Приемы работы

Для возбуждения интереса ребенка к звукам рекомендуется каждое занятие начинать с коротеньких упражнений со звучащими игрушками (детский барабан с палочками, дудочка, звонок, бубен, губная гармошка). Все игрушки должны быть в двух экземплярах.

Начинают занятие с раскладывания перед ребенком 2 - 3 игрушек и предоставляют ему возможность брать их в руки, рассматривать. После этого логопед на глазах у ребенка берет одну из игрушек и вызывает ее звучание. Очень важно, чтобы ребенок обратил на звук внимание; для этого полезно, чтобы в момент звучания он держал игрушку в руках, чтобы ощутить вибрацию звучащего тела. Зрительный образ игрушки, ее вибрация в момент звучания привлекают внимание ребенка. Иногда на первом же занятии, иногда на одном из следующих удается обратить внимание алалика на способ вызывания звучания (удары палочкой по барабану, потряхивание бубна, дутье в дудочку). Это приводит ребенка к попытке и самостоятельно вызвать звук, в чем нужно ему помочь. Такая игра создает у алалика активный интерес к звукам, издаваемым игрушками.

Следующий этап - научить ребенка различать звуки. Для этого перед ребенком кладут 2 - 3 знакомые звучащие игрушки с возможно контрастным звучанием (барабан и дудочка или звонок и гармошка). После обычных манипуляций алалика с этими игрушками (осмотреть их, подержать в руках, заставить их звучать) логопед опять кладет их перед ребенком, а сам за его спиной издает звук на одном из инструментов и предлагает у'ка-зать такую же звучащую игрушку среди лежащих перед ним и воспроизвести звук. Если ребенок указывает неправильно, логопед на глазах у него воспроизводит один за другим сравниваемые звуки, а затем повторяет задание.

Занятие должно проводиться эмоционально и быть кратким. Иногда только в результате нескольких занятий ребенок начинает узнавать и различать звучание разных игрушек; постепенно вводятся новые игрушки, например: кошка, собака, петух (тоже звучащие).

В дальнейшем логопед имитирует голоса животных, а затем к звучанию присоединяет и слово-название: кошка (или киса), собачка и т. л.

С этого начинается планомерная работа над накоплением пассивного словаря сенсорного алалика. Одновременно идет и развитие его собственной речи. Прорабатываемые слова и выражения необходимо закреплять, создавая соответствующие ситуации. В работе над речью могут быть использованы одни и те же пособия, но приемы их использования будут разными в зависимости от целевой установки.

Одна и та же картинка может быть использована для развития собственной речи алалика. Детям задают вопросы: Кто сидит за столом? Как зовут мальчика? Что он делает? Что у мальчика в руках? Что он кушает? Ответ должен быть дан одним словом или фразой в зависимости от этапа работы. Главное внимание обращается на правильность ответа, произношение слов. Работая над восприятием, логопед не требует ответа речью:

прослушав вопрос, ребенок должен ответить показом, действием. В связи с этим изменяется форма задания: Покажи, кто сидит! Покажи, что он держит в руках! Покажи, где лежит хлеб! - или Встань! Открой дверь! Возьми карандаш! Пиши! и т. п.

Можно разложить перед ребенком игрушки, учебные пособия и предложить найти и подать книгу, ручку, мячик и т. п. Можно усложнить задание, предложив принести одну игрушку, все игрушки и т. п. Форма занятия, материал и постановка задания должны соответствовать уровню понимания речи и возрасту ребенка. В качестве вспомогательных приемов полезно:

1) практиковать повторение прослушанной фразы, слова, т.е. закреплять связь речевого и двигательного образов;

2) привлекать внимание к лицу говорящего, т. е. вводить элементы чтения с губ;

3) в старшем дошкольном и школьном возрасте использовать письменную речь - зрительный образ нового или трудного слова и записывание продиктованного слова с обязательным его проговариванием вслух.

Для того чтобы избежать эхолалического повторения услышанного, полезно объединять повторение задания с его выполнением. Например, логопед говорит: Принеси мне стакан, ребенок повторяет: Принеси мне стакан, выполняет требование и после этого отвечает на вопрос логопеда: Что я тебя просила сделать? - Принести стакан.

Необходимость специального обучения. Дети-афазики, так же как и дети-алалики, нуждаются в длительном специальном воспитании и обучении. Организация и формы обучения должны иметь как школьный программный характер, так и обязательно включать и индивидуальную работу, в особенности над речью этих детей. Необходимость индивидуальной работы с ними диктуется громадным разнообразием как их нарушений, так и их компенсаторных возможностей. В случае детской афазии уровень речевого развития и школьного обучения к моменту заболевания, приведшего к афазии, играет не последнюю роль в возможностях и темпе восстановления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: