Можно выделить следующие элементы сознания:
1. Перцепция (восприятие) и мышление связаны с восприятием и переработкой информации; эти способности реализуют познавательную функцию сознания. С помощью перцепции и мышления человек понимает и перерабатывает информацию. В основе перцепции лежит принцип уподобления ее результатов источнику (специфика зрительных образов), особенность мышления (как абстрактного, так и образного) заключается в использовании языковых средств и речи. Язык (вербальный и невербальный) представляет собой единую сложившуюся в культуре систему знаков, при помощи которой человек способен накапливать и передавать информацию и обмениваться ею. Речь – это способность использования языка в письменной и устной форме.
Сознание выступает как способ идеального представления действительности в голове человека, производимого в конкретных знаково-логических формах, выраженных в языке.
2. Эмоции как внутренняя реакция организма на внешнее воздействие отвечают за оценку и выбор информации. Эмоции представляют собой определенное состояние внутреннего мира человека, в котором выражается его отношение к миру и самому себе.
|
|
Они возникают на уровне высших животных в связи с функцией выживания, с возникновением жизненных потребностей. У человека над витальными эмоциями надстраивается блок высших эмоций /социальные, эстетические, этические и т.д./. Эмоции могут быть осознанными и неосознанными, они отличаются по степени выраженности.
3. Воля выполняет регулятивную функцию человеческой деятельности и служит для преодоления препятствий, сложностей на пути к достижению поставленной цели, управляет нашим поведением. От этого элемента зависит целеустремленность, решительность и самоконтроль человека.
4. Память (мнемонистический компонент) отвечает за способность человека фиксировать и воспроизводить свой и чужой опыт.
5. Самосознание – важнейший элемент сознания, который отвечает за оценку человеком самого себя как субъекта деятельности, т.е. чувствующего, действующего и мыслящего субъекта. С его реализацией происходит самоидентификация человека. В самосознании можно выделить три аспекта:
– чувство собственного существования;
– чувство присутствия в данном месте в данное время;
– понимание различия себя и остального мира;
Психиатры при отсутствии одного из трех указанных моментов фиксируют распад личности.
Уровни сознания (могут быть выделены на основе идей Фрейда). Фрейд выделял в структуре психики личности такие уровни, как:
1. Сверхсознание (Сверх-Я) – это совокупность культурных, моральных и религиозных норм, запретов и т.п.
|
|
2. Сознание (Я) – это наше чувство себя и реальности.
3. Подсознание (Оно)- это бессознательное, которое никогда не может быть осознано. По Фрейду, «Оно» состоит из двух бессознательных влечений – Эроса (сексуального влечения) и Танатоса (влечения к смерти, агрессии).
Фрейдом была выявлена огромная роль бессознательных процессов в человеческих поступках. Он полагал, что грань между сознанием и подсознанием слабо видна.
Выделяют три уровня сознания: подсознание (бессознательное), сознание, сверхсознание. С точки зрения современной психологии, бессознательное трактуется как «установка» (школа Узнадзе), которая может быть осознана.
Сознание может быть классифицировано по специфике носителей сознания:
- индивидуальное сознание
- коллективное (общественное) сознание.
На основании вышесказанного моно выявить следующие функции сознания:
1. Познавательная функция – функция, отвечающая за восприятие и переработку информации.
2. Ориентационная функция – функция, отвечающая за контроль поведения и деятельности.
3. Целеполагающая функция – функция, отвечающая за реализацию наших целей (наше сознание управляет нашей деятельностью и поэтому «преобразует, творит» мир).
4. Экзистенциальная функция – сознание и самосознание поддерживает в нас истинно человеческое существование, нашу человеческую сущность.
5. Основная функциональная обязанность сознания - отражение реальности.