Онтология. Проблема бытия

1. Бытие в истории философии.

2. Реальность, действительность бытие.

3. Бытие и небытие.

4. Единая научная картина мира.

1. В современной философской мысли проблема бытия по-прежнему остается самой фундаментальной проблемой, как и во всей предшествующей истории философии. Онтологические вопросы и ответы на них – фундамент того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом. За века, прошедшие со времен Парменида и его представления о мышлении и мире идей как бытии, философские умы понимали под бытием – Бога, материю и т.д. Понимание бытия, прикосновение к нему, преображает человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая самобытным, делая его самого бытием.

Одним из первых проблему бытия поставил античный философ – Парменид. Согласно Пармениду бытие означало власть мысли, но мысли не простой о вещах и предметах повседневности, а мысли абсолютной, чистой, которая не связана с эмпирическим опытом людей. Таким образом, Парменидом открыта сила мысли, которая удержит мир от опрокидывания в хаос. Люди обретут уверенность в том, что все происходит по необходимости. «Все по необходимости» означает, что заведенный порядок мироздания не изменится. День придет на смену ночи, солнце не погаснет внезапно. Парменид постулировал (определял) наличие за вещами чувственного мира того, что выполняло бы роль гаранта мира. Сам термин «бытие» взят из греческого языка. Но Парменид наполнил изучаемое понятие новым содержанием, не вытекающим из простого перевода глагола быть, т.е. быть в наличии, существовать. Бытие по Пармениду – то, что находится за миром чувственных вещей. Оно едино, неизменно, абсолютно, не имеет деления на субъект и объект. Оно всевозможная полнота совершенств, среди которых на первом месте: Истина, Добро, Благо, Свет. Бытие – истинное существование. Бытие не возникло, не уничтожимо, единственно, нескончаемо во времени. Бытие не просто мысль, а Логос – Космический разум. Он лежит в основе мироздания. Демокрит считал, что бытие едино, т.к. состоит из одних и тех же атомов, и множественно, т.к. различное сочетание атомов дает различные предметы. Платон нашел неделимость и единство в мире идей. Значит идеи или эйдосы – вот подлинное бытие. Видимый мир – материальный, скрывает истинную сущность бытия. Гармония единства, совершенства находится только в мире идей.

Аристотель ядром философии считал онтологию – учение о бытии. Основа бытия – первоматерия принципиально не определена, образует потенциальную предпосылку существования. Простой определенностью этой категории являются огонь, воздух, вода и земля, элементы могут превращаться друг в друга. Аристотель разделил мир существования на надлунный и подлунный, Ввел понятие эфир – пятая сущность– квинтэссенция. Он считал, что в мире есть движение и невозможно предположить, что оно закончится. Движение, как истинное бытие, предполагает в качестве основы перводвигатель.

В эпоху средневековья для алхимиков задача получить из различных веществ золото стала центральной. Средневековым номинализмом упраздняется понимание бытия, как предельного понятия для основания мироздания.

В русской философской мысли проблему бытия рассматривал Вл. Соловьев. Он считал истинным бытием бытие Всеединой идеи. А вещественное бытие в нашем мире считал противоположным истинному бытию. Так как русский философ много занимался переводами диалогов Платона, то, конечно, его взгляды повлияли на идеи Вл. Соловьева. Он считал, что вещественное бытие противоположное истинному бытию или всеединой идее, подавляет нашу любовь, мешая осуществлению ее смысла. «Тот мир, в котором это бывает, не есть настоящий; его нравственная негодность становится сносною для ума, если не для чувства, лишь благодаря его метафизической неподлинности или обманчивости: в неистинном натурально происходит недолжное… Человеку, ищущему не материальной выгоды, а истинного знания, нечего делать в этом мире» [19]. Свойство неподлинного вещественного бытия – двойная непроницаемость. Во-первых, непроницаемость во времени, когда всякий последующий момент бытия не сохраняет предыдущий, а исключает или вытесняет его собой. Во-вторых, непроницаемость в пространстве, когда два тела не могут занимать одновременно одного и того же места. Вл. Соловьев пишет о том, что задача мирового процесса простая в понятии и сложная в конкретном исполнении – победить двойную непроницаемостью тел и явлений; соотнести внешнюю реальную среду с внутренним всеединством идеи. Мартин Хайдеггер (представитель философии экзистенциализма XX в) понимал Логос не столько как разум, сколько как речь. В речи высказаны основные знания. Речь позволяет передать существование, как и найти способ раскрытия мира и себя в этом мире. В речи как слушании языка мы говорим вслед услышанному сказу. Язык не просто выражение чувства, желания, мысли. Язык для Хайдеггера не в смысле принадлежности, а в смысле исходного измерения, внутри которого человеческое существо впервые оказывается в состоянии отказываться на зов бытия. Недаром говорят, что стены имеют уши. Мы, прежде всего, слышим, и отвечаем в речи зову бытия. Это голос любви, совести, трансценденции, и благодаря этому голосу мы существуем в этом мире. Русские народные сказки начинаются с приобщения к бытию.

Бытие, согласно К.Ясперсу, (представителю философии экзистенциализма ХХ в.) делится на четыре вида:

1 Эмпирическое – наличное бытие, физическое тело человека и психологический тип. Для того, чтобы существовать в этом мире человек создает предметный мир его окружающий.

2 Бытие сознания вообще, понимание того, что все окружающее воспринимается нами через сознание.

3 Бытие духа – жизнь идей о мире, о смысле жизни и смерти. Идеи не предметны, они воздействуют на нас, но именно благодаря им мы живем в этом мире. Там, где идея отсутствует, мир распадается, теряет стройность, организацию.

4 Возможная экзистенция, в которую входит:

1. Несоответствие эмпирического «я» духовному миру.

2. Стремление к слиянию с бытием, с вечностью.

3. Осознание непостижимого воспоминания.

4. Сознание бессмертия.

Определение бытия

Бытие есть всеохватывающая реальность, все что есть, было, будет и можно себе представить. «Быть или вовсе не быть – вот здесь разрешение вопроса» – это слова из философской поэмы Парменида «О природе», а не как может показаться на первый взгляд из пьесы У. Шекспира «Гамлет».

Виды бытия:

Предметное бытие – окружающий материальный мир. Материя со всеми видами, классами неживая и одушевленная. Условно бытие можно разделить на:

1) Бытие природы ее явлений, независимых от человека

2) Бытие вещей, процессов, явлений, созданных людьми.

3) Бытие человека индивидуализированное: его внутреннее сознательное и духовное

4) Бытие социального, объективированное духовное.

Бытие, то, что есть и то, что может открыться нам, через реальность и действительность – ядро бытия. Существование является характеристикой бытия и пронизывает как действительность, так реальность и само бытие. Если изобразить их взаимодействие в кругах Эйлера, то получится такая схема:

3. Небытие

В «Трактате о небытии»[30] А.Н. Чанышев выразил в литературной форме идею небытия, которое невидимо и не дано опосредованно, оно прячется за спину бытия. Небытие всюду и всегда, оно в дыхании, оно сама жизнь. А.Н. Чанышев приводит доказательства небытия. Вот, например, доказательство от времени: прошлое и будущее, то чего еще нет и то чего уже нет – это временный модус небытия. Другое доказательство от пространства: существование в данном месте предмета означает несуществование его в другой точке пространства – это пространственный модус небытия. Следующее доказательство от возникновения нового: все новое было раньше в небытии. Жизнь – небытие смерти и наоборот. Следующее доказательство – «от противоположности»: миры – антимиры, частицы – античастицы, положительные и отрицательные числа, все противоположности возникает из небытия как из нуля в системе координат. Все противоположное противопоставляется друг другу в небытии. Автор подводит итог: «Человек приходит из небытия, и уходит в небытие так ничего и не поняв».

4. Единая научная картина мира.

Современная научная мысль делает акцент на организационном, структурном моделировании материального мира.

Базовые понятия. Система – множество элементов, взаимосвязи между которым сильнее связей с окружающей средой. Элемент – минимальный компонент системы. Структура – способ связи элементов между собой. Весь известный нам мир – Вселенная, которая состоит из множества элементов, по сложности разделяется на 3 больших типа систем:

1. Система неживой природы.

2. Биосистема.

3. Социальная система.

Общая картина структурных уровней материи схематично выглядит так:

Вселенная

Метагалактики

Галактики

Планеты, планетарные системы, звезды

Биогеоценозы

Макротела, человек

Атомы, молекулы

Микромир: кварки, кванты, элементарные частицы, электроны

Различные поля электромагнитные,гравитационные и др.

Соотношения уровней материального мира строится по правилам:

Все структурные уровни материи связаны, каждый уровень возникает и существует на основе нижележащего. Атомы из элементов частиц, молекулы из атомов, макротела из молекул.

На каждом новом уровне возникают новые свойства объектов не совпадающие с теми веществами, на основе которых они возникают. Так объекты разных уровней обладают свойствами, которые отличают их от свойств предыдущего и последующего уровней. На каждом структурном уровне существует особые законы материальных объектов. Например: Организменные системы ведут себя иначе, чем клеточные.

Наиболее оптимальное определение материи дано В.И.Лениным. «Материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях. Она копируется, фотографируется, то есть отображается разными способами в наших органах чувств, существуя независимо от них».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: