1.Проблема и предпосылки сознания.
2.Свойства, структура сознания.
3.Функции сознания
1. Проблема сознания. Сознание – одно из предельных понятий в философии. В философии познания, морали, природы, общества инструментом будет выступать, так или иначе понимаемое сознание. Оно открывает нам путь для самореализации. Это не просто сумма знаний, а реализованная мысль и способ бытия.
Парменид писал, о том, что одно и то же есть мысль, и то о чем эта мысль существует. И без бытия, в котором находится ее выражение, мысли нам не найти. Сознание – система отсчета – нам дан не сам предмет, дано не само бытие, поэтому мы его и не можем понять, потому что все предметы даны в модусах сознания. Сознание источник, через него происходит осмысление и понимание мира. Любая вещь или событие мира для нас ценно, постольку, поскольку это отправная черта, вызывающая работу сознания. Естествоиспытатель ХIХ века Т. Гексли сравнивает процесс возникновения сознания, которое возникает в результате раздражения нервной ткани сигналами органов чувств, с выпусканием джина из лампы Алладина. Но и современная наука сталкивается с отсутствие связующего звена между материальным носителем сознания – головным мозгом и его идеальной сущностью. Сознание – посредник между вещами и идеальными образами вещей. Мы видим мир через смыслы, которые нам дает сознание. Прежде чем приступим к познанию мира, мир уже дан нам через сознание, и опосредован через него. С одной стороны сознание способствует осмыслению мира, а с другой стороны сам предмет сознания нам не доступен. Грузинский философ М. Мамардашвили сказал, что сознание – парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть. Все многообразные события, происходящие с нами, наши стремления, любовь, страхи, образуются в сознании. Сознание – источник осмысления и понимания мира. Мир для человека – осознанное через его собственные переживания сущее. Не было бы сознания – не было бы человека и того окружающего мира, который «входит» через сознание..
Выделяют три стороны сознания:
1. Предметное – направлено на окружающий мир события, вещи и т.д.
2. Самосознание – осознание себя как нечто другое, выделения себя из окружающего мира. Наше сознание – Я возникает как отражение от другого Я.
3. Поток непосредственных переживаний.
1-ая и 2-ая сторона это – духовность человека.
3-я сторона включает душу.
2. Предпосылки сознания.
В неживой природе существует отражение. Солнце нагревает предметы, в мире растений подсолнух поворачивает чашечку цветка за Солнцем. Отражение в животном мире имеет более высокий уровень. Млекопитающие имеют способность объединения различных свойств в единый образ предмета. В сознании человека отражение не исчезает после взаимодействия с внешним воздействием объекта на человека, а остается частью состояния, в котором оно находится. К себе человек относится через сознание также как к объекту. Сознание конструирует духовную реальность. Эта реальность отражает сущность человека на различных уровнях. На физиологическом, биологическом, психическом, социальном и духовном. В истории философии есть две точки зрения относительно сознания:
1. Сознание – дар человечеству.
2. Сознание – проклятие его.
Человек рассуждает, познает, оценивает окружающий мир, не просто доверяя инстинкту. Люди имеют сложноорганизованую нервную систему. Действия людей происходят на сознательном уровне, для которого требуется высокоорганизованная нервная система. Сознание – продукт деятельности головного мозга.
Джеймс писал о том, что наше нормальные бодрствующее разумное сознание не более чем один особый тип сознания. В то время как вокруг повсюду него отдельные тончайшие преграды, за которыми лежат потенциальные иные формы сознания. Многочисленные подсознательные феномены не укладываются в рамках представления о сознании. Проблема сознания метафизическая, то есть внечувственная проблема. Сознание– человеческое достижение. Существование человека и человечество представлено фактом становления сознания. Сознание – понятие, означающее высший уровень психической активности человека, способ взаимодействия с реальностью. Сознание обеспечивает возможность ориентироваться и действовать в окружающей человеческой среде.
Г.П. Меньчиков определяет сознание как «специфически человеческую форму духовного бытия и форму освоения мира, обладающую идеальностью, императивностью, интенциальностью».
Свойства сознания:
1. Идеальность проявляется в том, что сознание не дано в ощущении, невозможно указать место его нахождения в нашем теле.
2. Интенциальность – направленность сознания (ввел термин Э. Гуссерль, основатель феноменологии). В этом свойстве сохраняются смыслообразующие отношения сознания к предметам. Наше сознание структурирует образ, придавая предметам смысл.
3.Креативность– творчество сознания – необходимость способствовать созданию чего-то нового. Эта способность образуется при помощи возможностей абстрактного мышления.
Сознание творит окружающий мир. Но творческая активность человека не абсолютна, а ограниченна объективными законами природы.
Функции сознания:
1. Познавательная
2. Аккумулятивная
3. Коммуникативная
4. Аксиологическая (ценностная)
5. Программирующая
6. Целеполагающая
7. Прогностическая
8. Экзистенциональная
9. Герменевтическая
Структура сознания
1. Знания – раскрытие смысла действительности, они принимают различные формы. Знание – духовное образование, принимают определенную языковую форму. Проявляются в различных видах, в точках зрения, высказываниях, знаках, символах. Знание имеет изначально самостоятельную ценность. Также сегодня приобретает глобальную ценность.
2. Отношения с окружающим миром: через чувство, эмоции, переживания.
3. Убеждения: знания и отношения, присущие субъекту.
Компоненты:
1) интеллектуальный – осознанные знания
2) эмоциональный – чувства, эмоции, переживания, закрепляющее отношения, пристрастие к знанию, к идеям.
3) неосознанно-психический – то, что на уровне подсознания
4) поведенческий – побуждение к действию
4. Воля – целеустремленность и направленность, образно говоря память, опрокинутая в будущее.
5. Самосознание – единство знаний, отношений, убеждений, воли.
6. Память – основа сознания (на фоне памяти возникают ощущения, мышление, чувства, воля). Память представляется как плотина перед потоком ощущений. Они наслаиваются и возникают представления и понятия. Благодаря памяти создается мир идей.
Логико -геометрическая модель по А.В.Иванову.[12]
I, II логическая сторона сознания, внешнепредметная или, по словам автора, внешнепознавательная сторона.
I телесно - перцептивные способности (перцепция–чувственное восприятие внешних предметов). К ним относятся ощущение и восприятие.
II логико-понятийные компоненты. В них входят те способности человека, которые отвечают за мыслительное постижение внутренних свойств мира: умение доказывать, аргументировать, воспринимать общие понятия.
III, IV– ценностно-эмоциональная сторона сознательной деятельности
III - эмоциональные и аффективные состояния: психологические переживания, предчувствия.
IV ценностно- мотивационно эмоциональная сторона: мотивы деятельности человека, духовные идеалы, фантазии.