Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Современное состояние общей теории государства – вводной науки в цикле правоведения характеризуется разнообразными методологическими подходами

Современное состояние общей теории государства – вводной науки в цикле правоведения характеризуется разнообразными методологическими подходами, плюрализмом определений юридических понятий и построений правовых конструкций, отражающих различные аспекты государственно-правовой реальности и классификации юридических явлений.

За последние два десятилетия в России в сфере теории государства и права произошли существенные перемены: с начала 90-х годов прошлого столетия теоретическая юриспруденция обогатилась новым поколением учебной литературы российских и зарубежных авторов. Массовыми тиражами были переизданы труды видных юристов конца XIX – начала ХХ веков. Качественные и количественные изменения, произошедшие в теоретико-правовом знании, обусловили подготовку данной программы и всего курса в целом. Его содержание отражает современное видение и понимание права и государственно-правовых явлений, формирование новой юридической теории, ее объекта, предмета и методологии.

Наряду с традиционными темами, такими как: понятие государства, его формы и функции, особенности положения в политической системе и взаимоотношений с гражданским обществом, представлены вопросы: понятие и сущность права, его функции, правоотношения, правонарушение, юридическая ответственность, актуальные для современного преподавания, это обусловлено становлением интеграционного и информационного общества, глобализирующегося мира. Понимание права и государства, изучение основных правовых систем (семей), место правовой системы России на правовой карте мира изложено с плюралистических позиций. Такой подход предполагает ознакомление с российской и зарубежной литературой, использованием возможностей сравнительного правоведения и форм взаимодействия российского права с международной правовой системой.

Отражены достижения не только отечественной, но и зарубежной правовой науки, касающейся теории, философии и методологии права, юридической антропологии, общего учения о государстве и т. д.

Студент уже на первом курсе высшей школы должен освоить различия позитивистской и непозитивистской рациональности, разобраться в достоинствах и недостатках, сконцентрироваться на идеях о ценности прав и свобод человека и гражданина, роли права в гражданском обществе, правового, демократического и социального государства.

В курсе предпринята попытка сократить разрыв между наукой и классическим вузовским образованием, укрепить научную базу учебного процесса, усилить и обогатить научное содержание учебной дисциплины «Теория государства и права».

Студенты, изучающие теорию государства и права, должны научиться анализировать источники права, сопоставлять их, выделять правовые институты и отслеживать динамику их развития. Они должны понимать особенности развития государственности, включая территориально-политическое устройство и форму правления, уметь выделять и анализировать этапы развития государственных институтов.

Непосредственно текст закона либо иного нормативного акта целесообразно анализировать по следующей схеме:

1. Анализ структуры акта и его содержания.

2. Анализ конкретных правовых норм, содержащихся в акте.

3. Анализ особенностей реализации данных норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: