В начале XX века немецкий философ Н. Гартман предложил выделить следующие виды бытия: неорганическое, органическое, душевное, духовное. Каждый из этих уровней характеризовался своими свойствами, которые были не обязательны для других уровней. Например, душевный и духовный уровни не характеризуются пространственными отношениями. Временная же характеристика здесь присутствует.
Выделяются следующие виды (типы) бытия:
I. Объективная реальность или материальное бытие, т.е. то, что существует вне и не зависимо от нас. Здесь выделяются такие формы бытия, как:
- Бытие вещей и процессов, не созданных человеком, объективная реальность в своем первозданном виде (природа).
- Бытие вещей и процессов, созданных человеком (цивилизация).
II. Субъективная реальность или бытие идеального (духовного), т.е. то, что существует в зависимости от человека, от его сознания. Здесь выделяются такие формы бытия, как:
- Идеальное, духовное как содержание сознания человека (т.е. не объективированное, не опредмеченное): мысли, чувства, настроения и т.п.;
|
|
- Объективированное идеальное, т.е. духовное, воплощенное в книгах, картинах, музыке и т.п., также примером этой формы бытия является виртуальная реальность;
III. Социальная (общественная) реальность. Она представляет собой совокупность тех связей и отношений, которые возникают в жизни отдельного человека и общества в целом (политические, экономические, правовые).
IV. Бытие человека. Оно объединяет в себе одновременно три вышеперечисленные виды бытия. Человек является и природным и духовным существом, и субъектом и объектом общественных отношений.
III. Проблема субстанции.
Субстанция в переводе с латинского языка - сущность. Классическое определение субстанции дал Спиноза. Он определил ее как причину самой себя и всего остального, не имеющую причин вне себя.