Введение. Термин логопедия дословно означает воспитание речи

Термин логопедия дословно означает воспитание речи. В настоящее время значение этого термина стало гораздо шире. Предметом логопедии является изучение характера и течения различных нарушений речи и создание методов их предупреждения и преодоления. В этом определении вскрывается как теоретическое содержание логопедии (изучение речевых нарушений), так и ее практическая направленность, жизненно-практическое значение (предупреждение и преодоление нарушений).

Нарушение речи мы определяем как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, общепринятой в данной языковой среде. Речевые нарушения характеризуются тем, что:

а) возникнув, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

б) не соответствуют возрасту говорящего;

в) требуют того или иного логопедического вмешательства в зависимости от их характера;

г) возникновение неправильной речи у ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его.

Эти особенности отличают отклонение в нарушении речи от ее временных нарушений, которые могут иметь 'место и у детей и у взрослых. У ребенка они могут проявляться в неправильном произношении звуков, употреблении и произношении слов, построении предложения, неточном и неполном понимании речи окружающих и характеризовать определенный этап развития. Взрослый человек под влиянием усталости, эмоционального напряжения иногда начинает терять нужное слово или употреблять вместо одного слова другое (так называемые оговорки; например, вместо лифт≈ метро), неправильно произносит трудные слова, переставляя в них звуки или целые слоги (вместо эскалатор≈ эксалатор, лаборатория≈ раболатория и т. п.). Говорящий в одних случаях замечает свои ошибки и поправляет их, в других ≈ даже не замечает. Через некоторое время эти ошибки самостоятельно исчезают.

Речь иностранца в чуждой языковой среде также оказывается неправильной во многих отношениях, но она отличается от нарушенной речи тем, что имеет тенденцию самостоятельно улучшаться в результате более или менее длительного речевого общения с людьми, пользующимися новым для иностранца языком. Специальные занятия могут ускорять этот процесс. Наиболее устойчивым недостатком речи иностранца оказываются особенности интонации.

***

Речевые нарушения очень разнообразны, их разнообразие зависит от сложности анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речевого акта; от тесного взаимодействия человеческого организма с внешней средой; от социальной обусловленности речи как в отношении ее формы, так и содержания. В логопедической практике различают следующие основные речевые нарушения:

1) нарушения голоса (афония, дисфония, фонастения);

2) дислалии (функциональная и механическая);

3) дизартрия разных видов;

4) нарушения ритма темпа и плавности речи (заикание, тахилалия, брадилалия);

5) алалия (моторная и сенсорная);

6) разные формы афазии;

7) дисграфия и дислексия;

8) нарушения речи на почве снижения слуха.

Такие проявления речевой патологии, как лепетная речь, смешения звуков, парафазии (литеральные и вербальные), аграмматизмы и прочие не могут употребляться как названия отдельных речевых нарушений, это лишь их отдельные симптомы. Причины возникновения речевых нарушений делятся на органические и функциональные. Органические причины - это травмы и болезненные процессы, поражающие различные звенья как собственно речевого аппарата, так и отделов нервной системы, 'имеющих отношение к речевой функции. Функциональными нарушениями речи считаются такие, при которых не отмечается никаких органических изменений в структуре речевых органов или в нервной системе. Деление на органические и функциональные нарушения речи весьма условно, так как современные методы исследования не всегда могут обнаружить легкие органические симптомы. Кроме того, при каждом органическом нарушении речи развиваются и чисто функциональные расстройства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: