Моральное сознание и нравственная практика

При анализе структуры морали возможно осуществление ряда подходов. Первый подход связан с определением основных элементов морали как общественного явления. В этом плане исследователи выделяют в морали две относительные сферы: моральное сознание, и нравственную практику. Моральное сознание идеально. Нравственная практика – предметное действие.

Моральное сознание – отражение с действительности с нормативно-ценностных императивных позиций на основе субъективной, свободной и бескорыстной мотивации, базирующейся на уважении к нравственной ценности и долгу.

В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное. Индивидуальное моральное сознание – это сознание конкретного человека. Как и всякое индивидуальное сознание, индивидуальное моральное сознание включает в себя три базовых компонента: рациональный, эмоциональный и болевой.

Рациональный элемент содержит понятия и представления о ценностях и идеалах, добре и зле, долге и совести и т. д. Еще Сократ и Платон подчеркивали важнейшую роль разума и нравственной жизни человека. Именно разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, анализирует ту или иную ситуацию, определяет цели и средства достижения этих целей и т. д. Поэтому не случайно, что зачастую понятие «разумный человек» отожествляют с понятием «человек нравственный». Разум в определенных ситуациях может предостерегать человека от необдуманных в нравственном отношении действий, «обуздывать страсти». «Блажен, когда все страсти у разума во власти» - гласит народная пословица.

Однако опыт подсказывает, что нравственная жизнь не строится только на разуме. Человек, живущий одним разумом, равнодушный человек не может быть в полной мере нравственным человеком. В нравственной жизни большую роль играют переживания и сопереживания, стремления и страсти. Нравственные чувства: чувство совести, чувство долга, чувство справедливости – второй важный компонент индивидуального морально сознания. В чувствах аккумулируется нравственный опыт человека. Именно чувства улавливают те оттенки поступков, ситуаций, которые «холодный» рассудок просто не заметит. Они же являются мощным стимулятором тех или иных действий, перевода намерений в концертные поступки. Отсюда напрашивается вывод, что для настоящей нравственной жизни важно гармоническое взаимодействие разума и чувства.

Разум и чувства способны сформировать нравственные убеждения. Однако будут ли эти убеждения реализованы, претворены в жизнь, материализоваться в конкретных поступках зависит от третьего компонента морального сознания – воли. Воля – это подструктура личности, выражающая в сознательной активной самодетерминации и регулировании человеком своей целенаправленной деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям. Воля нужна при выборе цели, при принятии решении, при осуществлении действия. Именно она обеспечивает нравственную активность личности.

Взаимодействие разума, чувств и воли в рамках морального сознания обеспечивают осуществление нравственной деятельности и нравственных отношений. Однако особенностью морали является то, что она для своего успешного действия должна быть глубоко усвоена человеком, должна войти в «его душу», стать частью внутреннего духовного мира человека. Человек морален тогда, когда нравственное поведение становиться органичным для него и ему не нужен надсмотрщик, который проверяет и понукает. В структуре морального сознания эта форма нравственной деятельности и отношений обеспечивается самосознанием. Самосознание – это уровень сознания, на котором осуществляется осознание, оценка человеком своего знания, чувств, потребностей, мотивов поведения и деятельности. На основе самосознания осуществляется самоконтроль, самоорганизация, саморегламентация, самооценка, самокритика, самовыражение личности.

Индивидуальное моральное сознание есть результат интериоризации уже сложившихся в той или иной социальной среде нравственных представлений, норм, идеалов и т.д. Эти представления, нормы и идеалы формируются и развиваются в общественном моральном сознании. Носителем общественного морального сознания является конкретное сообщество. Общественное моральное сознание включает в себя характерные особенности индивидуального морального сознания. Однако общественное моральное сознание нельзя свести к простой арифметической сумме: не все проявления индивидуальной нравственной жизни становятся достоянием общественного морального сознания. И, наоборот, в индивидуальном моральном сознании явно не может закрепляться весь сложный мир нравственных представлений и ценностей. К тому же общественное моральное сознание в значительно большей мере использует опыт нравственных исканий предшествующих поколений, исканий, зафиксированных в различных памятниках культуры.

Таким образом, общественное моральное сознание – это не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающее различные уровни: обыденное моральное сознание и теоретическое моральное сознание. Обыденное моральное сознание возникает стихийно. Определенные элементы обыденного морального сознания складывались еще в первобытном обществе. Теоретическое моральное сознание формируется в значительной мере целенаправленно в результате отделения умственного труда от физического, с появлением профессий, представители которых специально рассматривали различные проблемы нравственной жизни, занимались обучением и воспитанием молодежи. Это священнослужители, философы, учителя, драматурги и т.д.

По сути своей обыденное моральное сознание представляет собой наши повседневные суждения по различным проблемам морали и соответствующие оценки, нравственные чувства. Обыденное моральное сознание отличается известной размытостью, нечеткостью, противоречивостью, большей «увязанностью» с практическими, непосредственными нуждами людей (добро нередко отождествляется с пользой). Теоретическое моральное сознание в большей степени нацелено на центральные, смысложизненные вопросы бытия человеческого, характеризуется большей четкостью, последовательностью, рациональностью и системностью.

В реальной жизни обыденное и теоретическое моральные сознания тесно взаимодействуют друг с другом.

Мораль, как отмечалось выше, существует не только в виде сознания. Нравственные представления и чувства проявляются в самых разнообразных действиях и отношениях. Моральная деятельность и отношения образуют собой нравственную практику. Рассмотрим, что же представляет собой моральная деятельность и моральные отношения.

Моральную деятельность можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле моральная деятельность – это деятельность, мотивированная моральными побуждениями. Сюда может быть отнесена и вся деятельность морализирования: моральная педагогика, моральное воспитание и самовоспитание, т.е. духовная работа, направляемая на нравственное самосовершенствование и совершенствование личности и общества.

Однако следует признать, что деятельность, мотивированная исключительно моральными представлениями, нормами, идеалами – редкое исключение. В подавляющем большинстве случаев люди руководствуются в своем поведении другими, неморальными целями, интересами, помыслами и критериями оценки: целесообразностью (полезность, выгода), эффективностью с точки зрения наилучшего достижения поставленной цели и т.д. Однако и эта деятельность не лишена моральных свойств в том смысле, что всякая сознательная и свободная человеческая деятельность может оцениваться с точки зрения ее нравственных качеств с помощью моральных критериев: добра и зла, должного и недолжного, справедливого и несправедливого, честного и нечестного и т.д. Таким образом, в широком смысле всякая сознательная и свободная деятельность обладает свойством моральности в той мере, в какой на нее распространяются нравственные оценки и критерии.

На основе моральной деятельности формируются нравственные отношения. Люди, осуществляя выбор линии поведения, совершая действия, так или иначе затрагивают интересы окружающих, вступают в отношения с другими людьми, которые, в свою очередь, отвечают на это либо оценками, либо действиями – поступками. Нравственные отношения, следовательно, как и всякие отношения, носят двусторонний характер.

В отличие от хозяйственных и иных материальных отношений, нравственные отношения представляют собой разновидность духовных отношений. Нравственные отношения возникают не стихийно (как, например, это нередко бывает с хозяйственными отношениями, которые часто осуществляются без должного осмысления), а целенаправленно, сознательно, свободно. Можно без раздумий покупать товары, получать зарплату, но вряд ли можно стихийно быть добрым, ответственным, справедливым и т.д. Последнее требует соотношения конкретных поступков, ситуаций с нравственными ценностями. Отсюда следует, что нравственные отношения создаются при прямом участии морального сознания, а точнее, опосредуются нормами, ценностями, понятиями морального сознания. В этом состоит первое основное отличие нравственных отношений от всех других форм общественных отношений.

Однако нравственные отношения не существуют, как правило, в чистом виде, а являются компонентой, стороной иных общественных отношений. Вторая особенность нравственных отношений состоит в том, что, вступая в так или иначе мотивированные взаимоотношения друг с другом, с обществом, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, фиксируемые сознанием долга, ответственности, совести и т.д. Наряду с этим нравственные отношения влекут за собой и моральные права для участников этих отношений, связанные с ожиданием исполнения обязанности, долга со стороны окружающих, с признанием личного достоинства, с ожиданием стимулирующей оценки со стороны общественного мнения. Нравственные отношения модифицируются, корректируются, приобретают ту или иную направленность в зависимости от характера реализации взаимных обязательств и ожиданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: