double arrow

III. Материалистическое направление в русской философии

Представителями данного направления, расцвет которого пришелся на 60-е годы XIX века, являются В.Г. Белинский (1811-1848), А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1884). Все они были последователями гегелевской философии и сторонниками теории русского крестьянского социализма.

В философии А.И. Герцена можно выделить два периода. Первый период продлился до 1848 г., когда А.И.Герцен занимался вопросами философии природы и проблемами методологии. В работах " Дилетантизм в науке» и " Письма об изучении природы " А.И.Герцен развивал гегелевскую диалектику применительно к природе. Как естествоиспытатель он считал, что идеалисты в своих натурфилософских построениях являются дилетантами, не знающими законы развития природу. По его мнению, природу следует исследовать с позиций материализма и диалектики. Согласно Герцену, диалектика представляет собой метод исследования самих законов природы. А философия, исследующая отношение материального и идеального (здесь напрашивается сравнение с Гегелем и Марксом), должна обобщать данные естественных наук.

Второй период философии А.И. Герцена – после 1848 г., т.е. после эмиграции за границу, где Герцен сталкивается с «ужасами» западной буржуазной революции. Он считает, что революция в России будет еще более кровавой. Герцен переживает духовный кризис и, пересматривая свои взгляды, становится сторонником русского крестьянского социализма. Он полагает, что русская крестьянская община это: во-первых, гарантия спасения от пауперизма (нищеты), являющегося причиной кровавых революций; а, во-вторых, община является гарантией прямого перехода к социализму.

В этот период Герцен обращается к проблемам философии истории. В работах "Письма старому товарищу" и "С того берега" он делает вывод, что история – это история живых людей. Поэтому в ней царят стихийные неуправляемые силы. А это значит, что история может быть рассмотрена по аналогии с природой.

Н.Г.Чернышевский выступал сначала как теоретик эстетики. В своей диссертации "Об эстетическом отношении искусства к действительности" он доказывал, что искусство отражает действительность, а не является результатом творчества людей, «запертых в башне из слоновой кости».

Следующая работа Н.Г.Чернышевского "Антропологический принцип в философии" создана под влиянием философии Л. Фейербаха. В центре философских размышлений Чернышевского – человек как природное существо. На основании этого антропологического принципа он строит гносеологию. По Чернышевскому, источником познания являются органы чувств человека, а основой чувственных образов (зрительных, слуховых и т.п.) является физиология человека. Следует заметить, что подобные выводы строились на базе работы И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».

Теоретические положения Н.Г.Чернышевского были подвергнуты критике Юркевичем. Юркевич подчеркнул, что в работе Н.Г.Чернышевского нигде не объясняется, как материальное может превратиться в идеальное, т.е. физиологические процессы – в чувственные образы. Следует заметить, что сложности материалистической философии были обусловлены неразвитостью физиологии и психологии XIX века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: