с регуляторно-тоническими и с этих позиций подойти к пониманию особенностей ре­гуляции поведения в условиях напряженной деятельности и про­гнозирования его успешности в деятельности на всех этапах онто­генеза (табл. 1). Следуя традициям энергоинформационного под­хода Ленинградской психологической школы, в программу ком­плексного исследования психомоторного развития взрослого че­ловека были включены моторные характеристики всех уровней активности. Энергетическими функциями психомоторики можно считать функции тремора, спонтанной двигательной активности, ходьбы, мышечного тонуса. Они теснейшим образом взаимосвя­заны с собственно индивидными энергетическими характеристи­ками, такими, как основной обмен, гемодинамические характери­стики и др. [3, 16, 20]. Более сложным и интегральным показате­лем энергетической активности является выносливость, которая рассматривается как волевая характеристика, отражающая осо­бенности высшей корковой нейродинамики. Особое место в энер­гетическом блоке занимает психомоторная асимметрия, отражающая характеристики билатерального регулирования. У человека асимметрия имеет относительный, многозначный, временной ха­рактер, является одним из механизмов адаптации к условиям жиз­недеятельности и непосредственно отражает закономерности онто­генеза [6-8].

Накопленные в литературе многочисленные данные свидетель­ствуют о наличии возрастных стандартов двигательной активности на всем диапазоне онтогенеза. Стандарты двигательной активно­сти взрослых также имеются. Однако чем старше человек, тем больше отмечается индивидуализации. Полученные данные свидетельствуют, что в рамках энергетического блока функционируют сложные системные образования компенсаторных механизмов. В частности, выявлены реципрокные отношения развития силовых и познотонических характеристик.

Большое влияние на психомоторное развитие, особенно моле­кулярного уровня, имеет фактор пола. Сила мышечного напря­жения рук у женщин увеличивается до 21 года, у мужчин — до 27 лет. Но и в дальнейшем развитие силы рук и становой силы характеризуется неравномерностью и цикличностью, а после 35-40 лет отмечается постепенное, хотя и неравномерное, снижение ее. Особенно резкое падение силы отмечается после 40 лет. Если средняя сила мышечного напряжения составляла 46,3 кг для пра­вой и 45,9 кг для левой руки (без учета половых различий), то в 47 лет она достигает наименьшего значения за весь исследуемый период, составляя 34,4 кг и 32,3 кг (для правой и левой рук соот­ветственно). 48 лет характеризуются снова резким возрастанием силы обеих рук на 8-10 кг, затем спадом в 49 лет до 40 и 37,6 кг (для правой и левой рук соответственно). К 50 годам отмечаются из­менения в сторону небольшого возрастания силы, однако в рамках статистической незначимости. В период наибольшего снижения силы мышечного напряжения в 47 лет резко возрастает коэффи­циент асимметрии, достигая 14,9%. После 50 лет продолжается резкое падение мышечной силы. Во всех случаях выявлено: чем старше возраст, тем большее значение приобретает роль выражен­ности асимметрии. В структуре энергетического блока показатели коэффициентов асимметрии в старшие возрастные периоды полу­чают устойчивое центральное место. Полученные данные уров-невых и структурных характеристик психомоторики взрослого че­ловека могут быть поняты лишь с позиции существования двух in нггу ров регулирования энергоинформационных потоков: первый, ипг.иовной», с его восходящими активирующими путями и второй, «пополнительный», с его корково-корковыми связями.

Наблюдается возрастная изменчивость межфункциональной структуры связей нейродинамики и энергетических показателей моторики. Если в группе испытуемых 18-21 года при высоком уI типе динамичности возбуждения насчитывается восемь коэф­фициентов корреляции, то испытуемые в возрасте 25-28 лет при пГ'нцгм снижении динамичности возбуждения снижают количество шкого рода связей до 1 корреляции. Если в младшей возрастной I |>умие в центре корреляций — мышечная сила, то в старшей — ко->ффициенты асимметрии. Одновременно с этим в старшей группе увеличивается количество корреляций с динамичностью торможе­ния, а также возрастает степень их тесноты. Все это свидетельствует, во-первых, о важной роли фактора динамичности в про-ммлопиях психомоторных характеристик, во-вторых, о необходимо­сти использовать генетический принцип для изучения межфункциональных связей.

Пространственно-временная структура движений, отражая все VI и ниш построения движения разных двигательных систем, в наи-Гп и ц, шей степени связана с социальными формами активности. < >гобое место в социальной активности человека приобретают пространственно-временные характеристики рук — орган труда и про­дукт труда. Анализ особенностей сенсомоторного развития кисти рук свидетельствует, что полифункциональная координатная систематика рук является наиболее поздней в формировании ее в плане кик антропогенеза, так и онтогенеза и связана с формированием п1ц||,их механизмов мозга. Не случайно огромное внимание уде-иж'тся развитию сенсомоторной координации рук в период роста и созревания организма, а также в период зрелости и старения. Многочисленные данные свидетельствуют, что в системе мотор-null организации руки стареют позже всех остальных эффектор-пи х аппаратов (это относится к вибрационной чувствительности, MI иканию и к активному осязанию также).

Важным свидетельством сохранности потенциалов развития и 1 рос лого человека является динамика скорости сенсомоторных реакций. В период между 21-30 годами достигается оптимум скорости реакций на свет и на звук. До 50-60 лет время реакции продолжает удерживаться на довольно высоком уровне, и только затем начинает снижаться. Сходна с кривой онтогенетической эво­люции времени реакции на световые и звуковые сигналы и кривая эволюции времени реакций на словесные сигналы.

Анализ данных пространственно-временных характеристик, от­носящихся к разным уровням построения движения) от тремора статического и динамического, дозирования усилий до графиче­ских движений, отражающих разные уровни регуляции движений со стороны ЦНС (от С до Е, по Бернштейну, см. табл. 1), сви­детельствует об их сложных макровозрастных изменениях. Так, анализ данных координационных характеристик тремора стати­ческого показывает, что частота основных колебаний в целом с. возрастом снижается, что свидетельствует о возрастании успеш­ности статических координационных механизмов. При этом кри­вая микровозрастных изменений отличается зигзагообразностью с довольно высокой крутизной. Наиболее высокая успешность ста­тических координации у мужчин отмечена в период 30-35 лет, у женщин — в 25 лет. В целом статистическая координация женщин выше, чем мужчин.

Важные данные получены при анализе пространственно-вре­менных характеристик движений разного уровня регуляции со сто­роны ЦНС с учетом образовательного уровня испытуемых. Ока­залось, что наиболее сохранны движения более высоких уровней регуляции у лиц, не прекращающих обучение, и лиц с высшим образованием. Характерно, что для лиц с высшим образованием успешность выполнения сложных графических рисунков «лест­ница» и «зигзаги» из тестов Е. Мира, И. Лопеца получают более широкие связи с другими координационными характеристиками. Испытуемые с неполным средним образованием с этими графиче­скими заданиями в основном не справлялись.

В целом, период поздней юности характеризуется более высо­кими показателями силы и управления мышечным тонусом при дифференцировании мышечного напряжения кисти рук. Период взрослости характеризуется более высокими показателями точно­сти ходьбы, более высокой точностью в определении централь­ного положения головы, в воспроизведении точности графических и тонкокоординированных рабочих движений, общей высокой ко­ординацией движений, выраженностью волевого усилия. Вместе с тем, период 25-35 лет уступает младшей группе в скоростных показателях и силе.

(>гобе1шости психомоторного развития взрослых свидетельствуют, что отражая общие механизмы дифференцировки пространственных отношений разных уровней регуляции движений со стороны ЦНС, психомоторика является одной из важных психофизи­ческих основ развития человека.

Таким образом, психомоторное развитие столь же исторично и гпциализировано, как и «высшие» психические функции, что Гш i у м< У га многоуровневой двигательной активности целостной пси-хпмпторной организации человека невозможно понимание законо­мерностей онтогенетического развития и построения оптимальных riii'Ti'M управления ресурсами и резервами человеческого развития ид 1»п«м протяжении жизненного пути.

3. Акмеология субъекта деятельности

3.1. Развитие субъекта деятельности,

профессиональное самоопределение

и саморазвитие

В психическом развитии человека (сенсомоторном, интеллек­туальном, личностном) проявляется эффект многообразных кон­вергенции труда, общения и познания, посредством которых это развитие социально детерминировано, а диапазон трудовых ресур­сов и резервов человека безграничен, поскольку он определяется социально-техническим прогрессом, с каждым новым шагом ко­торого усиливаются, ускоряются и многообразно преобразуются нервно-психические потенциалы человека. При этом имеется в виду, что не только орудия труда, но и вся совокупность исто­рически сложившихся трудовых операций выступает в качестве движущих сил психического развития человека.

Психическое развитие человека является одновременно функ­цией биологического и исторического времени, и онтогенетическая эволюция многократно и разнообразно опосредуется историей раз­вития личности, ее жизненным путем в обществе. В биографиче­ски-личностном и социальном плане развитие определяется не по возрастным фазам (как в онтогенетическом плане), а по основным моментам развития деятельности человека в обществе. Б.Г. Анань­ев выделяет четыре таких момента в общем цикле развития дея­тельности человека в обществе: а) подготовительный; б) старт — начальный момент или включение в определенную общественную деятельность; в) кульминация или пик — момент наивысшей про­дуктивности и эффективности деятельности; г) финиш, заверше­ние всего цикла деятельности, или выключение человека из данной сферы общественной жизни [3].

II процессе изменения основных видов деятельности человека, от самых элементарных общих, форм до сложных видов професси­ональной деятельности, формируются его характер, способности и Трудоспособность. Таким образом, человек как субъект деятель-|цн ти обладает определенным потенциалом — трудоспособностью и работоспособностью, специальными способностями, активностью и фирме ценностных ориентации, мотивов, сформированным жизненным и профессиональным опытом. Рассматривая трудоспособности, человека, Б.Г.Ананьев писал о том, что она есть явление историческое, непосредственно связанное с развитием средств об-IM' < i пенного производства. По мере развития трудовых функций •н и..пока от энергетических к технологическим, от них к управля-Клм.им и контрольным возникают новые компоненты трудоспособ Ьв<"|'и, изменяются взаимосвязи между ними и преобразуется сама, структура трудоспособности. Производственная. деятельность в М6П|"1менных условиях, по мнению Б. Г. Ананьева, представляет со-fmtt такое сочетание физического и умственного труда, при котором Именно умственные, т.е. познавательные, функции управления и регулирования приобретают особое значение (ведущее) [13]. Ка-Hiihn структура этих функций?

I i психологической точки зрения эти функции разнородны, так Hfttt не ограничиваются логическими процессами. В состав ум-пппппых функций должны быть включены многообразные сен-гмрмии процессы, являющиеся непосредственными регуляторами jM'Hi т»ий, причем именно на долю этих процессов выпадает осуще-i i n лопие обратных связей. Сенсомоторные процессы,: таким обра­тим, составляют общий источник всех процессов познания-и труда.

I 'гигомоторные потенциалы и развивающиеся на их основе словес-нн логические функции составляют компоненты трудоспособности чи.нотжа n современных условиях ее развития. Одним из важных 11" 1,'шляющих структуры трудоспособности следует считать про-i тримстиенную ориентировку, как вид познавательной деятельно-n н, наиболее многообразно включенный в различные формы про-

II толстпенной деятельности, являющуюся обязательным регуля-iи|HIM трудовых действий. В целом же, под трудоспособностью III' Ананьев понимал внутренние силы личности, важные для оп-|м'дплепия возможности дальнейшего развития трудовой деятель-ног ти человека, включая в ее состав обучаемость и одаренность.

11арнду с этими Б. Г. Ананьев рассматривает такие понятия, как специальные способности, работоспособность, жизнеспособность, относя их, так же, как и трудоспособность, к потенциалам челове­ческого развития. Б. Г. Ананьев указывал, что изучение содержа­ния этих понятий, а также взаимодействия и связей между ними поможет в будущем построить некоторую общую модель резервов и ресурсов личности, которые проявляют себя в самых различ­ных направлениях в зависимости от реального процесса взаимо­действия человека с жизненными условиями внешнего мира и структуры личности самого человека [13].

Процесс формирования человека как субъекта основных соци­альных видов деятельности в своей основе имеет взаимодействие! интериоризации и экстериоризации, баланс которых определяет структуру человека как субъекта. Интериоризация как переход1 внешних действий во внутренние, образование внутреннего плана! деятельности осуществляется не только посредством учения, но и] всеми способами накопления жизненного и трудового опыта. По мере развития умения и умелости в определенной области дея­тельности постепенно повышается уровень регуляции движений и| действий благодаря интериоризации, которая связана с процессом усвоения знаний и непосредственно с накоплением опыта. Эксте-риоризация как переход внутренних действий и операций во внеш­ние не есть лишь объективация и опредмечивание, а является реа­лизацией планов и программ поведения. Экстериоризация генети­чески зависит от развития интериоризации, начинающейся с пер­вых моментов усвоения знаний. На определенных уровнях интел­лектуального и практического развития Экстериоризация сама на,-чинает влиять на процессы усвоения, выступая в качестве фильтр; усваиваемых знаний.

Б. Г. Ананьев, подчеркивая мысль Ф. Энгельса о неотъемлем! сти природы и истории в механизмах формирования человека и указывая на неправомерность определения человека как прост» совокупности отношений, писал: «...это не только отношения, субстрат, который живет по всем законам развития материи и к торый, включаясь в те или иные системы социальных отношений, изменяет свои собственные потенциалы... величие общественно развития состоит не просто в том, что оно потребляет те потенци­алы, которые произвела природа в человеке, а оно производит вые потенциалы, и с каждым новым этапом исторического разви­тия происходит умножение этих потенциалов» [10, с. 87]. Основной

pn.iiuiтия субъектных свойств человека является история •и дникмн.поеги.

I'ftn'Mii I ривая структуру человека как субъекта деятельности, i Г Амми1,<>1> выделил 4 уровня активности: 1 — уровень целостной)Лт*.нм|о<"ги как исторически сложившейся системы программ, (И^шциН и средств производства материальных и духовных цен-j«i lull и(ц||,сс'гва; 2 — уровень отдельного акта деятельности; 3 — 4ИН1. микродвижений, из которых строятся действия; 4 — уро-. микродпижений, из которых строятся макродвижения. Пер-Д.ИП. урошш являются молярными, вторые два — молекулярны-•I Молярные уровни рассматриваются в системе связей «субъ-Р|. i.ищин'-п,». Молекулярные уровни развиваются соответст-,|Ш)м<| природным свойствам человека и могут быть поняты в си-шмм») ciuMcH «субъект — индивид». Микродвижения, как указы-пи, i I. Г Лняпьев, не являются самым низким и общим уровнем HI- им.и... ти. 14 основе микродвижений разных типов лежит спон-iMHii.-iii millгятельная активность (автоколебания мышечнодвига-(•jli.iu.ix, рсчедвигательных, сосудодвигательных систем с обрат-N»tl i IDI ILK i), определяемая энергетическими процессами организ-Мм it преобразуемая под влиянием информационных потоков дея-|ри1ьмо1"|'и. «Взаимопереплетение энергетических и информацион­ный inг|окоп в человеческой активности составляет одну из важ­нейших психофизиологических проблем деятельности» [13, с. 328]. 1 ||1кн:1ят(мш развития личности и ее потенциалов во многом оп-iPj\pj\ nю reя адекватностью выбора профиля обучения и профес-(Ммимлыюй подготовки. Это подтверждается при прослеживании РМПИТИЛ учащихся, получивших профконсультацию и не получив-intiii профконсультацию в момент выбора профессии, а также при ид» и цг-жииании влияния адекватного выбора профессии на форми-рнипниг потенциала человека как личности и субъекта деятельно-|-|и Пило обследовано 232 человека лонгитюдинальным методом 1 11|мц|п(ч;е их обучения в 8-9-х классах средней школы и последу-«MiH'M обучении в ПТУ.

Начнем описание экспериментальных данных с кратких психо-I Анемических характеристик ряда испытуемых.

Тик, ученик 9-го класса Володя К. живет с матерью, отца нет. Учится и основном на тройки, учеба его не интересует, хочет ско-|iuii i -rim) нзрослым, его не устраивает постоянная опека, стиль i, который принят в школе. После окончания 9-го класса

хочет пойти в ПТУ, чтобы материально помогать матери. Однако | четкого профессионального плана не имеет. Мать хочет, чтобы | сын продолжил обучение в 10-м классе и в дальнейшем поступил в технический вуз.

Психологическое исследование показало, что у Володи умелые 3 руки, точная координация. У него хорошие показатели внимания, памяти. Уровень развития мышления в целом средний, однако в его структуре преобладают практические компоненты, конструк- | тивные способности, техническая сообразительность. Вербальные же компоненты мышления и запас знаний невелики. Слабость^ именно этой стороны мышления и мешала ему хорошо учиться. I Учителя его способности оценивали невысоко. На профконсульта-1 ции Володе были показаны его сильные стороны: высокие мотор- j ные способности, хорошее техническое мышление, направленность j на профессии технической области. С учетом всего этого, под-' ростку была рекомендована профессия инженера в области оптики, радиоэлектроники. Путь достижения профессии рекомендован че- •' рез первоначальное обучение в ПТУ (по специальности «оптиче­ские приборы»), даны рекомендации по развитию вербального мы­шления, совет — обратить особое внимание на систематичность за-Ч нятий.

Последующее наблюдение за судьбой Володи показало, что он поступил в рекомендованное ПТУ. Здесь реализовался его интерес к технике. Кроме того, сама атмосфера училища, стиль взаимоот­ношений, где от подростка требуется большая самостоятельность,! много внимания уделяется практическим работам и где реализо­вались моторные и технические способности подростка, создали J хорошую почву для его дальнейшего развития. Володя добился высоких успехов и в освоении теоретических дисциплин (доста- '• точно сказать, что в конце первого года обучения он был побе- ] дителем районной олимпиады по математике). Окончил училище с высшим разрядом по специальности. Поступил работать на за­вод и одновременно на вечернее отделение технического вуза no'l профилю рабочей специальности.

И еще один пример, когда в процессе профконсультации была! проведена коррекция профплана. Ира Б., ученица 9-го класса, жи-1 вет с родителями, большого интереса к учебе не проявляет (успева- ' емость по точным дисциплинам 3,0 балла, по гуманитарным — 3,8, j по естественным — 3,6, по труду—-4,0), любит заниматься практи-1'!

мнительностью: в шефском секторе, любит шить, воспиты-тпать, заниматься спортом, любит литературу. Посещала рукоделия, мягкой игрушки. По настоянию родителей iHiuiMtHi,i.ri> несколько месяцев на подготовительных курсах для ЦЖ'ТунтчЩих в физико-механический техникум. Однако, познако-^В§(Пмнжс с профессией программиста, которую она хотела полу­чи н |-| и-чаровалась в этом выборе. Тем не менее, родители про-^Вцми«1 настаивать на поступлении в техникум, мотивируя это •РИ -tin дочь будет иметь хорошую работу, которая займет всего 4 ft чн.. ч! и «-утки, и у дочери будет много свободного времени. Это

Л,,,,,,.....,, причиной конфликта между родителями и дочерью.

II,,„,,,,.., ичсское обследование показало, что девочка имеет хоро-ilJpfi ||<и чгп-гкое развитие, средние показатели ручной умелости,

iihi,,,,,.....,1,(>ильиость и среднюю силу нервной системы. Анали-

4й|м-|) pi 'питие перцептивно-мыслительных особенностей, можно MI иг i и i. |>'-дшою точность и продуктивность внимания, в струк­тур»» mil. 'i чек, га преобладают вербальные компоненты, конструк-1НПИ1.11 • ц.» оГшости и техническая сообразительность на среднем y|tithiii- ц структуре личности преобладающими характеристи-Иймк щипните.}! высокая направленность на общение, богатая эмо-mvii't'ti м..<-п., тревожность, возбудимость. Иру привлекает ис-1И,, ц„, педагогика, спорт, она имеет ярко выраженное стремле-i. практической деятельности в данных областях. Професси-II ими направленность — на сферу профессий «человек — чело-«И(# и «человек — художественный образ».

I Ьшунчшые в результате психографического исследования дан-

ЩЫг И" чч'.инккг сделать вывод о том, что учеба Иры в физико-

. -.щи-т.. к"м техникуме является нецелесообразной (отсутствие

ИЯ((Ь|,,,:, h уч<;бе и работе, невысокий невербальный интеллект,

Ионии...цепки но профилирующим в техникуме предметам). Воз-

, мим v'l-'i'.'i в педагогическом училище, медицинском, швейном

Illy И II.i ш.игйшей трудовой деятельности желательно сочетание

У|| -,|Ы,......дьми и работы, связанной с художественным твор-

, ямм Например, модельер, декоратор: к этому располагают

ЦмяМ111»<ин11.и эмоциональная открытость, общительность. А так

lit» MH in:i.i>.'i i'1'льные интересы девочки направлены в сторону мо-

>|1|111|1и11и>1 одежды и тем более есть желание заниматься прак-

.......и длительностью в этой области, ей был предложен выбор

,,,,, ||И..... | ГГУ, тем более что данные психомоторики, интеллекту-

L

альной сферы и личности испытуемой благоприятствуют для по­ступления в ПТУ и достижения высокой продуктивности в данной профессии.

В связи с этим с родителями была проведена психокоррекци-онная работа. Сдвиг отношений между девочкой и родителями в сторону взаимопонимания и повышения эмоционального комфорта в семье способствовал снятию внутреннего конфликта и установле­нию адекватных отношений с окружением, понижению уровня ней-ротизма и тревожности. В психокоррекционной беседе родители совместно с Ирой пришли к выводу, что девочка «найдет себя», поступив в швейное ПТУ. Через год после поступления девочки в ПТУ-104 мы проверили степень удовлетворенности выбранной специальностью. У девочки повысился интерес к сфере искусства, наиболее значительной стала сфера бытового обслуживания, резко возросла активность познавательная, стремление к углубленному познанию и практической деятельности. Профессиональная на­правленность не только укрепилась, но и нашла свое развитие. При этом изменились и личностные характеристики: у Иры су­щественно снизилась тревожность (от 50 усл. ед. в 9-м классе до 43 — в ПТУ, т.е. она практически перешла из разряда высокотре­вожных в разряд среднетревожных), это сопровождалось улучше­нием самочувствия, повышением активности и настроения. В но­вой системе обучения улучшилось положение Иры в группе, ее социометрический статус и по деловому и по личностному кри-терям существенно вырос, иначе говоря, мы наблюдаем развитие личности подростка под влиянием профессионального обучения, соответствующего профилю и уровню общих и специальных спо­собностей.

Совершенно иная картина наблюдается в случае неадекватного выбора профессии.

Александр П. учится в техническом училище по специальности «слесарь механосборочных работ». Профессия ему не нравится; есть намерение сменить ее после окончания училища, но будущая профессия еще не определена. Поступил в училище потому, что хотел скорее стать взрослым, самостоятельным, но было безраз­лично, где и кем работать. Представления о будущей профессии не совпали с тем, что узнал о ней в училище. Любимыми предметами в школе были физкультура и труд, любимых предметов в ПТУ нет. В школе общественную работу не выполнял, сейчас — старос-

4:2

Ill

(Пи

t«группы. В школе занимался в нескольких кружках художе-i (немного творчества, сейчас не занимается ни в каких. Считает, 41....... i и.1 х трудностей в ПТУ не испытывает. Близких друзей нет,

итые отношения с ребятами из других групп. Таким обра-, Александр демонстрирует полную дезадаптацию по субъек-'Ншмым критериям: неудовлетворенность профессией, нежелание [шпиц, и, пи пой, неудовлетворенность взаимоотношениями и об-J/ЧРМИГМ ц I ГГУ.

П чем причина такого положения? Саша поступил в ПТУ, не ин к-рес.ч по только к избранной профессии, но и вообще к тех-' ''|"'Р'' г|'° интересов — человек, общение, художественная л 1 1, деятельности. Он хорошо рисует; по темпераменту, харак-о(">|цительный, спокойный, уравновешенный, имеет тенден-ЦИ1" i. ii.iiMiMy тину нервной системы. В структуре мышления хо~ |Шо (иг шиты образные компоненты при среднем уровне развития mi inn. in. in. ix процессов. Исходя из своих интересов и психологи-Ч*|!• IP..... i "'ппосте.й Саше следовало бы выбирать профессию, 'свя-

..... • гни жегтвенным образом: столяр-краснодеревщик, ре-

|1"|.,.к шюписец по фарфору. При этом в процессе обучения же,л,и<'й создать условия для активного неформального что реализовало бы его ориентацию на общение и потреб-и пГииеиии. В результате неправильного выбора профессии СЗиши i(in ищу первого года обучения по-прежнему не сформиро-им |гргсы не только к профессии слесаря механосборочных pRf"ini, ii и i\ любой другой профессиональной деятельности. У мн щи pr-iiio снизилась активность общественная и учебная. u пот можно было избежать при своевременно организо-lip1 "Iм '['Неитации.

мамнж HI i внесение психологической коррекции с учетом реаль-'i...... ' мкм н-й и личностных особенностей учащегося. Напри-

Ними К учится в профессионально-техническом училище по iidc ги «контрольно-измерительные приборы». Профессия и|'.нч111 ii, хочет уйти из училища уже на 1 курсе обучения. \ чи типе получить другую профессию, но не прошла по кон-I ш'- и школе думала стать продавцом. Училась в школе на и in.пенс ппс удовлетворительное.

Физические рачнитие хорошее, занималась легкой атлетикой. ПРИ"|м1 ическое обследование по многопрофильному опроснику i |'ц • ш'м.-ип.иых способностей показало несоответствие ее профессиональной направленности избранной специальности. Допол­нительные данные комплексного психологического исследования показали низкий уровень интеллектуальной лабильности, внима­ния, памяти; очень низкий уровень развития вербального и невер­бального интеллекта; слабый тип нервной системы относительно возбуждения; высокий уровень личностной тревожности; снижен­ный уровень самочувствия, активности, настроения. Все эти дан­ные говорят в целом о низком уровне общего фона развития ее одаренности. На что же можно опираться, проектируя жизненный путь девушки? Психологическое исследование показало на низком фоне общих способностей высокий уровень развития тонких коор-.динаций при высокой психомоторной пластичности. В личностной сфере отличается замкнутостью, старательностью, критичностью. Очень низко Нина К. оценивает свои возможности. Эмоциональ­ный и деловой статусы в группе отрицательные. Психологическая консультация, в процессе которой был установлен высокий уро­вень развития специальных способностей в психомоторной сфере, помогла девушке утвердиться в правильности выбранной специ­альности, сняла вопрос об уходе из училища. Поскольку досто­инства девушки подчеркивались в присутствии коллектива, кон­сультация в целом способствовала росту и социального статуса и, главное, самоутверждению.

В целом можно сказать, что обучение в ПТУ способствует про­фессиональному и нравственному становлению личности в период активного овладения профессией. Большая часть подростков хо­рошо адаптируется, у них повышается уровень развития мысли­тельных процессов и внимания. Однако у целого ряда учащихся ПТУ начальный период обучения проходит с определенными труд­ностями, адаптация носит затяжной характер, что влияет на ка­чество и темпы овладения профессией, самочувствие и настроение учащихся, формирование их личности. Поэтому один из этапов исследования был посвящен выявлению факторов, влияющих на] характер адаптации учащихся к условиям обучения в ПТУ.

Для уточнения факторов, способствующих или препятствую-\ щих успешной адаптации, был проведен сравнительный статисти­ческий анализ двух групп первокурсников. Первую группу соста­вили учащиеся с низкой успешностью обучения, нестабильностью выбора профессии, характеризуемые мастером как плохо адапти­рующиеся. Вторую группу составили учащиеся с высокой успеш-

Инг I им обучения, стабильностью выбора профессии, характеризу-рмы"- мастером как хорошо адаптирующиеся. Рассматривая ре-чум малы исследования этих групп, удалось выявить, что группа:KU(iiHiiii адаптирующихся учащихся характеризуется более высо-успешностью обучения по всем предметам, высоким социо-статусом, наличием ярко выраженных деловых ли-Д»|»н|. Значимым мотивом, побудившим ребят этой группы вы-||(нп. профессию, оказался совет друзей (29%), интерес к профес-|йн ('.'•!%), в то время как в противоположной группе — совет роди-и территориальная близость училища (25%). Лица с адаптацией отличаются также более низкой личностной, высокой направленностью на тип профессии тех-Ни*»» |м>Н сферы (по Дифференциально-диагностическому опрос-Цнм,'1Д()), что соответствует профилю обучения. В группу Нл*"(" •!каптирующихся в основном вошли нестабильные 'экстра-1*|Ц|.,1 • ш.нчжой тревожностью, причем в школе они имели на-В|1ни '!• и in н'ть на тип профессий «человек — человек» и «человек — |ц/1ч. •! ппшый образ» и гораздо менее выраженную направлен-цШЧь па тип профессий «человек — техника». В группе плохо ада-||'4ируи.щихг.я ребят существенно ниже показатели самочувствия. Ж* мнш'н in, настроения (САН).Результаты сравнительного анали-ч«л и ч i руин представлены в табл. 2.

Пыл ныделен симптомокомплекс показателей, характерных Длн плохо адаптирующихся подростков. Характерны низкие по-Йй-яймиш социометрического статуса и общественной активности, е самочувствие, активность и настроение, но самое глав-'по профессиональная направленность неадекватна выбран-Вий профессии, в большей мере выражена направленность на про-фрп i им i ипа, «человек — художественный образ» и «человек — че-* ()чеиидно, что необходима целенаправленная коррекцион-с такими учащимися с самого начала обучения и при фпрмир.шаиии групп в ПТУ, учет хотя бы этого фактора (про-•НШ'иошин.ная направленность) поможет быстрейшей адаптации: щ tipi,i|ir-i I'lin и реализации потенциалов субъекта деятельности. Дли уточнения данных, полученных при типологическом ана-fn.iM п|Х)ьеден корреляционный и факторный анализы. Ре-iiM i r.i показали, что из всех показателей, применявшихся в ра-, с учеГщой успешностью и адаптированностью связаны восемь. При и.....1ко|,а,нии полученных данных важно отметить существен-

Таблица 2. Психологические показатели хорошо и плохо адаптирующихся подростков

Показатель Хорошо адаптирующиеся Плохо адаптирующиеся
Социометрический стаг Общий Эмоциональный Деловой пус (среднее числе 25,2 6,7 18,5 з выборов) 5,25 2,3 2,9

Профессиональная направленность (в баллах по ДДО) «Человек — техника» «Человек — художественный

образ»

«Человек — знаковая система» «Человек — человек» Самочувствие

Активность (в баллах по \ Настроение ^ шкале САН)

Успеваемость (в баллах) Общеобразовательные

7,2 4,2
4,6 4,7
4,2 4,0
4,6 4,7
5,9 4,6
5,1 3,5
5,9 4,9

предметы Специальные предметы

3,7 3,5

3,5 3,3

ную положительную взаимосвязь между показателями успешно-1 сти обучения в школе и успешности обучения по всем предметам в| ПТУ (г = 0,66; 0,51; 0,57 при р < 0, 01). Как правило, ребята, хо-| рошо учившиеся в школе, не снижают своих показателей и в ПТУ. I В то же время, успешность обучения коррелирует с вербальнымJ интеллектом (р < 0,01).

Следует указать, что на успешность овладения профессиональ- ] ными навыками (успеваемость по специальным предметам) вли­яет оценка трудовой деятельности в школе (р < 0,05). Несо-1 мненно также, что отношение к выбранной профессии будет суще­ственным образом определять уровень профессиональной успеш­ности. Так, среди ребят, имеющих высокие результаты по спец­предметам, практически нет недовольных выбранной профессией (г — 0,707 при р < 0,01), направленность учащихся на те или иные профессии, определяемая в 9-м классе с помощью методики j ДДО, коррелирует с профессиональной адаптацией в ПТУ. Так, щмфмм.иопиосп, на тип профессий «человек — техника» связана

t- и циннии-TI.IO обучения в техническом училище (г = 0,60 при

\и t, II, III) II то же время, обнаружилась отрицательная связь с

|НШ|'пи.'|' и..... тыо на тип профессий «человек — художественный

nft|.n i» 11 II, '11 при р < 0, 05). Показатели самооценки функцио-

,,«и.нон....."гояпия дали значительную положительную корреля-

, i пики.-штелями успешности обучения в ПТУ. Таким образом, Ьвкцттии успешности обучения в ПТУ влияют успешность Уценил п школе, адекватная профессиональная направленность, ни миг к пыбранной профессии. От успешности же обучения.fli гм.м(1чуиствие, активность и настроение учащихся. Эти ре-IMII.I подтверждены факторным анализом. §й, п мерный фактор, названный нами «фактор учебной ус­ни-, с положительными значениями вошли следующие по-ни успешность обучения в школе, успешность обучения в

|| |;, (,.,.. ню.....,ю, точные науки и специальные предметы), от-

Иимн ни, i iii.li.рапной профессии, самочувствие, активность, на-м|»«им. ц ч1|).-|.нленность на тип профессий «человек — техника», ^. н||.1.п.".и.ним значением—направленность на тип профессий

ftjf*ii...... \ удожсственный образ», показатели нейротизма и тре-

и. i. и...... ('мыг.л этого фактора заключается в том, что успеш-

Нм. п.,л<\ ч. пил и ПТУ обусловлена успешностью обучения в шко-щ, мир. ч. и.-иным типом адекватной профессиональной направлен-

ЦН1--1Н, п......ж пчельным отношением к выбранной профессии и не-

ifcii-i'MiMii покачателями тревожности и нейротизма.

* Ними гн.ию также прослежено влияние адекватности професси-нвянии'!" пмбора на становление потенциалов субъекта деятель-Й@1!('И мм п|)им(!ре учащихся педагогического училища по подго-^В«| нн^пи'ттолей детских садов.* В эксперименте приняли уча-и iviintii'i.i I курса в количестве 116 человек, возраст 17-18 лет. | псиону оПумения положена трехэтапная концепция непрерыв-мПрпиншния и развития воспитателя как субъекта педагоги-ЧИЫюп и.-и пмп.иости. В исследованиях советских психологов субъ-i|li in к и Jii.iiocTM рассматривается как целостная, многоуровневая

И мн.....MI псктпая система, включающая в свой состав подсистемы,

Hffiii. инш.ч и и к индивидным, и к личностным особенностям чело-

(||М1,1.ко формирование разных сторон человека как субъ-

--,,1 профессиональной деятельности происходит неравномерно и

Mb-, ир.шитпис проведено под нашим руководством Л.В.Самариной. разновременно — в соответствии с характером общественного воз-| действия и внутренними закономерностями развития субъекта де-1 ятельности как целостной системы. Поэтому есть все основания! выделять для каждого из этапов процесса непрерывного образова-] ния и развития воспитателя определяющие цели, главные на ка-{ ждом из этапов.

На первом этапе (до обучения в педагогическом училище) та-| кими целями могут быть выявление педагогических способностей и| формирование профессионально-педагогической направленности.] На втором этапе (все время обучения) — формирование основ про-! фессионального педагогического сознания как базы творческого! потенциала воспитателя. На третьем этапе (самостоятельная пе4] дагогическая деятельность) — формирование субъекта творческой! педагогической деятельности и в дальнейшем индивидуальности! как высшего интегративного образования в структуре человека] как субъекта деятельности. Таким образом, конечной целью лостной системы непрерывного образования воспитателя высту-1 пает формирование субъекта профессиональной педагогической) деятельности.

Наше исследование охватывало второй и третий этапы фор-1 мирования профессионала. Выявление учебной и профессиональ-1 ной успешности включало: выявление успешности освоения теоре-1 тических дисциплин, освоения практических знаний, способность! творчески выполнять задания, социальная адаптивность студен-1 тов, степень социальной зрелости. Оценивание проводилось экс-| пертами по 10-балльной шкале. Кроме того, студентам предъ-j являлась анкета, выявляющая степень удовлетворенности обуче­нием. По этим критериям были выделены группы студентов: I-высокоуспешные и II — низкоуспешные. В каждую группу вошлс по 30 человек.

Таким образом, были установлены факторы, по которым ются статистически значимые различия между группами студен-тов. Эти факторы условно можно разбить на три группы.

Первая группа образовалась из двух показателей теста ДЦС и из двух тестов «Карты интересов». Средние значения по псЛ казателям направленности на деятельность «человек — человек?! и «человек — художественный образ» у группы высокоуспешных! студентов превышают аналогичные показатели у низкоуспешных! учащихся. Познавательные интересы к педагогике и изодеятель-1

и... in чьччительиее развиты также у более успешных студентов.

limpid фактор составили характеристики личностных особен-Щн lull.учащихся. Средние значения показателей развития эмпа-i! ii.i-ri.Mii и в целом у высокоуспешных студентов попадают | им I «ч niM.ii высокого уровня. Эмпатия у группы низкоуспешных кт рачвита не среднем уровне. Различие показателей экс-"ни и Поллах невелико и составляет 2,8, но является до-i,iM на 5%-ном уровне значимости. Высокоуспешные сту-I.,п,........шалот также более ярко выраженными коммуникатив-

N |>| и,, п <>|.i.щи ча/горскими склонностями. Из опросника 16 F ста-II.,и'|. • 1,м ш,-1,чимые различия были получены по трем шкалам: j.|.,|,. i i.ii-имия, С — сила «Я» и G — сила «сверх-Я», т.е. по i. in л<,сти, эмоциональной зрелости, социальной нормативно-

Ь-'А'рим.н группа --это факторы, характеризующие интеллекту-». и т....... i,. -шк к-.ти студентов (тест Амтхауэра). Так. у учащихся,

t> и, mm.. и шп.чющих теоретические и практические знания, опе-|№Иии " • i |..и-.н,ии и индуктивное мышление развиты лучше, чем у Р$^!>'...... >, ис.мытывающих затруднения в получении знаний.

В'йким о(')|)а':юм, можно назвать основные факторы, которые Ht.riiumiioT илияние на успешность учебной и профессиональной цс,(...... ц.,. MI студентов. Это адекватная профессиональная на-

н|.и,,..... ц,, п, и,!,,) деятельность типа «человек — человек» и интерес

(. Ц|.1Ц1|..1 им-, направленность на деятельность типа «человек —

I J№jtiMji<, i пг-пный образ» и интерес к изодеятельности, хорошо раз-

ии,,„-....... ч ч ц<> jioi-ическое мышление. Сочетание такого рода об-

О^(1|мьч i i удгп'пш изучение следующих предметов: дошкольная ЦРМИИНШ.i и психология, частные методики по изодеятельности (jiH! питии,.цепка,, аппликация), ручной труд, методика формиро-|1Ннн мм |с-мл.тичсских представлений.

Д|и (игнчпск1 развитие эмпатии с детьми, коммуникативные и н|,, мни i, и»| >с к и<- склонности, экстраверсия способствуют более ус-||....... и HI in i, -щи и учащихся на практике в детском саду, социаль-

ЦйИ ними i ми.ии п учебной группе, в училище.

' AI|H|II h П1ТИМИ.Н, эмоциональная зрелость и высокая совестли-..... i |,ч к.т IDT комплекс личностных особенностей, который

HsniH,, мим пчрослому, обучающему и воспитывающему детей.

|\н|,р< <11И1,и<,ппый анализ выявил межфункциональные связи в fit! шиит i in, ни психологической структуре личности студентов, в связи с показателями успешности профессионального обучения учащихся. Корреляционные плеяды строились следующим обра­зом.

1. Блок показателей профессиональной направленности.

2. Блок, характеризующий личностные особенности студентов.

3. Блок показателей интеллекта.

4. Блок, который включил в себя пять критериев успешности студентов.

Смысл корреляционных связей, представленных на схеме, мож­но расшифровать так:

— успешность освоения теоретических знаний зависит от нали­чия у студентов интереса к изодеятельности и сценическому ис­кусству. Это объясняется тем, что в учебном плане по подготовке воспитателей детского сада преобладают предметы, так или иначе связанные с изобразительной деятельностью: рисование, ручной труд, лепка, аппликация, конструирование, и с методиками их преподавания. Кроме того, на успеваемость влияют показатели развития эмпатии с детьми и уровень добросовестности учащихся;

— фактор успешности освоения практических знаний коррели­рует с факторами С (сила «Я») и G (сила «сверх-Я»), с показа­телями развития эмпатии с детьми. Успешность освоения практи­ческих знаний, а именно, освоение навыков проведения в детском саду режимных моментов, занятий, прогулок, игр с детьми тем выше, чем более у студентов выражены интересы к сценическому искусству, чем лучше развито у них индуктивное мышление;

— существует значимая связь между показателями творческих способностей и уровнем развития способности к абстрагированию;

— показатель социальной адаптированности положительно кор­релирует с двумя показателями: эмпатия с детьми и фактор G (сила — слабость «сверх-Я»), а также с наличием у студентов ком­муникативных и организаторских склонностей;

— анализ связей показателя социальной зрелости обнаружил три статистически


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: