Сенсомоторная организация относится к важным характеристикам человека как индивида, личности, субъекта деятельности. Актуальность разработки проблемы сенсомоторной организации связана с необходимостью развития и сохранности психических потенциалов взрослого человека. Сенсомоторика выступает в качестве индикатора индивидуального развития взрослого человека в период серьезных экологических катастроф, нервно-психических перегрузок, активного внедрения в питание искусственных химических соединений.
Понятие сенсомоторной организации человека, предложенное и экспериментально разработанное Б.Г.Ананьевым, включает системное представление о структуре и функциях сенсомоторики, ее свойствах как целостного образования и психических коррелятах с другими системами человека. Такое представление позволяет определить место и роль сенсомоторной организации в индивидуальном развитии человека на всех стадиях целостного онтогенеза. Одновременно не дает возможность упрощенного понимания сенсомоторной организации как любого взаимодействия органов чувств. < Системное описание сенсомоторной организации акцентирует внимание на двух основных свойствах сенсомоторики: сенситивности и синестезии. Сенсомоторная организация относится к классу вторичных свойств индивида. Как компонент системы она тесно СБЯ-чана как с первичными свойствами (возрастно-половыми и индивидуально-типическими), так и с вторичными свойствами (структурой органических потребностей, темпераментом, задатками). Соотношение основных свойств сенсомоторики связывается с проблемой свойств и типов нервной системы и с вопросом о соотношении общих и парциальных характеристик нейродинамики. Изучение феноменов слияния или крайнего обособления сенсорных систем в общей структуре чувственного познания остается одной из актуальных проблем психологии.
Сенсорная организация человека в силу разного рода причин, н частности генетических, преобладания тех или иных ферментов, продуцируемых генами, определяется разным уровнем ведущей системы в целостной организации. В дальнейшем в зависимости от структуры деятельности и условий жизни приобретают ведущее качение определенные виды внешних воздействий, входящих. В состав этой структуры, поэтому развитие человека идет под специфическим углом. Это своеобразие сохраняется в различные периоды онтогенеза, в том числе и у взрослого человека. В качестве примера можно привести исследования сенситивности в структуре и индивидных свойств взрослого человека [43]. Рассматривались три блока сенсорных образований: экстерорецептивные, проприрецептивные и интерорецептивные, которые сопоставлялись с выраженностью базальных эмоций. Было установлено, что преобладание проприо- над интерорецепцией соотносится с преобладанием «поиска впечатлений», базовой эмоцией «радости». Доминированию экстерорецептивной модальности соответствует преобладание эмоции «страха» над «гневом». При неврозе происходит деформация модальностной структуры сенситивности, которая приводит к повышению субъективной значимости интерорецептивных раздражителей. Несколько ранее в исследованиях, выполненных под руководством Б. Г. Ананьева, был установлен факт взаимосвязи сенсорного блока химической чувствительности с шкалой ипохондрии MMPI [57].
Специфика основных законов протекания таких психических явлений, как память, внимание, мышление, определяется особенностями интеллектуально-эмоционального образования индивида в целом. Эти индивидные особенности, продиктованные природными характеристиками, проявляются на всех уровнях психической организации человека, в том числе в стилях деятельности, в стилях социального общения, в особенностях творчества. Таким образом, преферендумы определяются не только в области метаболических и интеллектуально-социальных характеристик. Между ними существует огромный спектр преферендумов, определяющихся не просто функциональными особенностями, а диалектическим соотношением, образующим целостную структуру. Объяснение этому феномену можно найти во взаимосвязи разных по уровню сложности индивидных систем. Исследования, проведенные под руководством Б. Г. Ананьева и объединенные общим термином «ситуация интеллектуально-эмоционального напряжения», позволили выявить под воздействием нагрузки (поскольку традиционные исследования нагрузок показали, что общие закономерности не представляется возможным выявить на крайних типах) индивидуальные особенности и скрытые тенденции реактивности взрослых людей. Так было обнаружено, что энергетические траты организма, производимые в состоянии умственной работы или в сложных актах поведения, связанных с приемом и переработкой информации взрослыми людьми, являются своеобразными эквивалентами интеллектуального напряжения [10]. Установлено, что в сложных системах связей между метаболическими, нейродинамическими, психомоторными, психовегетативными и интеллектуальными характеристиками человека значительно участие теплопмена и терморегуляции в целом [14]. Выявлена сложная динамика взаимосвязи температурной чувствительности с характером интеллектуальной деятельности и «ценой интеллектуального напряжения». Речь идет о «гетерогенных связях» систем различного уровня организации [10, с. 216].
Для экстренного, относительно короткого по длительности напряжения (типа ситуаций «экзамен») адаптивные механизмы характеризуются большей вариативностью реакций. Эта вариативность обусловлена возрастно-половыми особенностями, с одной стороны, и индивидуально-типическими — с другой. Так, мужчины в подобных ситуациях быстрее реагируют и быстрее нормализуют сенсомоторные показатели, степень изменения здесь меньшая, чем в женской группе. Реактивность сенсомоторики женщин проявляется в изменении интенсивности реакций и в более медленном восстановлении их для фонового уровня [4]. По-разному является реактивность парциальных и общих типов сенсомоторики. Общий тип (при котором моторные показатели чувствительности разных модальностей были одноуровневыми — либо высокими, либо низкими) в ситуациях «экстренного» напряжения более динамичен. Парциальный тип (при котором обнаруживается ведущая сенсомоторная система) в аналогичной ситуации проявляет мобильность моторных показателей сенситивности [82]. Таким образом, структурные взаимосвязи разнородных свойств индивида и различных ситуациях психического напряжения изменяются, а не сохраняются. Эти связи, с одной стороны, «определяют степень аффективного напряжения при умственной работе, а с другой стороны — способствуют упорядочению психомоторных и психове-гетативных, особенно сердечно-сосудистых реакций, что особенно нужно для нормального хода процессов жизнедеятельности...» 10, с. 26]. В качестве одного из экспрессиндикаторов психического совладения с ситуациями напряжения может выступать сенсомоторная система.
Функциональная работоспособность сенсорных и двигательных систем существенно определяется не только природными, но и социальными факторами психического развития взрослого человека iv ак субъекта познания, общения и труда.
Сенсорно-перцептивные характеристики возрастных, половых и индивидуально-типических особенностей человека лежат в основе трудоспособности, одаренности и специальных способностей. Речь идет о так называемых «... физических способностях, под которыми разумеются сенсомоторные качества, готовность к продуктивной деятельности в определенных отношениях, которая требует объединения анализаторов и эффекторов на оперирование с известными предметами труда» [12, с. 109]. Физические способности необходимы для любого характера труда. Актуальным остается положение о том «...что в деятельности человека основные ресурсы и резервы не только реализуются, но и многократно. воспроизводятся» [13, с. 324]. Таким образом, физические способности человека не только служат условием для деятельности взрослого человека, но и сами претерпевают изменения в процессе этой деятельности, выступая предпосылкой психического долголетия человека. Сенсомоторная организация не только входит в структуру общей трудоспособности, но и составляет существенное звено профессиональных и специальных способностей человека. Она включается в процесс формирования индивидуальности, ее творческих проявлений. В индивидуально-монографических исследованиях М.Д.Александровой была показана взаимосвязь творческого долголетия с состоянием сенсомоторных способностей старых людей [5].
Сенсомоторная система входит в структуру интеллектуального потенциала взрослого человека. «В процессе развития человека происходит известное отвлечение пространственных признаков и отношений между вещами от самих вещей, т. е. обобщение чувственных знаний о пространственных признаках и отношениях...» [12, с. 30]. В самом чувственном процессе различения происходит сравнение, анализ, индукция, т.е. формирование механизма суждения. В отношении взрослого человека этот процесс не заканчивается, а становится фактором дальнейшего интеллектуального развития взрослого человека, его обучаемости. Речь идет о формировании операциональных механизмов наблюдения, слушания и т.п. Б.Г.Ананьев отмечал, что старые люди существенно превосходят молодых людей в отношении наблюдательности и способности оперировать огромными массами зрительных образов, превосходящих апперцептивный фонд молодых людей...» [15, с. 94].
Следует отметить важное место, которое занимает сенсомоторная система в формировании коммуникативного потенциала личности, в частности, ее роль в социальной перцепции. В качестве примера можно привести исследования, проведенные под руководством В. Г. Ананьева, по изучению роли элементарных зрительных функций в восприятии человеческого лица. Была установлена неодинаковая роль этих функций в дифференцированном узнавании и......чнании человеческого лица. Если в дифференцированном узнавании роль элементарных функций зрения возрастает, то в случае опознания они приобретают значение общего необходимого условия восприятия лица другого человека [31]. Вместе с тем, следует обратить внимание на целостное участие всей системы, а не только на так называемых высших органов чувств, в социальной перцепции. У взрослого человека сенсорные системы, ошибочно определяемые как низшие, имеют важное значение в невербальной коммуникации. В настоящее время общепризнанным является факт включении сенситивности в эмпатийность личности.
Таким образом, Сенсомоторная система пронизывает все психические уровни организации человека.
Состав сенсомоторной организации, описанный Б. Г. Ананьев, является наиболее полным из известных к настоящему времени. Классификация этого состава идет по двум основаниям. I li'puoe из них соотносится с формами движения материи: механистической, физической, химической, биологической. Обнаруженный шгс.ь феномен дублирования сенсорных функций в процессе отражения одной и той же формы движения материи связывается с н'пстическим основанием становления различных ветвей целостной системы сенсомоторики в процессе индивидуального развития человека.
15 развитии психофизиологических функций, в том числе и сенсомоторики, Б.Г.Ананьев выделил две фазы. Первой из них и имеется общий, фронтальный прогресс функции в ходе созревания и ранних эволюционных изменений... Второй фазой эволюции их же функций является их специализация...» [13, с. 152]. Это и дает трудности в выделении функциональных оптимумов любых сенсомоторных функций. Полученные множественные данные 1>'Т1ных авторов свидетельствуют о гетерохронии функциональных пиков даже в пределах одной модальности. В качестве примера можно отметить одну из серий исследований, выполненных под ру-чоподством Б.Г.Ананьева, пространственно-различительных функции чрения у студентов в возрастном диапазоне от 18 до 25 лет.
Было обнаружено, что сенсорный оптимум для поля зрения наблюдается в возрасте 18-19 лет, для остроты зрения — 22-23 лет, для глазомерной функции — 24-25 лет [30].
Результаты комплексного исследования сенсорной чувствительности пяти модальностей, также проведенные на студенческой выборке, подтверждают общую тенденцию несовпадения пиков чувствительности разной модальности. Оптимальный суммарный показатель чувствительности наблюдается в возрасте 19-20 лет. Здесь отмечаются высокие показатели слуховой, зрительной, обонятельной, отдельных видов вкусовой чувствительности. Вместе с тем, тепловая чувствительность выше в группе 18-летних, а чувствительность к отдельным видам химического воздействия— в возрасте 23-24 года. Группа 25-27-летних студентов не имеет преимуществ ни в одном из видов чувствительности в рассматриваемом возрастном диапазоне [57]. Е.Ф. Рыбалко обнаружила оптимум объема восприятия в возрасте 30 лет [99, 100].
Исследованиями М.Д. Дворяшиной константности восприятия было установлено преимущественное влияние у взрослых людей измерительной практики и геометрических знаний на перцептивные константы [15]. Комплексное исследование сенсомоторики в более поздние периоды взрослости выявляет факт нарастания гетерохронии как в пределах одной модальности, так и между сенсо-моторными блоками. При сравнении трех возрастных групп: 23-30 лет, 31-40 лет и 41-56 лет — лиц водительских профессий установлено, что в области цветовой чувствительности сенсорные опти-мумы приходятся на более молодую возрастную группу. Внутри-модальное сопоставление цветовой чувствительности также обнаруживает гетерохронное изменение. Наиболее выражена инволюция чувствительности к синему и зеленому цветам. В перцептивных комплексах, включающих операциональные механизмы разного уровня сложности (такие, как тактильное различение «гладкости— шероховатости», глазомер, восприятие размера объекта без контроля зрения, восприятие временных интервалов, пространственная ориентация по тесту Бине), возрастные преимущества имеют старшие группы. Глазомерная функция и точность восприятия временных интервалов выше в группе 31-40 лет. Успешность теста Бине выше в старшей возрастной группе (41-56 лет), а более молодые испытуемые той же профессии имеют низкую успешность по данному тесту. Не обнаружено существенного возрастного раз-
линия в области осязания и тактильной чувствительности, связанной по характеру эксперимента (сериация степени шероховатости поверхности) с перцептивными действиями.
Темпы изменений в исследуемом возрастном диапазоне также неоднородны. Можно отметить монотонное снижение одних функций (ахроматическая чувствительность), более интенсивное снижение других (цветовая чувствительность к синему, пурпурному цветам). Некоторые показатели повышаются (успешность теста 1>ине). В ряде параметров сенсомоторики изменения носят KOJ лсбательный характер. В этом случае можно отметить повышение показателей в возрасте 31-40 лет по отношению к предыдущей возрастной группе и снижение в 41-56 лет (оценивание величины пространственных отрезков, восприятие временных интервалов, зрительная чувствительность к желтому). Наконец, можно обнаружить стабильность отдельных показателей на протяжении исследуемого периода (тактильное различение, восприятие размеров объектов без контроля зрения). Динамика операциональных и функциональных характеристик сенсомоторики носит сложный характер. Проявляется неустойчивость более элементарных операций и функций по отношению к сложным операциям. Сохраняются и даже совершенствуются в старшем возрасте операциональные механизмы пространственной ориентации, включающие мыслительные операции и знания.
Структурный анализ корреляционных взаимосвязей функциональных и операциональных характеристик дополняет предста-нление о сенсомоторной динамике в период взрослости. Наряду с конвергенцией сенсомоторной системы выступает ее дивергенция как необходимое условие развития системы. Явление дивергенции и конвергенции пронизывает весь период взрослости. Речь может идти о сложном сочетании постоянных и временных связей. Как известно, в концепции сенсомоторной организации Б.Г.Ананьева существенной является мысль о наличии постоянных взаимосвя-«-й, объективный порядок которых определяется «...общностью объектов отражения в их взаимодействии и взаимопроникновении...» [10].
Этот порядок находит отражение в особенностях структуры отношений интермодальных связей. Интермодальные связи, как целостное активное чувственное отражение объективной действительности, генетически предшествуют интрамодальным взаимосвязям. «Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции (тактильно-вибрационно-слуховые, тактильно-кинестетические, тактильно-температурно-болевые, тактильно-вкусо-обонятельные), а их всеобщим эффектом — зрительное восприятие...» [10, с. 74]. Интермодальные сенсорные системы благодаря высокой интеграции и активности субъекта отражения переходят в перцептивные системы, главными из которых являются речеслухо-вая и зрительная. С речеслуховой системой связана вербализация, а со зрительной системой визуализация всего чувственного опыта человека. Эта закономерность усиливается по мере развития и старения человека. У взрослого человека она достигает наиболее полного выражения, поскольку тесно связана с реализацией его как субъекта общения, познания и труда. Интрамодальные связи обнаруживаются в корреляционной динамике функций одной модальности.
Сравнительный анализ соотношения динамики корреляционных связей между возрастными группами, проведенный на основе его количественных и качественных критериев, выявил как общие, так и специфические особенности. Процесс структурообра-зования носит волнообразный характер. Так, в период 25-30 лет плотность корреляционных связей (1%-ного и 5%-ного уровней значимости) превышает аналогичные показатели в группе 31-40 лет в 1,2 раза. В возрасте 41-56 лет плотность корреляционных связей увеличивается в 1,45 раза по отношению к группе 31-40 лет и в 1,22 раза по отношению к группе 23-30 лет. К числу специфических особенностей можно отнести различия в качестве корреляционных структур как внутри сенсомоторных компонентов, так и между ними. Наблюдается возрастное снижение внутрикомпо-нентных связей и увеличение интеркомпонентных связей. Качественные различия между показателями выражены в том, что доминирующими блоками в корреляционной структуре 41-56-летних являются тактильный и кинестетический блоки, корреляционная связь между ними положительная. Тактильный блок, в свою очередь, отрицательно коррелирует с точностью восприятия временных интервалов. Кинестетический блок (осязание) положительно коррелирует с цветовой чувствительностью. Таким образом, в характеристиках сенссмоторики водителей старшего возраста наблюдается связь между операциональными и функциональными свойствами. В группе 23-30-летних водителей центральными блоками
шшяютсясвязи между операциональными характеристиками (так-гильная и кинестетическая сериация) и восприятием временных интервалов. Цветовая чувствительность включена в систему корреляций через тест Вине и глазомер. В отличие от старшей воз-р.чстной группы ведущими в корреляционной структуре являются операциональные характеристики. В возрасте 31-40 лет в корреляционной плеяде показателей можно выделить два блока: тактильно-зрительный и глазомерно-осязательный, между которыми отмечается отрицательная связь. Для более полного анализа следует рассмотреть структуру взаимосвязи с другими психофизиологическими функциями.
В группе 23-30-летних между моторной ригидностью и точно-гтыо восприятия временных интервалов обнаружена отрицатель-пня связь, которая свидетельствует о негативном влиянии психомоторной ригидности на перцепцию времени. Вместе с тем, показатели концентрации внимания положительно коррелируют с различными видами цветовой чувствительности. В средней доз» ра.стной группе усиливается аттенционный блок взаимосвязей с цветовой чувствительностью. Однако психомоторная ригидность отрицательно связана с цветовой чувствительностью к синему. В гтаршей возрастной группе ведущими интеллектуальными функциями, включенными в структуру корреляций, являются образная намять и образное мышление. Таким образом, количественный м качественный анализы корреляционных отношений сенсомотор-ной структуры в разные периоды взрослости выявляют доминирование разных механизмов. Для младшей и средней групп важное место занимает аттенционный фактор, для старшей группы — мнемический и мыслительный.
Рассмотрение взаимосвязи пространственно-различительных функций зрения с уровнем и структурой интеллекта (тест Векс-.иора) у студентов в возрасте 18-25 лет обнаруживает прямую корреляционную зависимость с уровнем вербального интеллекта. В структуре невербальных характеристик доминирует корреляция (объема зрительного поля со способностью пространственного синтеза целого из частей. В структуре вербальных характеристик обнаружены отрицательные корреляции с общим словарным запасом, общей способностью к суждению [30].
Таким образом, динамика сенсомоторной системы взрослого человека существенно определяется структурными особенностями его интеллекта, в состав которого включена сама. Важной составляющей интеллекта взрослого человека является его психомоторная организация.
Общая схема психомоторной организации человека, предложенная Б.Г.Ананьевым в 1960-е гг., включает в себя такие компоненты, как рабочие движения рук и трудовые действия, характеристики опорно-двигательного аппарата (ходьба, бег, прыжки), особенности экспрессивного поведения и речедвигательной активности. В схеме подчеркивается, что эти блоки связаны между собой посредством познотонической организации и рабочей позы. Эта схема, дополненная содержанием уровней двигательной активности, открывает пути изучения психомоторной организации как по блокам, так в целостной психологической структуре человека как индивида, личности, субъекта социальных видов деятельности — труда, познания и общения. Особое внимание уделяется самому общему уровню активности индивидной организации — спонтанной двигательной активности, определяемой энергетическими процессами и преобразуемой под влиянием информационной деятельности.
Эти уровни согласуются с уровнями построения движений Н. А. Бернштейна и позволяют соотнести пространственно-временные характеристики деятельности человека с регуляторно-тоническими и с этих позиций подойти к пониманию особенностей регуляции поведения в условиях напряженной деятельности и прогнозирования его успешности в деятельности на всех этапах онтогенеза (табл. 1). Следуя традициям энергоинформационного подхода Ленинградской психологической школы, в программу комплексного исследования психомоторного развития взрослого человека были включены моторные характеристики всех уровней активности. Энергетическими функциями психомоторики можно считать функции тремора, спонтанной двигательной активности, ходьбы, мышечного тонуса. Они теснейшим образом взаимосвязаны с собственно индивидными энергетическими характеристиками, такими, как основной обмен, гемодинамические характеристики и др. [3, 16, 20]. Более сложным и интегральным показателем энергетической активности является выносливость, которая рассматривается как волевая характеристика, отражающая особенности высшей корковой нейродинамики. Особое место в энергетическом блоке занимает психомоторная асимметрия, отражающая характеристики билатерального регулирования. У человека асимметрия имеет относительный, многозначный, временной характер, является одним из механизмов адаптации к условиям жизнедеятельности и непосредственно отражает закономерности онтогенеза [6-8].
Накопленные в литературе многочисленные данные свидетельствуют о наличии возрастных стандартов двигательной активности на всем диапазоне онтогенеза. Стандарты двигательной активности взрослых также имеются. Однако чем старше человек, тем больше отмечается индивидуализации. Полученные данные свидетельствуют, что в рамках энергетического блока функционируют сложные системные образования компенсаторных механизмов. В частности, выявлены реципрокные отношения развития силовых и познотонических характеристик.
Большое влияние на психомоторное развитие, особенно молекулярного уровня, имеет фактор пола. Сила мышечного напряжения рук у женщин увеличивается до 21 года, у мужчин — до 27 лет. Но и в дальнейшем развитие силы рук и становой силы характеризуется неравномерностью и цикличностью, а после 35-40 лет отмечается постепенное, хотя и неравномерное, снижение ее. Особенно резкое падение силы отмечается после 40 лет. Если средняя сила мышечного напряжения составляла 46,3 кг для правой и 45,9 кг для левой руки (без учета половых различий), то в 47 лет она достигает наименьшего значения за весь исследуемый период, составляя 34,4 кг и 32,3 кг (для правой и левой рук соответственно). 48 лет характеризуются снова резким возрастанием силы обеих рук на 8-10 кг, затем спадом в 49 лет до 40 и 37,6 кг (для правой и левой рук соответственно). К 50 годам отмечаются изменения в сторону небольшого возрастания силы, однако в рамках статистической незначимости. В период наибольшего снижения силы мышечного напряжения в 47 лет резко возрастает коэффициент асимметрии, достигая 14,9%. После 50 лет продолжается резкое падение мышечной силы. Во всех случаях выявлено: чем старше возраст, тем большее значение приобретает роль выраженности асимметрии. В структуре энергетического блока показатели коэффициентов асимметрии в старшие возрастные периоды получают устойчивое центральное место. Полученные данные уров-невых и структурных характеристик психомоторики взрослого человека могут быть поняты лишь с позиции существования двух in нггу ров регулирования энергоинформационных потоков: первый, ипг.иовной», с его восходящими активирующими путями и второй, «пополнительный», с его корково-корковыми связями.
Наблюдается возрастная изменчивость межфункциональной структуры связей нейродинамики и энергетических показателей моторики. Если в группе испытуемых 18-21 года при высоком уI типе динамичности возбуждения насчитывается восемь коэффициентов корреляции, то испытуемые в возрасте 25-28 лет при пГ'нцгм снижении динамичности возбуждения снижают количество шкого рода связей до 1 корреляции. Если в младшей возрастной I |>умие в центре корреляций — мышечная сила, то в старшей — ко->ффициенты асимметрии. Одновременно с этим в старшей группе увеличивается количество корреляций с динамичностью торможения, а также возрастает степень их тесноты. Все это свидетельствует, во-первых, о важной роли фактора динамичности в про-ммлопиях психомоторных характеристик, во-вторых, о необходимости использовать генетический принцип для изучения межфункциональных связей.
Пространственно-временная структура движений, отражая все VI и ниш построения движения разных двигательных систем, в наи-Гп и ц, шей степени связана с социальными формами активности. < >гобое место в социальной активности человека приобретают пространственно-временные характеристики рук — орган труда и продукт труда. Анализ особенностей сенсомоторного развития кисти рук свидетельствует, что полифункциональная координатная систематика рук является наиболее поздней в формировании ее в плане кик антропогенеза, так и онтогенеза и связана с формированием п1ц||,их механизмов мозга. Не случайно огромное внимание уде-иж'тся развитию сенсомоторной координации рук в период роста и созревания организма, а также в период зрелости и старения. Многочисленные данные свидетельствуют, что в системе мотор-null организации руки стареют позже всех остальных эффектор-пи х аппаратов (это относится к вибрационной чувствительности, MI иканию и к активному осязанию также).
Важным свидетельством сохранности потенциалов развития и 1 рос лого человека является динамика скорости сенсомоторных реакций. В период между 21-30 годами достигается оптимум скорости реакций на свет и на звук. До 50-60 лет время реакции продолжает удерживаться на довольно высоком уровне, и только затем начинает снижаться. Сходна с кривой онтогенетической эволюции времени реакции на световые и звуковые сигналы и кривая эволюции времени реакций на словесные сигналы.
Анализ данных пространственно-временных характеристик, относящихся к разным уровням построения движения) от тремора статического и динамического, дозирования усилий до графических движений, отражающих разные уровни регуляции движений со стороны ЦНС (от С до Е, по Бернштейну, см. табл. 1), свидетельствует об их сложных макровозрастных изменениях. Так, анализ данных координационных характеристик тремора статического показывает, что частота основных колебаний в целом с. возрастом снижается, что свидетельствует о возрастании успешности статических координационных механизмов. При этом кривая микровозрастных изменений отличается зигзагообразностью с довольно высокой крутизной. Наиболее высокая успешность статических координации у мужчин отмечена в период 30-35 лет, у женщин — в 25 лет. В целом статистическая координация женщин выше, чем мужчин.
Важные данные получены при анализе пространственно-временных характеристик движений разного уровня регуляции со стороны ЦНС с учетом образовательного уровня испытуемых. Оказалось, что наиболее сохранны движения более высоких уровней регуляции у лиц, не прекращающих обучение, и лиц с высшим образованием. Характерно, что для лиц с высшим образованием успешность выполнения сложных графических рисунков «лестница» и «зигзаги» из тестов Е. Мира, И. Лопеца получают более широкие связи с другими координационными характеристиками. Испытуемые с неполным средним образованием с этими графическими заданиями в основном не справлялись.
В целом, период поздней юности характеризуется более высокими показателями силы и управления мышечным тонусом при дифференцировании мышечного напряжения кисти рук. Период взрослости характеризуется более высокими показателями точности ходьбы, более высокой точностью в определении центрального положения головы, в воспроизведении точности графических и тонкокоординированных рабочих движений, общей высокой координацией движений, выраженностью волевого усилия. Вместе с тем, период 25-35 лет уступает младшей группе в скоростных показателях и силе.
(>гобе1шости психомоторного развития взрослых свидетельствуют, что отражая общие механизмы дифференцировки пространственных отношений разных уровней регуляции движений со стороны ЦНС, психомоторика является одной из важных психофизических основ развития человека.
Таким образом, психомоторное развитие столь же исторично и гпциализировано, как и «высшие» психические функции, что Гш i у м< У га многоуровневой двигательной активности целостной пси-хпмпторной организации человека невозможно понимание закономерностей онтогенетического развития и построения оптимальных riii'Ti'M управления ресурсами и резервами человеческого развития ид 1»п«м протяжении жизненного пути.
3. Акмеология субъекта деятельности
3.1. Развитие субъекта деятельности,
профессиональное самоопределение
и саморазвитие
В психическом развитии человека (сенсомоторном, интеллектуальном, личностном) проявляется эффект многообразных конвергенции труда, общения и познания, посредством которых это развитие социально детерминировано, а диапазон трудовых ресурсов и резервов человека безграничен, поскольку он определяется социально-техническим прогрессом, с каждым новым шагом которого усиливаются, ускоряются и многообразно преобразуются нервно-психические потенциалы человека. При этом имеется в виду, что не только орудия труда, но и вся совокупность исторически сложившихся трудовых операций выступает в качестве движущих сил психического развития человека.
Психическое развитие человека является одновременно функцией биологического и исторического времени, и онтогенетическая эволюция многократно и разнообразно опосредуется историей развития личности, ее жизненным путем в обществе. В биографически-личностном и социальном плане развитие определяется не по возрастным фазам (как в онтогенетическом плане), а по основным моментам развития деятельности человека в обществе. Б.Г. Ананьев выделяет четыре таких момента в общем цикле развития деятельности человека в обществе: а) подготовительный; б) старт — начальный момент или включение в определенную общественную деятельность; в) кульминация или пик — момент наивысшей продуктивности и эффективности деятельности; г) финиш, завершение всего цикла деятельности, или выключение человека из данной сферы общественной жизни [3].
II процессе изменения основных видов деятельности человека, от самых элементарных общих, форм до сложных видов профессиональной деятельности, формируются его характер, способности и Трудоспособность. Таким образом, человек как субъект деятель-|цн ти обладает определенным потенциалом — трудоспособностью и работоспособностью, специальными способностями, активностью и фирме ценностных ориентации, мотивов, сформированным жизненным и профессиональным опытом. Рассматривая трудоспособности, человека, Б.Г.Ананьев писал о том, что она есть явление историческое, непосредственно связанное с развитием средств об-IM' < i пенного производства. По мере развития трудовых функций •н и..пока от энергетических к технологическим, от них к управля-Клм.им и контрольным возникают новые компоненты трудоспособ Ьв<"|'и, изменяются взаимосвязи между ними и преобразуется сама, структура трудоспособности. Производственная. деятельность в М6П|"1менных условиях, по мнению Б. Г. Ананьева, представляет со-fmtt такое сочетание физического и умственного труда, при котором Именно умственные, т.е. познавательные, функции управления и регулирования приобретают особое значение (ведущее) [13]. Ка-Hiihn структура этих функций?
I i психологической точки зрения эти функции разнородны, так Hfttt не ограничиваются логическими процессами. В состав ум-пппппых функций должны быть включены многообразные сен-гмрмии процессы, являющиеся непосредственными регуляторами jM'Hi т»ий, причем именно на долю этих процессов выпадает осуще-i i n лопие обратных связей. Сенсомоторные процессы,: таким обратим, составляют общий источник всех процессов познания-и труда.
I 'гигомоторные потенциалы и развивающиеся на их основе словес-нн логические функции составляют компоненты трудоспособности чи.нотжа n современных условиях ее развития. Одним из важных 11" 1,'шляющих структуры трудоспособности следует считать про-i тримстиенную ориентировку, как вид познавательной деятельно-n н, наиболее многообразно включенный в различные формы про-
II толстпенной деятельности, являющуюся обязательным регуля-iи|HIM трудовых действий. В целом же, под трудоспособностью III' Ананьев понимал внутренние силы личности, важные для оп-|м'дплепия возможности дальнейшего развития трудовой деятель-ног ти человека, включая в ее состав обучаемость и одаренность.
11арнду с этими Б. Г. Ананьев рассматривает такие понятия, как специальные способности, работоспособность, жизнеспособность, относя их, так же, как и трудоспособность, к потенциалам человеческого развития. Б. Г. Ананьев указывал, что изучение содержания этих понятий, а также взаимодействия и связей между ними поможет в будущем построить некоторую общую модель резервов и ресурсов личности, которые проявляют себя в самых различных направлениях в зависимости от реального процесса взаимодействия человека с жизненными условиями внешнего мира и структуры личности самого человека [13].
Процесс формирования человека как субъекта основных социальных видов деятельности в своей основе имеет взаимодействие! интериоризации и экстериоризации, баланс которых определяет структуру человека как субъекта. Интериоризация как переход1 внешних действий во внутренние, образование внутреннего плана! деятельности осуществляется не только посредством учения, но и] всеми способами накопления жизненного и трудового опыта. По мере развития умения и умелости в определенной области деятельности постепенно повышается уровень регуляции движений и| действий благодаря интериоризации, которая связана с процессом усвоения знаний и непосредственно с накоплением опыта. Эксте-риоризация как переход внутренних действий и операций во внешние не есть лишь объективация и опредмечивание, а является реализацией планов и программ поведения. Экстериоризация генетически зависит от развития интериоризации, начинающейся с первых моментов усвоения знаний. На определенных уровнях интеллектуального и практического развития Экстериоризация сама на,-чинает влиять на процессы усвоения, выступая в качестве фильтр; усваиваемых знаний.
Б. Г. Ананьев, подчеркивая мысль Ф. Энгельса о неотъемлем! сти природы и истории в механизмах формирования человека и указывая на неправомерность определения человека как прост» совокупности отношений, писал: «...это не только отношения, субстрат, который живет по всем законам развития материи и к торый, включаясь в те или иные системы социальных отношений, изменяет свои собственные потенциалы... величие общественно развития состоит не просто в том, что оно потребляет те потенциалы, которые произвела природа в человеке, а оно производит вые потенциалы, и с каждым новым этапом исторического развития происходит умножение этих потенциалов» [10, с. 87]. Основной
pn.iiuiтия субъектных свойств человека является история •и дникмн.поеги.
I'ftn'Mii I ривая структуру человека как субъекта деятельности, i Г Амми1,<>1> выделил 4 уровня активности: 1 — уровень целостной)Лт*.нм|о<"ги как исторически сложившейся системы программ, (И^шциН и средств производства материальных и духовных цен-j«i lull и(ц||,сс'гва; 2 — уровень отдельного акта деятельности; 3 — 4ИН1. микродвижений, из которых строятся действия; 4 — уро-. микродпижений, из которых строятся макродвижения. Пер-Д.ИП. урошш являются молярными, вторые два — молекулярны-•I Молярные уровни рассматриваются в системе связей «субъ-Р|. i.ищин'-п,». Молекулярные уровни развиваются соответст-,|Ш)м<| природным свойствам человека и могут быть поняты в си-шмм») ciuMcH «субъект — индивид». Микродвижения, как указы-пи, i I. Г Лняпьев, не являются самым низким и общим уровнем HI- им.и... ти. 14 основе микродвижений разных типов лежит спон-iMHii.-iii millгятельная активность (автоколебания мышечнодвига-(•jli.iu.ix, рсчедвигательных, сосудодвигательных систем с обрат-N»tl i IDI ILK i), определяемая энергетическими процессами организ-Мм it преобразуемая под влиянием информационных потоков дея-|ри1ьмо1"|'и. «Взаимопереплетение энергетических и информационный inг|окоп в человеческой активности составляет одну из важнейших психофизиологических проблем деятельности» [13, с. 328]. 1 ||1кн:1ят(мш развития личности и ее потенциалов во многом оп-iPj\pj\ nю reя адекватностью выбора профиля обучения и профес-(Ммимлыюй подготовки. Это подтверждается при прослеживании РМПИТИЛ учащихся, получивших профконсультацию и не получив-intiii профконсультацию в момент выбора профессии, а также при ид» и цг-жииании влияния адекватного выбора профессии на форми-рнипниг потенциала человека как личности и субъекта деятельно-|-|и Пило обследовано 232 человека лонгитюдинальным методом 1 11|мц|п(ч;е их обучения в 8-9-х классах средней школы и последу-«MiH'M обучении в ПТУ.
Начнем описание экспериментальных данных с кратких психо-I Анемических характеристик ряда испытуемых.
Тик, ученик 9-го класса Володя К. живет с матерью, отца нет. Учится и основном на тройки, учеба его не интересует, хочет ско-|iuii i -rim) нзрослым, его не устраивает постоянная опека, стиль i, который принят в школе. После окончания 9-го класса
хочет пойти в ПТУ, чтобы материально помогать матери. Однако | четкого профессионального плана не имеет. Мать хочет, чтобы | сын продолжил обучение в 10-м классе и в дальнейшем поступил в технический вуз.
Психологическое исследование показало, что у Володи умелые 3 руки, точная координация. У него хорошие показатели внимания, памяти. Уровень развития мышления в целом средний, однако в его структуре преобладают практические компоненты, конструк- | тивные способности, техническая сообразительность. Вербальные же компоненты мышления и запас знаний невелики. Слабость^ именно этой стороны мышления и мешала ему хорошо учиться. I Учителя его способности оценивали невысоко. На профконсульта-1 ции Володе были показаны его сильные стороны: высокие мотор- j ные способности, хорошее техническое мышление, направленность j на профессии технической области. С учетом всего этого, под-' ростку была рекомендована профессия инженера в области оптики, радиоэлектроники. Путь достижения профессии рекомендован че- •' рез первоначальное обучение в ПТУ (по специальности «оптические приборы»), даны рекомендации по развитию вербального мышления, совет — обратить особое внимание на систематичность за-Ч нятий.
Последующее наблюдение за судьбой Володи показало, что он поступил в рекомендованное ПТУ. Здесь реализовался его интерес к технике. Кроме того, сама атмосфера училища, стиль взаимоотношений, где от подростка требуется большая самостоятельность,! много внимания уделяется практическим работам и где реализовались моторные и технические способности подростка, создали J хорошую почву для его дальнейшего развития. Володя добился высоких успехов и в освоении теоретических дисциплин (доста- '• точно сказать, что в конце первого года обучения он был побе- ] дителем районной олимпиады по математике). Окончил училище с высшим разрядом по специальности. Поступил работать на завод и одновременно на вечернее отделение технического вуза no'l профилю рабочей специальности.
И еще один пример, когда в процессе профконсультации была! проведена коррекция профплана. Ира Б., ученица 9-го класса, жи-1 вет с родителями, большого интереса к учебе не проявляет (успева- ' емость по точным дисциплинам 3,0 балла, по гуманитарным — 3,8, j по естественным — 3,6, по труду—-4,0), любит заниматься практи-1'!
мнительностью: в шефском секторе, любит шить, воспиты-тпать, заниматься спортом, любит литературу. Посещала рукоделия, мягкой игрушки. По настоянию родителей iHiuiMtHi,i.ri> несколько месяцев на подготовительных курсах для ЦЖ'ТунтчЩих в физико-механический техникум. Однако, познако-^В§(Пмнжс с профессией программиста, которую она хотела получи н |-| и-чаровалась в этом выборе. Тем не менее, родители про-^Вцми«1 настаивать на поступлении в техникум, мотивируя это •РИ -tin дочь будет иметь хорошую работу, которая займет всего 4 ft чн.. ч! и «-утки, и у дочери будет много свободного времени. Это
Л,,,,,,.....,, причиной конфликта между родителями и дочерью.
II,,„,,,,.., ичсское обследование показало, что девочка имеет хоро-ilJpfi ||<и чгп-гкое развитие, средние показатели ручной умелости,
iihi,,,,,.....,1,(>ильиость и среднюю силу нервной системы. Анали-
4й|м-|) pi 'питие перцептивно-мыслительных особенностей, можно MI иг i и i. |>'-дшою точность и продуктивность внимания, в структур»» mil. 'i чек, га преобладают вербальные компоненты, конструк-1НПИ1.11 • ц.» оГшости и техническая сообразительность на среднем y|tithiii- ц структуре личности преобладающими характеристи-Иймк щипните.}! высокая направленность на общение, богатая эмо-mvii't'ti м..<-п., тревожность, возбудимость. Иру привлекает ис-1И,, ц„, педагогика, спорт, она имеет ярко выраженное стремле-i. практической деятельности в данных областях. Професси-II ими направленность — на сферу профессий «человек — чело-«И(# и «человек — художественный образ».
I Ьшунчшые в результате психографического исследования дан-
ЩЫг И" чч'.инккг сделать вывод о том, что учеба Иры в физико-
. -.щи-т.. к"м техникуме является нецелесообразной (отсутствие
ИЯ((Ь|,,,:, h уч<;бе и работе, невысокий невербальный интеллект,
Ионии...цепки но профилирующим в техникуме предметам). Воз-
, мим v'l-'i'.'i в педагогическом училище, медицинском, швейном
Illy И II.i ш.игйшей трудовой деятельности желательно сочетание
У|| -,|Ы,......дьми и работы, связанной с художественным твор-
, ямм Например, модельер, декоратор: к этому располагают
ЦмяМ111»<ин11.и эмоциональная открытость, общительность. А так
lit» MH in:i.i>.'i i'1'льные интересы девочки направлены в сторону мо-
>|1|111|1и11и>1 одежды и тем более есть желание заниматься прак-
.......и длительностью в этой области, ей был предложен выбор
,,,,, ||И..... | ГГУ, тем более что данные психомоторики, интеллекту-
L
альной сферы и личности испытуемой благоприятствуют для поступления в ПТУ и достижения высокой продуктивности в данной профессии.
В связи с этим с родителями была проведена психокоррекци-онная работа. Сдвиг отношений между девочкой и родителями в сторону взаимопонимания и повышения эмоционального комфорта в семье способствовал снятию внутреннего конфликта и установлению адекватных отношений с окружением, понижению уровня ней-ротизма и тревожности. В психокоррекционной беседе родители совместно с Ирой пришли к выводу, что девочка «найдет себя», поступив в швейное ПТУ. Через год после поступления девочки в ПТУ-104 мы проверили степень удовлетворенности выбранной специальностью. У девочки повысился интерес к сфере искусства, наиболее значительной стала сфера бытового обслуживания, резко возросла активность познавательная, стремление к углубленному познанию и практической деятельности. Профессиональная направленность не только укрепилась, но и нашла свое развитие. При этом изменились и личностные характеристики: у Иры существенно снизилась тревожность (от 50 усл. ед. в 9-м классе до 43 — в ПТУ, т.е. она практически перешла из разряда высокотревожных в разряд среднетревожных), это сопровождалось улучшением самочувствия, повышением активности и настроения. В новой системе обучения улучшилось положение Иры в группе, ее социометрический статус и по деловому и по личностному кри-терям существенно вырос, иначе говоря, мы наблюдаем развитие личности подростка под влиянием профессионального обучения, соответствующего профилю и уровню общих и специальных способностей.
Совершенно иная картина наблюдается в случае неадекватного выбора профессии.
Александр П. учится в техническом училище по специальности «слесарь механосборочных работ». Профессия ему не нравится; есть намерение сменить ее после окончания училища, но будущая профессия еще не определена. Поступил в училище потому, что хотел скорее стать взрослым, самостоятельным, но было безразлично, где и кем работать. Представления о будущей профессии не совпали с тем, что узнал о ней в училище. Любимыми предметами в школе были физкультура и труд, любимых предметов в ПТУ нет. В школе общественную работу не выполнял, сейчас — старос-
4:2
Ill
(Пи
t«группы. В школе занимался в нескольких кружках художе-i (немного творчества, сейчас не занимается ни в каких. Считает, 41....... i и.1 х трудностей в ПТУ не испытывает. Близких друзей нет,
итые отношения с ребятами из других групп. Таким обра-, Александр демонстрирует полную дезадаптацию по субъек-'Ншмым критериям: неудовлетворенность профессией, нежелание [шпиц, и, пи пой, неудовлетворенность взаимоотношениями и об-J/ЧРМИГМ ц I ГГУ.
П чем причина такого положения? Саша поступил в ПТУ, не ин к-рес.ч по только к избранной профессии, но и вообще к тех-' ''|"'Р'' г|'° интересов — человек, общение, художественная л 1 1, деятельности. Он хорошо рисует; по темпераменту, харак-о(">|цительный, спокойный, уравновешенный, имеет тенден-ЦИ1" i. ii.iiMiMy тину нервной системы. В структуре мышления хо~ |Шо (иг шиты образные компоненты при среднем уровне развития mi inn. in. in. ix процессов. Исходя из своих интересов и психологи-Ч*|!• IP..... i "'ппосте.й Саше следовало бы выбирать профессию, 'свя-
..... • гни жегтвенным образом: столяр-краснодеревщик, ре-
|1"|.,.к шюписец по фарфору. При этом в процессе обучения же,л,и<'й создать условия для активного неформального что реализовало бы его ориентацию на общение и потреб-и пГииеиии. В результате неправильного выбора профессии СЗиши i(in ищу первого года обучения по-прежнему не сформиро-им |гргсы не только к профессии слесаря механосборочных pRf"ini, ii и i\ любой другой профессиональной деятельности. У мн щи pr-iiio снизилась активность общественная и учебная. u пот можно было избежать при своевременно организо-lip1 "Iм '['Неитации.
мамнж HI i внесение психологической коррекции с учетом реаль-'i...... ' мкм н-й и личностных особенностей учащегося. Напри-
Ними К учится в профессионально-техническом училище по iidc ги «контрольно-измерительные приборы». Профессия и|'.нч111 ii, хочет уйти из училища уже на 1 курсе обучения. \ чи типе получить другую профессию, но не прошла по кон-I ш'- и школе думала стать продавцом. Училась в школе на и in.пенс ппс удовлетворительное.
Физические рачнитие хорошее, занималась легкой атлетикой. ПРИ"|м1 ическое обследование по многопрофильному опроснику i |'ц • ш'м.-ип.иых способностей показало несоответствие ее профессиональной направленности избранной специальности. Дополнительные данные комплексного психологического исследования показали низкий уровень интеллектуальной лабильности, внимания, памяти; очень низкий уровень развития вербального и невербального интеллекта; слабый тип нервной системы относительно возбуждения; высокий уровень личностной тревожности; сниженный уровень самочувствия, активности, настроения. Все эти данные говорят в целом о низком уровне общего фона развития ее одаренности. На что же можно опираться, проектируя жизненный путь девушки? Психологическое исследование показало на низком фоне общих способностей высокий уровень развития тонких коор-.динаций при высокой психомоторной пластичности. В личностной сфере отличается замкнутостью, старательностью, критичностью. Очень низко Нина К. оценивает свои возможности. Эмоциональный и деловой статусы в группе отрицательные. Психологическая консультация, в процессе которой был установлен высокий уровень развития специальных способностей в психомоторной сфере, помогла девушке утвердиться в правильности выбранной специальности, сняла вопрос об уходе из училища. Поскольку достоинства девушки подчеркивались в присутствии коллектива, консультация в целом способствовала росту и социального статуса и, главное, самоутверждению.
В целом можно сказать, что обучение в ПТУ способствует профессиональному и нравственному становлению личности в период активного овладения профессией. Большая часть подростков хорошо адаптируется, у них повышается уровень развития мыслительных процессов и внимания. Однако у целого ряда учащихся ПТУ начальный период обучения проходит с определенными трудностями, адаптация носит затяжной характер, что влияет на качество и темпы овладения профессией, самочувствие и настроение учащихся, формирование их личности. Поэтому один из этапов исследования был посвящен выявлению факторов, влияющих на] характер адаптации учащихся к условиям обучения в ПТУ.
Для уточнения факторов, способствующих или препятствую-\ щих успешной адаптации, был проведен сравнительный статистический анализ двух групп первокурсников. Первую группу составили учащиеся с низкой успешностью обучения, нестабильностью выбора профессии, характеризуемые мастером как плохо адаптирующиеся. Вторую группу составили учащиеся с высокой успеш-
Инг I им обучения, стабильностью выбора профессии, характеризу-рмы"- мастером как хорошо адаптирующиеся. Рассматривая ре-чум малы исследования этих групп, удалось выявить, что группа:KU(iiHiiii адаптирующихся учащихся характеризуется более высо-успешностью обучения по всем предметам, высоким социо-статусом, наличием ярко выраженных деловых ли-Д»|»н|. Значимым мотивом, побудившим ребят этой группы вы-||(нп. профессию, оказался совет друзей (29%), интерес к профес-|йн ('.'•!%), в то время как в противоположной группе — совет роди-и территориальная близость училища (25%). Лица с адаптацией отличаются также более низкой личностной, высокой направленностью на тип профессии тех-Ни*»» |м>Н сферы (по Дифференциально-диагностическому опрос-Цнм,'1Д()), что соответствует профилю обучения. В группу Нл*"(" •!каптирующихся в основном вошли нестабильные 'экстра-1*|Ц|.,1 • ш.нчжой тревожностью, причем в школе они имели на-В|1ни '!• и in н'ть на тип профессий «человек — человек» и «человек — |ц/1ч. •! ппшый образ» и гораздо менее выраженную направлен-цШЧь па тип профессий «человек — техника». В группе плохо ада-||'4ируи.щихг.я ребят существенно ниже показатели самочувствия. Ж* мнш'н in, настроения (САН).Результаты сравнительного анали-ч«л и ч i руин представлены в табл. 2.
Пыл ныделен симптомокомплекс показателей, характерных Длн плохо адаптирующихся подростков. Характерны низкие по-Йй-яймиш социометрического статуса и общественной активности, е самочувствие, активность и настроение, но самое глав-'по профессиональная направленность неадекватна выбран-Вий профессии, в большей мере выражена направленность на про-фрп i им i ипа, «человек — художественный образ» и «человек — че-* ()чеиидно, что необходима целенаправленная коррекцион-с такими учащимися с самого начала обучения и при фпрмир.шаиии групп в ПТУ, учет хотя бы этого фактора (про-•НШ'иошин.ная направленность) поможет быстрейшей адаптации: щ tipi,i|ir-i I'lin и реализации потенциалов субъекта деятельности. Дли уточнения данных, полученных при типологическом ана-fn.iM п|Х)ьеден корреляционный и факторный анализы. Ре-iiM i r.i показали, что из всех показателей, применявшихся в ра-, с учеГщой успешностью и адаптированностью связаны восемь. При и.....1ко|,а,нии полученных данных важно отметить существен-
Таблица 2. Психологические показатели хорошо и плохо адаптирующихся подростков
Показатель | Хорошо адаптирующиеся | Плохо адаптирующиеся |
Социометрический стаг Общий Эмоциональный Деловой | пус (среднее числе 25,2 6,7 18,5 | з выборов) 5,25 2,3 2,9 |
Профессиональная направленность (в баллах по ДДО) «Человек — техника» «Человек — художественный
образ»
«Человек — знаковая система» «Человек — человек» Самочувствие
Активность (в баллах по \ Настроение ^ шкале САН)
Успеваемость (в баллах) Общеобразовательные
7,2 | 4,2 |
4,6 | 4,7 |
4,2 | 4,0 |
4,6 | 4,7 |
5,9 | 4,6 |
5,1 | 3,5 |
5,9 | 4,9 |
предметы Специальные предметы
3,7 3,5
3,5 3,3
ную положительную взаимосвязь между показателями успешно-1 сти обучения в школе и успешности обучения по всем предметам в| ПТУ (г = 0,66; 0,51; 0,57 при р < 0, 01). Как правило, ребята, хо-| рошо учившиеся в школе, не снижают своих показателей и в ПТУ. I В то же время, успешность обучения коррелирует с вербальнымJ интеллектом (р < 0,01).
Следует указать, что на успешность овладения профессиональ- ] ными навыками (успеваемость по специальным предметам) влияет оценка трудовой деятельности в школе (р < 0,05). Несо-1 мненно также, что отношение к выбранной профессии будет существенным образом определять уровень профессиональной успешности. Так, среди ребят, имеющих высокие результаты по спецпредметам, практически нет недовольных выбранной профессией (г — 0,707 при р < 0,01), направленность учащихся на те или иные профессии, определяемая в 9-м классе с помощью методики j ДДО, коррелирует с профессиональной адаптацией в ПТУ. Так, щмфмм.иопиосп, на тип профессий «человек — техника» связана
t- и циннии-TI.IO обучения в техническом училище (г = 0,60 при
\и t, II, III) II то же время, обнаружилась отрицательная связь с
|НШ|'пи.'|' и..... тыо на тип профессий «человек — художественный
nft|.n i» 11 II, '11 при р < 0, 05). Показатели самооценки функцио-
,,«и.нон....."гояпия дали значительную положительную корреля-
, i пики.-штелями успешности обучения в ПТУ. Таким образом, Ьвкцттии успешности обучения в ПТУ влияют успешность Уценил п школе, адекватная профессиональная направленность, ни миг к пыбранной профессии. От успешности же обучения.fli гм.м(1чуиствие, активность и настроение учащихся. Эти ре-IMII.I подтверждены факторным анализом. §й, п мерный фактор, названный нами «фактор учебной усни-, с положительными значениями вошли следующие по-ни успешность обучения в школе, успешность обучения в
|| |;, (,.,.. ню.....,ю, точные науки и специальные предметы), от-
Иимн ни, i iii.li.рапной профессии, самочувствие, активность, на-м|»«им. ц ч1|).-|.нленность на тип профессий «человек — техника», ^. н||.1.п.".и.ним значением—направленность на тип профессий
ftjf*ii...... \ удожсственный образ», показатели нейротизма и тре-
и. i. и...... ('мыг.л этого фактора заключается в том, что успеш-
Нм. п.,л<\ ч. пил и ПТУ обусловлена успешностью обучения в шко-щ, мир. ч. и.-иным типом адекватной профессиональной направлен-
ЦН1--1Н, п......ж пчельным отношением к выбранной профессии и не-
ifcii-i'MiMii покачателями тревожности и нейротизма.
* Ними гн.ию также прослежено влияние адекватности професси-нвянии'!" пмбора на становление потенциалов субъекта деятель-Й@1!('И мм п|)им(!ре учащихся педагогического училища по подго-^В«| нн^пи'ттолей детских садов.* В эксперименте приняли уча-и iviintii'i.i I курса в количестве 116 человек, возраст 17-18 лет. | псиону оПумения положена трехэтапная концепция непрерыв-мПрпиншния и развития воспитателя как субъекта педагоги-ЧИЫюп и.-и пмп.иости. В исследованиях советских психологов субъ-i|li in к и Jii.iiocTM рассматривается как целостная, многоуровневая
И мн.....MI псктпая система, включающая в свой состав подсистемы,
Hffiii. инш.ч и и к индивидным, и к личностным особенностям чело-
(||М1,1.ко формирование разных сторон человека как субъ-
--,,1 профессиональной деятельности происходит неравномерно и
Mb-, ир.шитпис проведено под нашим руководством Л.В.Самариной. разновременно — в соответствии с характером общественного воз-| действия и внутренними закономерностями развития субъекта де-1 ятельности как целостной системы. Поэтому есть все основания! выделять для каждого из этапов процесса непрерывного образова-] ния и развития воспитателя определяющие цели, главные на ка-{ ждом из этапов.
На первом этапе (до обучения в педагогическом училище) та-| кими целями могут быть выявление педагогических способностей и| формирование профессионально-педагогической направленности.] На втором этапе (все время обучения) — формирование основ про-! фессионального педагогического сознания как базы творческого! потенциала воспитателя. На третьем этапе (самостоятельная пе4] дагогическая деятельность) — формирование субъекта творческой! педагогической деятельности и в дальнейшем индивидуальности! как высшего интегративного образования в структуре человека] как субъекта деятельности. Таким образом, конечной целью лостной системы непрерывного образования воспитателя высту-1 пает формирование субъекта профессиональной педагогической) деятельности.
Наше исследование охватывало второй и третий этапы фор-1 мирования профессионала. Выявление учебной и профессиональ-1 ной успешности включало: выявление успешности освоения теоре-1 тических дисциплин, освоения практических знаний, способность! творчески выполнять задания, социальная адаптивность студен-1 тов, степень социальной зрелости. Оценивание проводилось экс-| пертами по 10-балльной шкале. Кроме того, студентам предъ-j являлась анкета, выявляющая степень удовлетворенности обучением. По этим критериям были выделены группы студентов: I-высокоуспешные и II — низкоуспешные. В каждую группу вошлс по 30 человек.
Таким образом, были установлены факторы, по которым ются статистически значимые различия между группами студен-тов. Эти факторы условно можно разбить на три группы.
Первая группа образовалась из двух показателей теста ДЦС и из двух тестов «Карты интересов». Средние значения по псЛ казателям направленности на деятельность «человек — человек?! и «человек — художественный образ» у группы высокоуспешных! студентов превышают аналогичные показатели у низкоуспешных! учащихся. Познавательные интересы к педагогике и изодеятель-1
и... in чьччительиее развиты также у более успешных студентов.
limpid фактор составили характеристики личностных особен-Щн lull.учащихся. Средние значения показателей развития эмпа-i! ii.i-ri.Mii и в целом у высокоуспешных студентов попадают | им I «ч niM.ii высокого уровня. Эмпатия у группы низкоуспешных кт рачвита не среднем уровне. Различие показателей экс-"ни и Поллах невелико и составляет 2,8, но является до-i,iM на 5%-ном уровне значимости. Высокоуспешные сту-I.,п,........шалот также более ярко выраженными коммуникатив-
N |>| и,, п <>|.i.щи ча/горскими склонностями. Из опросника 16 F ста-II.,и'|. • 1,м ш,-1,чимые различия были получены по трем шкалам: j.|.,|,. i i.ii-имия, С — сила «Я» и G — сила «сверх-Я», т.е. по i. in л<,сти, эмоциональной зрелости, социальной нормативно-
Ь-'А'рим.н группа --это факторы, характеризующие интеллекту-». и т....... i,. -шк к-.ти студентов (тест Амтхауэра). Так. у учащихся,
t> и, mm.. и шп.чющих теоретические и практические знания, опе-|№Иии " • i |..и-.н,ии и индуктивное мышление развиты лучше, чем у Р$^!>'...... >, ис.мытывающих затруднения в получении знаний.
В'йким о(')|)а':юм, можно назвать основные факторы, которые Ht.riiumiioT илияние на успешность учебной и профессиональной цс,(...... ц.,. MI студентов. Это адекватная профессиональная на-
н|.и,,..... ц,, п, и,!,,) деятельность типа «человек — человек» и интерес
(. Ц|.1Ц1|..1 им-, направленность на деятельность типа «человек —
I J№jtiMji<, i пг-пный образ» и интерес к изодеятельности, хорошо раз-
ии,,„-....... ч ч ц<> jioi-ическое мышление. Сочетание такого рода об-
О^(1|мьч i i удгп'пш изучение следующих предметов: дошкольная ЦРМИИНШ.i и психология, частные методики по изодеятельности (jiH! питии,.цепка,, аппликация), ручной труд, методика формиро-|1Ннн мм |с-мл.тичсских представлений.
Д|и (игнчпск1 развитие эмпатии с детьми, коммуникативные и н|,, мни i, и»| >с к и<- склонности, экстраверсия способствуют более ус-||....... и HI in i, -щи и учащихся на практике в детском саду, социаль-
ЦйИ ними i ми.ии п учебной группе, в училище.
' AI|H|II h П1ТИМИ.Н, эмоциональная зрелость и высокая совестли-..... i |,ч к.т IDT комплекс личностных особенностей, который
HsniH,, мим пчрослому, обучающему и воспитывающему детей.
|\н|,р< <11И1,и<,ппый анализ выявил межфункциональные связи в fit! шиит i in, ни психологической структуре личности студентов, в связи с показателями успешности профессионального обучения учащихся. Корреляционные плеяды строились следующим образом.
1. Блок показателей профессиональной направленности.
2. Блок, характеризующий личностные особенности студентов.
3. Блок показателей интеллекта.
4. Блок, который включил в себя пять критериев успешности студентов.
Смысл корреляционных связей, представленных на схеме, можно расшифровать так:
— успешность освоения теоретических знаний зависит от наличия у студентов интереса к изодеятельности и сценическому искусству. Это объясняется тем, что в учебном плане по подготовке воспитателей детского сада преобладают предметы, так или иначе связанные с изобразительной деятельностью: рисование, ручной труд, лепка, аппликация, конструирование, и с методиками их преподавания. Кроме того, на успеваемость влияют показатели развития эмпатии с детьми и уровень добросовестности учащихся;
— фактор успешности освоения практических знаний коррелирует с факторами С (сила «Я») и G (сила «сверх-Я»), с показателями развития эмпатии с детьми. Успешность освоения практических знаний, а именно, освоение навыков проведения в детском саду режимных моментов, занятий, прогулок, игр с детьми тем выше, чем более у студентов выражены интересы к сценическому искусству, чем лучше развито у них индуктивное мышление;
— существует значимая связь между показателями творческих способностей и уровнем развития способности к абстрагированию;
— показатель социальной адаптированности положительно коррелирует с двумя показателями: эмпатия с детьми и фактор G (сила — слабость «сверх-Я»), а также с наличием у студентов коммуникативных и организаторских склонностей;
— анализ связей показателя социальной зрелости обнаружил три статистически