double arrow

Законы диалектики. Принципы диалектики конкретизируются в законы


Принципы диалектики конкретизируются в законы. Закон– это устойчивая, повторяющаяся, объективная и необходимая связь явлений и процессов.

1. Закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития (противоречия) и на его движущие силы (борьба противоположностей).

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывает на то, как происходит развитие: от одного качества (как внутренней определенности предмета) путем непрерывных количественных изменений (где количество – это внешняя определенность предмета) через скачок как перерыв постепенности, к новому качеству. Единство качества и количества представляет собой меру, поэтому процесс развития рассматривается как переход от одной меры к другой («узловая линия мер»).

3. Закон отрицания отрицания (закон двойного отрицания) указывает на направленность развития: прогресс - от старого к новому или регресс - возврат к старому. Первое отрицание понимается как «снятие», т.е. снятие поверхностного, несущественного, при сохранении существенного. Второе отрицание – возврат к «якобы старому», но на основе того, что было достигнуто на предыдущем этапе. Гегель рассматривал отрицание отрицания как триаду: тезис – антитезис – синтез.




Категории диалектики конкретизируют принципы и законы диалектики:

1. Категории – это философские понятия, которые имеют большое содержание и объем, универсальны, т.е. охватывают большое количество процессов и явлений мира. Попытки систематизации категорий: Аристотель – выделил 10 категорий (единичное, общее, возможность, действительность, материя (содержание), форма и др.); Кант: категории – доопытные, пустые формы мышления, которые присущи рассудку и благодаря которым происходит упорядочивание явлений (данных опыта). Современная диалектика предполагает, что категории отражают всеобщие, универсальные связи и процессы окружающего мира и практической деятельности человека.

2. Категории представляют собой некую совокупность знаний об отражаемых процессах и предметах, и всегда выявляют проблему.

3. Категории исторически изменчивы. В процессе исторического развития изменяется практическая деятельность человека, изменяются знания, соответственно, возникает новое содержание категорий.

4. Категории обычно объединены в триаду: тезис – антитезис – синтез; например, единичное – всеобщее – особенное или диаду: например, необходимость – случайность.

Виды категорий.

- Единичное, особенное, всеобщее (например, единичное – человек, всеобщее – национальный характер).

Пример: единичное-всеобщее-особенное: мы воспринимаем объект как единичное, но мыслим его как общее, а потом возникает знание об особенном, как единстве всеобщего и единичного.



- Содержание и форма.

- Причина и следствие.

- Необходимость и случайность.

- Возможность – действительность.

- Сущность и явление.

- Система – элемент – структура. На основе этих категорий формируется системный подход.

В современной науке и философии особое место занимает системный подход, сформировавшийся в XIX в. Его основанием был принцип целостности, известный в античности и гласящий, что целое несводимо к сумме своих частей (человек и человеческие органы).

Система как целостность, понимается как совокупность определенным образом связанных между собой элементов. Элемент – это неотъемлемая часть системы. Способ связей элементов – это структура.

Системный подход предполагает, что ни один элемент не может быть понят вне системы, в которую он входит, а система может быть понята, исследована только в совокупности своих элементов и своей структуры.

Согласно системному подходу, понять закономерности динамики функционирования системы мы можем, рассматривая ее как более сложный элемент другой системы или систем, с которыми она взаимодействует: например, человек – общество – природа.



Системный подход является составной частью, одним из элементов диалектики как метода. Диалектический метод предполагает исследование любого объекта всесторонне с учетом его многообразных связей, во взаимодействии с другими объектами, а также предполагает исследование объекта в изменении, в развитии.


Проблема сознания в философии

В философии можно выделить следующие аспекты проблемы сознания:

1. Сущность сознания (что такое сознание?) - является ли сознание особой реальностью существующей вне и независимо от мозга (субстрата) или сознание свойство (функция) определенным образом организованной материальной системы?

2. Каковы функции сознания (очень важно выявить функции сознания, поскольку через них реализуется сущность сознания);

3. Каково происхождение сознания?- Предпосылки его возникновения, основные факторы, влияющие на формирование сознания?

4. Какова структура сознания, – какие элементы составляют его?

Предварительно можно дать следующие определения сознания. Сознание– это свойство общественного человека воспринимать и перерабатывать информацию и управлять на основе этой информации своим поведением, оценивая свое поведение, выявляя его положительные и отрицательные моменты. Сознание направленно как на внешний мир, так и на самого человека. Сознание - система чувственных, мыслительных, эмоционально-волевых структур, каждая из которых хотя и работает на целое, но выполняет свою специфическую функцию.







Сейчас читают про: