Методы конкурентной борьбы

Ценовая конкуренция - конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта.

Различают:

- прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены;

- скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Ценовая (демпинговая) война — экономический термин, который описывает серию последовательных снижений цен на товары или услуги, вызванных острой рыночной конкуренцией. В краткосрочной перспективе от ценовых войн выигрывают потребители, которые приобретают привычный товар или услугу по более низкой цене. Часто ценовые войны вредят компаниям-участникам, так как вызывают снижение маржинальной прибыли, что может поставить вопрос об уходе компании с рынка. В случае ухода конкурента с рынка, монопольный поставщик снова может "задрать" цену, причём даже выше тех, что были до начала ценовой войны, что негативно отражается на клиентах, которые уже лишены возможности уйти к оставившему рынок конкуренту.

В среднесрочной и долгосрочной перспективах, ценовая война может привести к доминированию на рынке крупных компаний-лидеров. Как правило, небольшие игроки, которые работают на более высокой марже за счет более низких издержек (чем у лидеров)


и которые не могут получить выгоды экономии на масштабах, перестают быть конкурентоспособными и вынуждены уйти с рынка. В этом случае выигрывают крупные игроки (например, дискаунтеры), а проигрывают мелкие игроки и их акционеры. В долгосрочной перспективе, часто проигрывают потребители, так как количество компаний на рынке сокращается, цены снова растут, иногда выше уровня, чем был до ценовой войны.

Ценовая дискриминация

Ценовая дисриминаця [price discrimination] — обычная при несовершенной конкуренции практика назначения разных цен для разных потребителей на основе различий в эластичности спроса. Существуют разные виды ценовой дискриминации:

по доходам покупателей. Максимальная цена, которую может заплатить покупатель за каждое приобретаемое изделие, резервированная цена (reservation price); практика назначения для каждого покупателя резервированной цены называется идеальной диверсификацией цен (perfect first-degree price discriminaftion);

в зависимости от объема потребления: напр., неодинаковые тарифы за электроэнергию для крупных и мелких потребителей.

по категориям товаров: напр., авиабилеты туристского и первого классов;

разного рода скидки для тех или иных категорий покупателей (напр., распространенная на Западе традиция скидок при продаже книг для преподавателей).

Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.

Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.

К числу неценовых методов конкуренции относятся все маркетинговые методы управления фирмой.

От неценовой конкуренции следует отличать скрытую ценовую конкуренцию, которой фирма вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса


обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, СТИС, ПР, мер- чендайзинг, обслуживание клиентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: