double arrow

К методам эмпирического уровня научного познания относят такие методы, как наблюдение, описание, измерение, сравнение и эксперимент

Наблюдение представляет собой целенаправленное организованное восприятие исследуемого объекта в заранее заданных контролируемых условиях.Наблюдение всегда обусловлено задачей исследования, его результаты обобщаются при помощи органов чувств и приборов. Недостатком наблюдения является пассивность данного метода: наблюдая, мы не можем вмешиваться в процесс исследования.

Описание представляет собой фиксацию результатов наблюдения при помощи специального языка, используемого в данной науке.

Измерение – выявление количественных параметров наблюдаемых объектов, путем определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством.

Сравнение – это метод, представляющий собой сопоставление, соизмерение количественных параметров различных объектов измерения.

Эксперимент – активный метод – предполагает активное вмешательство в объект в условиях заранее заданных и контролируемых.Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Это плюс. Бывает и виртуальный эксперимент (ЭВМ).

Типы эксперимента:

– поисковый, проверочный, воспроизводящий, прогнозируемый;

- качественный, количественный;

Стадии эксперимента: планирование, выбор технических средств, проведение, интерпретация результатов.




Основные виды эксперимента:

- Физический или реальный или предметный

- Мысленный

6. Моделирование – этот метод используется и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания. Он предполагает использование в исследовании моделей, заменяющих объект, который либо по причине слишком малой либо слишком большой величины (или по другим причинам) не может быть исследован непосредственно. С конца XIX-начала XX века в науке особое место занимает знаковое (математическое) моделирование.

Методы теоретического уровня познания

Цель исследования на данном уровне: построить целостную теорию.

Методы:

1. Абстрагирование – этот метод предполагает выделение существенного при отвлечении от несущественного, от поверхностного. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией.



2. Идеализация – вид абстрагирования, при котором мы мысленно создаем идеализированный объект как совокупность существенных свойств объекта (но этот объект не имеет прямого аналога в реальности). Например, «идеальный газ», «абсолютно черное тело», «точка» и т.п.

3. Формализация – создание систем и формул, описывающих исследуемый объект.

4. Математическое моделирование.

5. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Это двойной метод, который предполагает сначала движение от чувственно конкретного к абстрактному, а затем движение к конкретному, т.е. насыщение абстрактной схемы конкретными деталями (чертами). Из методов теоретического исследования рассмотрим метод восхождения от абстрактного к конкретному. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется» превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений. Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, то есть от абстрактного в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности, - но уже в мышлении.

6. Метод единства логического и исторического. Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.

7. Гипотетико-дедуктивный метод: это метод построения теории, где сначала выдвигается гипотеза, а из нее дедуктивным путем – основные положения теории.

8. Аксиоматико-дедуктивный метод: это метод построения теории, где из аксиомы дедуктивным путем выводятся основные положения теории.

9. Дедукция (умозаключение от общего к частному) и индукция (умозаключение от частного к общему).

10. Анализ (мысленное разъединение объекта на составные части) и синтез (мысленное соединение объекта в единое целое, выводы).


Культура как предмет философского анализа.

Функции культуры.

Понятие «культура» происходит от латинского слова «colere», что переводится как «возделывание», «обработка». Этим понятием в Древнем Риме обозначали земли, которые испытали на себе воздействие человеческой деятельности. Уже в этом определении можно вывить два аспекта современного понимания культуры: 1. культура – это то, что связано с деятельностью человека; 2. Культура – это то, что противоположно природе. Не случайно о культуре часто говорят как о «второй природе».

В I в. до н.э. Цицерон распространил понятие культуры на понимание человека; он понимал человека культурного как человека воспитанного, т.е. «обработанного». В качестве культуры ума он трактовал философию.

В XVII в. немецкий историк Пуффендорф дал определение культуры, ставшее классическим: культура - это все то, что создано человечеством.

В XVIII в., когда возникла философия (теория) культуры, сформировались две важнейшие концепции культуры:

1. «Антропологическая» концепция Канта. И. Кант понимал культуру как человеческую духовность, как все то, что формирует духовную сущность человека. Это мораль, религия, искусство и т.п.

2. «Технологическая» концепция «ученика Канта» Гердера. В ней культура понималась как результат деятельности человека, прежде всего, как техника и технология.

В конце XIX – начале XX вв. Освальд Шпенглер назвал культуру в трактовке Канта культурой, а культуру в трактовке Гердера - цивилизацией. Он противопоставил их (противопоставив тем самым духовную и материальную культуру), сделав вывод: чем больше цивилизации, тем меньше культуры. Так сформировалась цивилизационная концепция культуры и в теории культуры была поставлена проблема соотношения культуры и цивилизации.

Идеи Шпенглера и влияние позитивизма (философия должна быть только наукой, а не мировоззрением) привели к тому, что теория культуры длительное время находилась в кризисе. Этот кризис стал преодолеваться в рамках целостного антропологического подхода в культуре, где в культуре было выделено, прежде всего, ее ценностное начало. Представителями аксиологической концепции культуры являются: Клод Леви-Стросс, Богдан Малиновский.

В настоящее время существует два основных взаимодополняющих определения культуры:

1. Культура – это все то, что создано человечеством и передается от поколения к поколению (и сама человеческая деятельность и ее результаты).

2. Культура – это совокупность (система) ценностей: материальных, духовных, художественных, передаваемая по традиции от поколения к поколению.

В структуре культуры можно выделить формы культуры как сферы человеческой деятельности – наука, искусство, религия, политика, право, экономика.

В структуре культуры можно выделить элементы культуры (классификация по потребностям и ценностям):

- Материальная культурасистема материальных ценностей. Она включает в себя:

- Физическую культуру, гигиену, декоративную косметика и т.п. – все то, что формирует внешний облик и тело человека.

- Предметы быта, техника и технология.

- Материальные отношения между людьми, оформленные в социальных институтах (например, в религии социальным институтом выступает церковь; в политике - государство).

- Формы повседневности (еда, одежда).

- Духовная культура – система духовных ценностей. Она включает в себя:

- Систему знаний, которая накапливается человечеством и передается от поколения к поколению.

- Ценности, нормы и правила, регулирующие человеческое поведение.

- Межличностные отношения.

- Художественную культуру, в основе выделения которой лежат эстетические потребности человека. Находится на стыке материальной и духовной культуры. Она включает в себя:

- Искусство

- Музыку

- Литературу

В теории культуры принято выделять следующие функции культуры (характеризующие роль культуры в обществе):

1. Познавательная функция – культура является способом освоения и, соответственно, познания человеком мира.

2. Информационная функция или функция «социальной памяти». Культура человечества как память человека хранит традиции, ценности и знания.

3. Ценностно-ориентационная функция. В каждой культуре существуют доминирующие ценности, регулирующие поведение человека; (например, в средневековье доминировал аскетизм).

4. Коммуникативная функция. Культуру можно рассмотреть как систему знаков, как систему языков, способствующую общению.

5. Экзистенциальная функция. Только в культуре человек становится человеком, культура поддерживает человеческое в человеке, культура – то, что создается человеком и создает человека.

Когда мы говорим о динамике культуры, то мы выделяет внешние и внутренние факторы ее динамики. К внешним факторам динамики культуры является влияние общества. К внутренним факторам динамики культуры относится диалектика традиций и новаций.

Традиции – это способ фиксации и трансляции ценностей от поколения к поколению. Новация – это создание новых ценностей в результате творческой деятельности человека. Любая культура является диалектическим единством традиций и новаций.


По соотношению традиций и новаций выделяют следующие типы культуры:

1. Закрытый тип культуры – в нем преобладают традиции, поэтому его называют еще традиционным типом культуры и отождествляют с Востоком.

2. Открытый тип культуры – в нем преобладают новации, поэтому его называют еще новационным типом культуры и отождествляют с Западом. Этот тип культуры постепенно формируется начиная с VIII в. до н.э. в античноq Греции, коренной поворот в развитии этого типа культуры начинается с эпохи Ренессанса, когда оформляются такие культурные ценности, как рационализм, активность в том числе и деловая активность, индивидуализм.


Проблема человека как центральная в философии

Философская антропология – раздел философии, в котором исследуется человек. К основным проблемам философской антропологии относятся:

1. Проблема сущности человека: что такое человек, что человека делает человеком.

2. Проблема происхождения человека (антропосоциогенез).

3. Проблема соотношения в человеке биологического (природного), духовного и социального; современная формулировка – соотношение природного, социально-культурного и духовного.

4. Проблема смысла жизни человека, его предназначения в этом мире.






Сейчас читают про: