double arrow
Система положительного всеединства В. Соловьева (1853-1900)

В философии Вл. Соловьева можно выделить два основных этапа. Первый - философский, когда происходило формирование базовых философских принципов его философии. Второй - социально-религиозный, когда Вл. Соловьев разрабатывал идею всемирной теократии как объединение под религиозным началом всех государств и всех христианских конфессий.

На становление и развитие философии Вл. Соловьева повлияли: философия Платона, патристика, восточная мистика, философия Канта, Гегеля, Шопенгауэра, славянофилов и др. Подобным многообразием источников его философии можно объяснить его стремление все объединить.

Еще в своей докторской диссертации Вл. Соловьев выступил с критикой позитивизма и западного рационализма. Позитивизму и рационализму он противопоставил цельное знание (объединяющее науку, философию, религию и мистику). Поэтому строить свою систему всеединства Вл. Соловьев начал с гносеологии (теории познания). Он полагает, что познание Абсолюта и мира антиномично, т.е. противоречиво; но противоречия может преодолеть вера. Таким образом, познание истины может основываться только на цельном знании, т.е. знании, которое объединяет в себе веру и разум.

Теория познания Вл. Соловьева онтологична, поскольку она апеллирует к Абсолюту. В своей онтологии Вл. Соловьев стремится к обоснованию божественного Всеединства. Можно выделить два базовых принципа: сущее - бытие (положительное ничто), сверхсущее (Бог). Бытие предполагает возникновение действительности и содержит в себе первоматерию (так философ объясняет порождение сущего и его предпосылки). От бытия идет переход к сущности. Именно из сущности Соловьев выводит возможность осуществления идеи, которая была заложена в сущем. Это – мировая душа. Мировую душу философ понимает, во-первых, как Логос – порождающее начало; и, во-вторых, как Софию, Божественную мудрость, порождаемое начало. В Софии как божественной премудрости заложены условия добра, красоты, истины и возможности возникновения человека и человечества. Основные онтологические триады в философии Вл. Соловьева:




Весь процесс возникновения мира (творческая эволюция) идет от Абсолюта через мировую душу к действительности и затем к Богочеловечеству как к цели (не под чьим руководством).

Вл. Соловьев полагает, что добро содержится в самой сущности мира, т.е. оно изначально присуще миру и воплощено в Боге-сыне (Богочеловеке), которыйявляется предпосылкой возникновения человечества. Человеческая история – это процесс восхождения от человека природного к человеку духовному, т.е. богочеловеку. Богочеловечество, по Соловьеву, представляетцель всей мировой истории.



Философия истории Соловьева – это обоснование всемирной теократии. Целью человечества является создание всемирной теократии как объединения всех государств Запада и Востока, которые уже исчерпали свой потенциал развития, поэтому им нужен «руководитель» (по Соловьеву – это Россия). Во главе всемирной теократии – всемирный монарх, его прообразом являются, по Соловьеву, русские цари. Этот монарх должен подчиняться первосвященнику, который воплощает единство трех христианских конфессий: католицизма, протестантизма и православия, где ведущая роль принадлежит православию.






Сейчас читают про: