Изучение конкурентов осуществляется с целью:
увеличения или сохранения реализованной ниши производителя;
ослабления конкурентной борьбы в зоне спорных участков реализованных ниш.
Конкурентов изучают, как правило, в такой последовательности:
выявление конкурентов; классификация конкурентов;
анализ показателей деятельности конкурентов.
Основными источниками информации о конкурентах могут быть: печатные издания, выставки, реклама, потребители, посредники, компьютерные базы данных и ресурсы глобальных компьютерных сетей, специальные маркетинговые исследования.
Источники информации о конкурентах для разных видов товара имеют разную значимость и надежность, поэтому часто всю совокупность источников ранжируют по каким-либо критериям.
Выявленные фирмы-конкуренты классифицируются, как правило, на основе одного из двух нижеприведенных подходов.
Классификация по товарному принципу имеет целью сгруппировать конкурирующие фирмы в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяет их товар. При этом выделяются следующие основные группы конкурентов:
|
|
предметные конкуренты, т.е. фирмы, производящие и реализующие абсолютно аналогичный товар;
видовые конкуренты, т.е. фирмы, предлагающие аналогичный по функциям товар, направленный на удовлетворение тех же потребностей, но отличный по характеристикам (мощность у автомобиля);
товарно-родовые конкуренты, т.е. фирмы, выпускающие товары-заменители, удовлетворяющие одинаковые потребности.
Классификация конкурентов по типу используемой ими стратегии конкурентной борьбы строится на основе индивидуальности каждого производителя и использования им только ему присущих комбинаций стратегических идей.