double arrow

Происхождение сознания. В материалистической философии, чтобы объяснить происхождение сознание как естественный процесс, без вмешательства сверхъестественных сил


В материалистической философии, чтобы объяснить происхождение сознание как естественный процесс, без вмешательства сверхъестественных сил, используют понятие «отражение». Отражение понимается как процесс взаимодействия двух материальных систем, при котором одна из них воспроизводит особенности другой. Сознание рассматривается как высшая форма отражения действительности.

Признается, что отражение является неотъемлемым свойством материи и проходит те же этапы эволюции, что и материальный мир в целом. На этом основании можно говорить о следующих формах отражения:

1. Отражение в неживой природе – в неорганическом мире. Для этого уровня отражения характерны пассивность, неизбирательность и запаздывающий характер (сначала действие, потом реакция на него);

2. Отражение в живой природе. В органическом мире.

На уровне живой природы существует три основных формы отражения:

раздражимость – свойственна растениям и простейшим животным (амебы, инфузории-туфельки и т.п.);

чувствительность – связана с наличием нервной системы и ощущения; свойственна низшим животным;

психика - свойственна высшим животным; связана с наличием не только нервной системы, но и головного мозга, а также наличием образов как результатов контактов органов чувств с внешним миром.




В целом для всех форм отражения на уровне живого характерны следующие свойства отражения:

активность

избирательность (избирательный характер реагирования)

опережающий характер отражения (наличие условных; и безусловных рефлексов).

3. Отражение в обществе.В обществе возникает сознание, которое является высшей формой отражения действительности.

Отличие человеческого сознания от психики животных:

– наличие абстрактного мышления и языка (2-й сигнальной системы);

способность мысленно конструировать реальность;

способность делать прогнозы;

– способность выделять себя из окружающего мира как субъекта деятельности от объекта деятельности (наличие самосознания);

Понимание сущности сознания предполагает и попытку ответа на вопрос: как возникло сознание? Чтобы ответить на него необходимо выяснить, что еще кроме сознания отличает человека от других живых существ? Человек принципиально иначе относится к окружающей его среде. Если все живые существа приспосабливаются к среде, то человек приспосабливает среду к собственным потребностям. Основной формой этого приспособления становится целенаправленная деятельность.


Проблемы познания в философии.

Структура процесса познания.

Сущность и аргументации агностицизма.

Проблема истины в философии

Закономерности процесса познания исследуются в таком разделе философии, как гносеология (в западной философии – эпистемология).



Философию интересуют следующие проблемы познания:

1. Познаваем ли мир?

2. Что является источником познания?

3. Что такое истина и как проверить, обладаем ли мы истинным знанием?

I. В решении проблемы познаваемости мира можно выделить такие направления, как:

1.Скептицизм – скептики не дают окончательного ответа, можем ли мы познать мир; они только высказывают сомнения в наших познавательных способностях – в органах чувств и в разуме.

2. Агностицизм – направление, представители которого в первоначальном виде отрицали возможность познания мира. В XVIII в. Кант развил положения агностицизма и заявил, что мы знаем только явления, а знание сущности вещей («вещи в себе») нам недоступно. Современные агностики абсолютизируют относительность и субъективность наших знаний и утверждают, что мы никогда не сможем достичь целостного истинного знания. Также современные агностики указывают на зависимость нашего знания от социокультурных условий, призывая отказаться от понятия истины.

3. Так называемый «гносеологический оптимизм». Его представители утверждают, что, несмотря на сложность и противоречивость процесса познания, мы способны достичь объективной истины.



II. В решении проблемы источника истинного знания выделяют следующие направления:

1. Сенсуализм. Его представители утверждают, что источником истинного знания являются данные органов чувств (Юм, Беркли).

2. Эмпиризм – в этом направлении источником истинного знания считается опыт, который трактуется как данные органов чувств, проверенные приборами и инструментами (Бэкон, Локк, Гоббс).

3. Рационализм – рационалисты признают источником истинного знания разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Первым попытался снять противоречия между сенсуализмом, эмпиризмом и рационализмом И. Кант. В настоящее время признается взаимосвязь и взаимообусловленность чувственной и рационалистической ступеней познания.







Сейчас читают про: