Основные положения (принципы)

диалектического метода Гегеля:

1. Принцип всеобщности развития. Все, что существует изменяется, развивается. Причиной развития являются противоречия.

2. Отсюда в диалектическом методе особое значение приобретают два понятия:

- Противоречие – Гегель выдвигает положение о том, что все противоречиво и противоречие является источником развития.

- Отрицание. В отрицании выделяются три момента: снятие поверхностного, сохранение наиболее ценного, существенного, переход в иное. Принцип отрицания отрицания, который можно представить в форме триады: тезис – антитезис – синтез (снимающий недостатки тезиса и антитезиса). Разрешение противоречия тезиса и антитезиса происходит путем отрицания и того и другого.

3. В диалектическом методе большое значение придается принципу восхождения от абстрактного к конкретному. Это двойной метод, который предполагает сначала движение от чувственно конкретного к абстрактному, а затем движение к конкретному, т.е. насыщение абстрактной схемы конкретными деталями. То есть на первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений. Второй этап и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, то есть от абстрактного в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности - но уже в мышлении.

4. В диалектическом методе большое значение принадлежит принципу единства логического и исторического, где историческое – это реальный процесс развития, насыщенный случайностями, противоречиями, а логическое – его мысленное повторение, исключающее противоречия. Например, Гегель исследовал процесс интеллектуального развития индивида и его исторический аспект как развитие сознания всего человеческого рода. Он пришел к выводу, что они совпадают. Можно говорить о тождестве онтогенеза (формирования индивидуального сознания) и филогенеза (формирования сознания всего человечества). Их можно рассматривать как соотношение логического (сознание индивида, очищенное от случайного и противоположного развития) и исторического (полный противоречий и случайностей процесс развития сознания человеческого рода). Кроме того, совпадают индивидуальное познание и процесс познания всего человечества. Любое познание следует рассматривать исторически.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: