Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. Понятие общества




Общество – это и совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей и система жизнедеятельности людей.

Общество – это совокупность людей, связанных между собой экономическими, социальными, политическими и духовными отношениями.

Специфика социального познания

Социальное познание – это вид научного познания, объектом исследования которого является общество.

О специфике социального и гуманитарного познания заговорили во второй половине XIX в. неокантианцы Г. Риккерт и В. Виндельбанд. Они разделили все науки на два вида: 1. Науки о природе (естествознание). В природе мы исследуем законы, следовательно, по мнению неокантианцев, эти науки являются объясняющими. 2. Науки о духе (социальные и гуманитарные). Эти науки не имеют дела с законами, поэтому, по мнению неокантианцев, эти науки являются понимающими.

Подобная классификация наук привела к появлению двух основных методологических моделей обществаномотетической и идеографической.

Номотетическая методологическая модель общества стала формироваться с эпохи ренессанса; самое яркое воплощение она нашла в немецкой классической философии и марксизме. Она предполагает, что обществу и истории присущи всеобщие законы. Задача историка (и философа) - обнаружить эти законы и на их основе объяснить развитие общества и истории.

Идеографическая методологическая модель общества. В рамках данной модели отрицается наличие законов в обществе и истории. Утверждает, что следует только описывать, а не объяснять общественно исторические процессы. Важнейшим фактором описания должен стать метод понимания. (Риккерт 1863-1936, Виндельбанд 1848-1915). В конце XIX – начале XX вв. Вильгельм Дильтей дал определение понимания как отношения к ценности: понять, значит выявить смысл, основную ценность.

Выделим основные моменты в понимании специфики социального познания:

1. Специфика социального познания определяется спецификой объекта познания. Объектом познания является общество, что предполагает наличие в познании определенного момента субъективизма, проявляющегося в ценностных установках исследователя.

2. Говоря о ценностной детерминации (обусловленности) социального познания, мы должны помнить, что ценности присущи и всему научному познанию в целом. Однако естественнонаучному познанию свойственны ценности определенного вида, т.е. те ценности, которые контролируют организацию научного знания, - идеалы и нормы научного исследования. А социальному познанию присущи иные - мировоззренческие ценности, определенные позицией ученого. Отсюда в социальном познании возникают идеологические пристрастия, мифы и утопии.




3. Говоря об объяснении и понимании, следует подчеркнуть, что в настоящее время они не противопоставляется, а рассматриваются как два взаимосвязанные аспекты процесса познания. В настоящее время нет четкого деления наук на объясняющие или понимающие, так как в естественнонаучном познании также присутствует понимание как трактовка природы на основе естественнонаучной картины мира. Тем не менее, принято говорить, что в социогуманитарном познании доминирует понимание как отнесение к смыслу, а в естественнонаучном познании доминирует объяснение как сведение к закону.

Специфика социального познания также определяется спецификой общественных (исторических) законов. Законы природы стихийны, в природе нет осознанных процессов. А общество, в отличие от природы эмоционально и рационально, поскольку в нем действуют люди, наделенные разумом и волей. Законы истории (общественные законы) проявляются через сознательную деятельность людей, и сознательная деятельность людей оказывает на них влияние. Эти законы не действуют жестко и однозначно, а проявляются как тенденции. Действие законов в истории зависит от конкретных исторических масштабов (сравним, генезис капитализма в XVI и XVII веках в анализе М. Вебера и К.Маркса).

В понимании исторических законов можно выделить три подхода: 1. фатализм - абсолютизация жесткости и однозначности действия исторических законов и отрицание влияния человеческой деятельности на исторический процесс; 2. волюнтаризм – абсолютизация роли волевой, сознательной деятельности человека в истории; 3. понимание исторических законов как законов, проявляющихся через сознательную деятельность людей.



II. Теоретические модели общества. Основные подходы к философскому анализу общества.

Построение данных моделей зависит от ответов мыслителей на следующие вопросы:

– что есть общество и история? Попытка ответить на вопрос, в чем сущность общества;

– есть у общества и истории законы, и каковы они;

– в чем смысл истории;

– присущ ли обществу прогресс;

– что считать критериями прогресса.

В понимании общества в истории философии сложились следующие подходы (виды теоретических моделей).

1. Теологический подход. Согласно представителям данного подхода сущность общества и его историческое движение предопределены Богом. Поэтому в понимании общества в рамках данного подхода доминируют провиденциализм (вера в предопределенность любого исторического события волей Бога) и эсхатологизм.

Например, представитель данного подхода Августин Блаженный рассматривал историю как движение от града земного - эгоистического общества (каждый любит себя, преследует корыстные цели, в обществе разлад, злоба) к граду небесному – обществу с высоко моральными людьми (любят Бога, стремятся к спасению души). Основной фактор движения истории – борьба добра и зла, где ведущую роль играет человек, который обладая свободной волей, выбирает либо добро, либо зло.

Например, представитель данного подхода Владимир Соловьев рассматривал историю как движение от человека природного к богочеловеку (идеал последнего он видел в Иисусе Христе).

2. Натуралистический подход. Представители данного подхода утверждают, что важнейшим фактором, определяющим развитие общества, является природа. Между природой и обществом нет качественных различий, поскольку в обществе действуют законы природы.

В рамках данного подхода сформировались следующие концепции:

Географический детерминизм – его сторонники признают, что климат и географические факторы определяют специфику социального и политического развития общества. Эти идеи зародились еще в античности: они были сформулированы Гиппократом, их можно найти у Платона и Аристотеля. Самую известную формулировку географического детерминизма дал в XVIII веке Шарль Монтескье: на юге жарко, люди там ленивы, экономика не развивается, в политической сфере господствует «восточный деспотизм»; на севере холодно, люди вынуждены активно действовать, чтобы добыть себе пропитание, поэтому экономика там весьма развита и существуют политические свободы. Также примерами географического детерминизма являются концепции И.И. Мечникова (влияние водного ресурса на специфику цивилизации – цивилизации речные, морские, океанические) и Л.Н. Гумилева.

Демографический детерминизм. Данная концепция характеризуется абсолютизацией демографического фактора в развитии общества. Например, согласно Мальтусу или представителям неомальтузианства, рост народонаселения влияет на общественное развитие. И поскольку он происходит в геометрической прогрессии, а рост продовольствия – только в арифметической, постольку войны оправданы и необходимы.

Современная социобиология характеризует основные идеи натурализма. Например, социобиолог Эдвард Уилсон, отрицает качественную специфику общества, говоря о том, что нравственность, религия, техника – это продолжение животных инстинктов, поэтому человек – высокоразвитое животное, а общество - популяция животных.

3. Культурно-исторический подход. Представители: Н.Я. Данилевский, П. Сорокин, Освальд Шпенглер, А. Тойнби. На основе отрицания единства мировой истории эти мыслители понимали общество как подобие биологического организма, не связанное с другими такими же организмами. Они называли его «культура» или «цивилизация». Согласно представителям данного подхода, каждая культура рождается, расцветает и умирает. Сущность каждой «культуры» или «цивилизации» определяется духовной культурой (прежде всего, религиозными ценностями).

4. Социально-экономический подход (представлен в философии марксизма). Согласно представителям данного подхода в основе развития общества – материальное производство. Материальные условия жизни людей (общественное бытие) определяют политическую и духовную жизнь (общественное сознание).

5.Социально-технологический подход.Представители: Раймонд Арон, Уильям Ростоу, Дэвид Белл, Фурастье, Дж. Гэлбрейт. Согласно представителям данного подхода, основным фактором развития общества является техника, а главной движущей силой общественного развития являются те, кто владеет технологией (менеджеры - управленцы). Данная позиция наиболее ярко представлена в концепции технологического детерминизма.

Вывод: Ни в одном из подходов не представлено целостной полноценной модели общества. В каждом из подходов выделяется нечто существенное в общественном развитии: и природа, и экономика, и духовная культура влияют на развитие общества. Попытка их соединения может быть осуществлена в рамках системного подхода к обществу.


Общество как система.

Его составляющие и их взаимодействие.





Дата добавления: 2015-03-27; просмотров: 933; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8683 - | 7443 - или читать все...

Читайте также:

 

35.171.146.16 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.