Гласные | Согласные | ||||||
1 2 3 4 5 | 8' | ||||||
а о у э и | п | Ф | ш | л | с | т | К |
п' | Ф' | ж | л' | с' | т' | к' | |
б | в | ч | р' | д | г | ||
б' | в' | щ | р | 3' | д' | г' | |
м | ц | н | х | ||||
м' | й | н' | X' | ||||
Хорошо видимые | Плохо | видимые | Невидимые | ||||
1 Первые восемь групп звуков этой таблицы составляют при зрительном слова в восприятии речи так называемые опорные звуки |
2) четкость восприятия даже хорошо видимых опорных звуков изменяется в зависимости от смежных с ними звуков, от ударности или безударности слога, от особенностей артикуляции говорящего, от темпа речи и от таких внешних условий, как освещение, поворот лица говорящего и т. п.;
3) невидимые и плохо видимые звуки слова воспринимаются как пауза той или иной длительности, в зависимости от количества рядом стоящих плохо видимых звуков;
4) чередование опорных звуков и пауз составляет известный ритм зрительно воспринимаемого слова и предложения;
5) восприятие интонации говорящего оказывается зрительно недоступным.
|
|
Иллюстрацией изложенных особенностей зрительного восприятия слова может служить анализ слов два и кошка.
Два - все три звука, составляющие это слово, имеют видимый оральный образ, а их последовательность дополняет привычный образ слова, не оставляя сомнения в том, к какому из звуков 11-й колонки относится оральный образ дик какому из 7-й колонки ≈ оральный образ в.
Совсем другая картина получается при восприятии слова кошка (табл. 9).
Таблица 9. Только два звука имеют совершенно определенный оральный образ (о и а); первый и четвертый звуки относятся к невидимым и воспринимаются как паузы, а третий оральный образ хотя и относится к видимым, но может соответствовать ш, ж, ч и щ.