От идеи к реализации

Уважаемые коллеги!

Мы уже не первый год живем в ожидании стандартов нового поколения. В контексте прав человека образовательный стандарт является документом, который создает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам обучающегося, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью.

По нормативным документам обновление стандартов должно происходить один раз в пять лет. В настоящее время система СПО работает по стандартам 2002 года, которые мы с вами привыкли называть стандарты второго поколения. Новые образовательные стандарты - Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) разрабатываются для всех ступеней образования: школа, НПО, СПО и ВПО. Федеральные государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативного правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании».

Сегодня уже смело можно говорить о том, что мы находимся в преддверии введения ФГОС. В сентябре 2009 года утвержден новый перечень специальностей СПО. Разработка ФГОС по специальностям СПО ведется в соответствии с ним. Из специальностей, реализуемых в колледже, в перечне сохранены специальности Физическая культура, Преподавание в начальных классах, Педагогика дополнительного образования. ФГОС по названным специальностям утверждены 5 ноября 2009 года и вводятся в действие с 1 января 2010 года. В связи с введением в действие нового перечня с новыми кодами специальностей и новых стандартов, мы снова должны пройти процедуру лицензирования по названным специальностям для осуществления набора на них и их реализации.

Основными причинами введения стандартов нового поколения стало:

- по завершению обучения в ОУ профессионального образования большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию;

- отсутствие мобильности ОУ в части изменения содержания образования; частичная, а не полная ориентация ОУ на потребности рынка труда;

необходимость перехода на ключевые компетенции обучающегося, а не на приобретение суммы знаний;

- высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов средней квалификации;

- появление новых профессий на рынке и не готовность ОУ готовить специалистов по ним.

Иными словами, сфера труда и сфера подготовки кадров разошлись в разные стороны. Ряд профессий не востребованы на рынке, в то же время возникло много новых профессий. Динамично меняющиеся требования рынка труда потребовали гибкости профессионального образования и создание механизмов, обеспечивающих постоянную настройку профессионального образования на потребность социума.

Поэтому при разработке концепции новых образовательных стандартов было принято решение о привлечении работодателей к их разработке и ориентации стандарта на формирование ключевых компетенций выпускника – основы его профессиональной мобильности.

Идея разработки новых образовательных стандартов заложена в документах:

- Основные направления развития образования в России до 2010 года – одобрены на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г. (протокол № 47, раздел 1).

- Комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года – утвержден Председателем Правительства РФ 22 июня 2006 г.

- Закон о новой структуре и содержании образовательного стандарта – декабрь 2007г.

Названный закон 2007 года вводит понятие ФГОС – как совокупности нормативных правовых предписаний, системы правил и требований, которые обязательны при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Реализация ФГОС в перспективе должна обеспечить:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ и подпрограмм основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена структура ФГОС включающего 3 вида требований: к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной профессиональной образовательной программе (ОПОП):

Требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) (к общим, и профессиональным компетенциям, а также умениям, знаниям и практическому опыту обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);

Что понимается разработчиками стандартов под этими терминами?

Компетенция – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Общие компетенции – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач общих для многих видов деятельности

Профессиональные компетенции – способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности

Второе требование ФГОС:

требования к структуре основных профессиональных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.), а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;

требования 1 к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ (кадровые, финансово-экономические, учебно-методические и информационные, материально-технические и иные условия).

Давайте сопоставим стандарты второго и третьего поколения. Стандарты второго поколения (государственный образовательный стандарт, ГОС) имеют федеральный компонент со строго определенным перечнем дисциплин и их содержанием, который мы в обязательном порядке должны были выполнять и региональный компонент, содержание которого образовательное учреждение определяло самостоятельно. Региональный компонент в общей сложности составляет порядка 5% от всей образовательной программы.

Стандарты третьего поколения (федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС) содержат инвариативную часть (то, что обязательно к выполнению) - 70% от общего объема времени, отведенного на освоение ОПОП и вариативную часть (30%) (определяемую ОУ). Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

На основании ГОС разрабатывалась профессиональная образовательная программа (ПОП). На основании ФГОС разрабатывается основная профессиональная образовательная программа образовательного учреждения (ОПОП).

Если говорить о требованиях, то в стандартах второго поколения были определены требования к минимуму содержания, а ФГОС определяет требования к результатам образования, структуре и условиям реализации ОПОП.

Таким образом, ядром ФГОС являются требования к результатам ОПОП: общие и профессиональные компетенции, т.е. принципиальным отличием образовательных стандартов нового поколения является их ориентация на результат обучения.

Под результатом обучения разработчики ФГОС понимают – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

В чем еще различие ГОС и ФГОС. Вернемся вновь к стандартам второго поколения. В них были независимые блоки дисциплин (ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД) с четко определенным перечнем самих дисциплин, их содержанием, а также раздел практика. И преподаватель зачастую не задумывался, а порою и не знал, к какому блоку дисциплин относится его дисциплина, как дисциплины этого блока связаны между собой, как его дисциплина работает на качество профессиональной подготовки. Главное было выдать содержание своей дисциплины так как его и определяет стандарт.

Новое поколение стандартов имеет совершенно другую структуру и в основе их разработки лежит модульно-компетентностный подход. По мнению разработчиков стандарта модульно-компетентностный подход является результатом более глубокой технологической проработки компетентностного подхода применительно к системе профессионального образования, т.е. формой его реализации, максимально удобной для использования в системе профобразования.

Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда.

Итак, ФГОС в своей структуре содержит циклы дисциплин: ОГСЭ, ЕН и профессиональный. При освоении ОГСЭ и ЕН циклов сохраняется дисциплинарный подход. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ФГОС СПО повышенной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура» и новая дисциплина «Психология общения». В блоке ЕН сохранены математика и информатика и ИКТ в профессиональной деятельности.

Профессиональный цикл складывается из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. Из общепрофессиональных дисциплин на всех наших специальностях изучается «Безопасность жизнедеятельности», педагогика, психология, правовое обеспечение профдеятельности. При этом количество часов, отводимое на изучение педагогики и психологии значительно меньше, чем было в старых стандартах. Содержание ряда разделов и тем этих дисциплин должно найти отражение при проектировании профессиональных модулей.

Профессиональный модуль состоит из одного или нескольких междисциплинарных курсов. В междисциплинарном курсе объем времени, отведенный на практические и лабораторные занятия, должен составлять не менее 50%. ПМ (профессиональные модули) в стандартах 3-4.По каждому модулю обязательно предусмотрена практика и оценивание компетенций в целом по модулю с учетом всех МДК и практики.

Под профессиональным модулем понимается часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным ФГОС результатам образования, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности.

Междисциплинарный курс – система знаний, умений и практического опыта, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля.

Таким образом, модульно-компетентностный подход к построению содержания образования позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их. При этом обеспечивается переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций. Их упорядочивание и систематизация, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся в их освоении.

Кроме того, модульная структура позволяет гибко реагировать на запросы времени и работодателей и оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне.

Модульность дает возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей.

Таким образом, новый стандарт повышает свободы образовательного учреждения в формировании и реализации ОПОП.

Основная профессиональная образовательная программа по специальности – совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

ОПОП разрабатывается на основании ФГОС, может ежегодно обновляться, с учетом меняющихся требований к специалисту, разрабатывается педагогическим коллективом, в обязательном порядке согласовывается с работодателем, проходит экспертизу в методическом объединении, не требует согласования на федеральном уровне. Вариативная часть – 30% от общего объема времени – дает возможность увеличивать объем времени дисциплин и модулей ФГОС, вводить новые дисциплины и модули.

Набор основных модулей образования может быть определён на основе функционального анализа профессиональной деятельности. Поэтому составление функциональной карты специалиста по каждой профессии является обязательным при разработке ОПОП

Исходными данными для проектирования ОПОП являются: ФГОС СПО как новый комплекс требований, которые должны быть реализованы в проектируемых ОПОП и действующие ПОП (под ГОС СПО второго поколения) как «аккумуляторы» накопленного ОУ практического опыта и культуры организации профессионального образования в конкретных областях.

Таким образом, структура ОПОП включает инвариантную часть, которая предусматривает изучение циклов ОГСЭ, ЕН и профессиональных дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.

В структуре ОПОП предусмотрены разделы:

- практика;

- промежуточная аттестация;

- государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификаци­онной работы).

Вариативная часть может использоваться ОУ на МДК и дисциплины в рамках профессиональных модулей, определенных ФГОС или ОУ может использовать эти часы на увеличение объема времени дисциплин обязательной части, либо вводить новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателя.

Модульно-комптентностный подход, заложенный в ФГОС потребует проектирования компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ОПОП, реализующих ФГОС СПО, перенастройки рабочих программ на результат, т.е. на компетенции. Следовательно, в рабочих программах исходя из результата будет определено, содержание, используемые технологии, средства и процедуры оценки заложенного результата.

Оценка в рамках модульно-компетентностного подхода также имеет свои особенности. Во-первых, оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции. Во-вторых, оценка базируется на критериях, при этом критерии оценки заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности.

Оценка компетенций, предполагает приоритетное использование объективных методов диагностики деятельности (наблюдения, экспертиза продуктов профессиональной деятельности, защита учебных портфелей и др.).

Новые стандарты предполагают переход на систему оценки, а не привычной для нас отметки. Оценивание будет происходить в категориях знает, владеет, выполняет, первостепенное значение приобретает умение. Оценивание результатов освоения студентом ОПОП будет происходить по формату портфолио. Содержание портфолио ОУ определяет самостоятельно через систему локальных нормативных актов.

Оценивание готовности к выполнению основных видов профессиональной деятельности; оценивание достижений в обучении.

Резюмируя вышесказанное, обозначим основные принципы профессионального образования, заложенные в стандарте нового поколения:

1. Принцип ориентации на результат - предполагает переориентацию образовательных стандартов с содержания (обязательный учебный материал) и процесса (продолжительность курса) на результаты обучения (достижения учащихся, в особенности полезные компетенции и умения).Минимальные требования выражаются в форме умений и компетенций выпускника.

2. Принцип раздельного функционирования ФГОС и ОПОП. Стандарт описывает деятельностные результаты образования; образовательная программа описывает содержание образования; образовательная программа, гибкий динамичный документ не может являться частью образовательного стандарта.

3. Принцип минимальной достаточности предполагает такой объём содержания при подготовке специалиста, чтобы он обладал возможностью трудоустройства при минимальном дополнительном (адаптирующем) обучении в случае изменения требований к специальности/профессии.

4. Принцип единства задач формирования общих и профессиональных компетенций специалиста. Данный принцип отражает один из важнейших аспектов интеграции профессиональных и общеобразовательных дисциплин в содержании среднего профессионального образования.

5. Принцип, функциональности предполагает построение и структурирование образовательных стандартов на основе набора профессиональных функций, выделенных в результате функционального анализа профессиональной деятельности. Именно через реализацию данного принципа может быть осуществлен переход в системе подготовки учителя от «личностно-знаниевого» к «личностно-функциональному» подходу.

Принцип функциональности определяет значимость и основную форму интеграции теоретического и практического компонентов обучений в среднем профессиональном образовании.

6. Принцип модульного построения является логическим продолжением прежде обозначенного принципа функциональности. Модуль образовательного стандарта понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и соответствующий определённой функции (вида) профессиональной деятельности, отраженной в профессиональном стандарте. Модуль является значимым для сферы труда.

С введением ФГОС технология становится формой бытия. Технологизация рассматривается как организационно-управленческая форма проектирования обучения, образования и всего образовательного процесса.

Введение ФГОС потребует от преподавателя использования методов практико-ориентированного обучения, активных и интерактивных форм обучения (метод проектов, деловые игры и тренинги, моделирование и имитационные занятия, в т. ч. с представителями сферы труда) Новый стандарт потребует от преподавателя сделать упор на использование технологий фокус- группы, кейс-метода, модерационного семинара, метода проектов, мастер- класса. Преподаватели имеют право выбирать методы и средства обучения наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса.

Аспект практической реализации современных педагогических технологий на занятиях становится более актуальным. Учить технологично - не значит учить на основе воспроизводства знаний, а значит широко использовать творческие процессы, развивать и репродуктивную, и творческую деятельность обучаемых, достигать запланированного результата (стандарта образования) в совокупности с усвоением творческого опыта и ценностных отношений. Ориентация на педагогические технологии означает переход от академической (знаниевой) парадигмы к деятельностной, центрированной на студенте. Студен и преподаватель становятся партнерами.

Соответственно, измениться роль преподавателя – от позиции транслятора знаний к позиции консультанта, тьютора, технолога, модератора сопровождающего процесс освоения студентом профессиональных модулей, т.е. процесс готовности к реализации основных видов профессиональной деятельности. Преподаватель выступает больше в роли организатора самостоятельной, активной, познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.

Нельзя не сказать о том, что в основе стандарта лежит новый тип взаимодействия членов коллектива – командообразование. Этот тип взаимоотношений подразумевает принятие всеми субъектами образовательного процесса взаимных обязательств (договоренностей). Любое проектирование предполагает работу команды. Команда - группа людей, взаимодополняющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Формирование команды - это процесс целенаправленного «построения» особого способа взаимодействия людей в группе, что позволяет эффективно реализовывать их профессиональный, интеллектуальный и творческий потенциал в соответствии со стратегическими целям данной группы и/или команды.

.Новый стандарт потребует перераспределение ответственности – каждый отвечает за весь процесс обучения, а не только за свой предмет или дисциплину.

Таким образом, введение новых стандартов позволит ОУ:

- Гибко реагировать на изменения в технологиях и содержании деятельности в сфере труда;

- Устанавливать взаимозаинтересованные отношения с потенциальными нанимателями выпускников;

- Регулировать процесс трудоустройства выпускников;

- Использовать механизмы внешнего оценивания;

- Для работодателей они сделают возможным;

- Транспарентность, т.е. прозрачность образовательного процесса;

- Возможность влиять на содержание и характер профессионального образования;

- Возможность контролировать результат.

Задание: изучить «Государственный образовательный стандарт» и ответить письменно на вопросы:

- Укажите причины введения новых стандартов;

- Что должна обеспечить реализация ФГОС в перспективе?;

- Какова структура нового поколения стандартов?;

- Укажите перспективы введения ФГОС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: