Формы организации общественного производства:
- натуральное – форма производства, при которой продукт предназначен для непосредственного потребления внутри производственной единицы;
- товарное – организация общественного производства, при которой товары производятся специализированными обособленными производителями и поступают в потребление путем обмена на рынке;
- рыночное – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.
Объективная необходимость рынка обусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются следующие:
- общественное разделение труда и специализация;
- экономическая обособленность производителей, полностью независи-мых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию).
|
|
- разрешение проблемы трансакционных издержек
- самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, сво-бодный обмен ресурсов.
Рынок — это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он.
Товарное обращение — более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т—Д—Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.
Торговля — это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладельцев – продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляют суть торговой деятельности.
Товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи.
Свойства товара:
- потребительская стоимость – способность товара удовлетворять определенные потребности людей;
- меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях.
Для определения стоимости товара используются два подхода:
- классический (трудовой стоимости);
- маржинальный (предельной полезности).
Деньги – товар особого рода, который благодаря специфическим свойствам обладает способностью обмениваться на любой другой товар и в этом качестве служит всеобщим эквивалентом.
Функции денег: средство обращения, средство платежа, мера стоимости, средство накопления, мировые деньги.
Рынок – есть механизм взаимодействия продавцов и покупателей, каждый из которых свободен в принятии решений.
|
|
Условия возникновения рынка:
- общественное разделение труда;
- экономическая обособленность товаропроизводителей;
- свобода предпринимательства.
Функции рынка: информационная, посредническая, пенообразующая, стимулирующая, регулирующая, оздоровительная.
Преимущества рынка: способствует более эффективному использованию ресурсов, нацеленность на потребности потребителей, гибко реагировать на изменяющиеся условия, оптимальное использование достижений НТП, свободы выбора.
Недостатки рынка (сглаживаются государством): не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; отрицательное влияние на экологию; не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования, не развивает фундаментальную науку, не гарантирует права на труд, отдых и доходы, вызывает имущественное расслоение населения, подвержен нестабильному развитию.