Методика логопедической работы. В настоящее время разными авторами разработаны методические указания к ведению логопедической работы

В настоящее время разными авторами разработаны методические указания к ведению логопедической работы, имеющей профилактический характер. Общим для этих указаний является признание: а) связи между развитием устной и письменной речи и б) необходимости теснейшей связи в работе школьного учителя (или воспитателя детского сада) и логопеда. Интересны в этом отношении статьи Г. А. Каше «Предупреждение нарушения чтения и письма у детей с недостатками произношения» и Н. А. Никашиной «Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников» и более ранние статьи тех же авторов.

Система работы для специальных групп детских садов, куда принимаются дети с нормальным слухом и нормальным интеллектом, но с фонематическим недоразвитием (Г. А. Каше), имеет некоторые отличия. За время пребывания детей в специальной группе (от 5 до 10 месяцев) нужно исправить неправильно произносимые звуки, развить фонематический слух и навыки звукового анализа и синтеза, что подготовит их к усвоению грамоты при помощи принятого у нас аналитико-синтетического метода.

Для выполнения поставленной задачи необходимо так спланировать работу, чтобы она одновременно способствовала как развитию правильного звукопроизношения, так и анализу и синтезу звукового состава слова. В каждом периоде работа проводится по трем разделам: постановка и дифференциация звуков, звуковой анализ и формирование предложений (автор делит все обучение на три периода).

В I периоде основой обучения оказывается не слово, а звук. Цель занятий этого периода ≈ закрепление и дифференциация наиболее легких для произношения звуков: гласные и глухие взрывные согласные (п, т, к). В этом же периоде ведется подготовка к постановке трудных звуков р, ш, ж, л и начинается постановка звонких согласных. Работа над звуковым анализом начинается с выделения гласного звука в начале слова, затем выделение взрывного согласного в конце слова или слога и, наконец, анализ открытого слога. В конце I периода появляется возможность работы над некоторыми грамматическими формами: единственным и множественным числом существительных, согласованием существительного и глагола в числе и начинается работа над предложением.

Во II периоде усваивается большинство трудных для произношения звуков (с, с' з, з', ц, б, д, г, л, ш, ж, р) и проводится дифференциация звуков: звонких и глухих, свистящих и шипящих, щелевых и аффрикат, соноров р и л, мягких и твердых.

На каждом занятии проводятся упражнения на анализ и синтез слов. Зрительной опорой в этом периоде является графическая схема двусложного слова с открытыми слогами (длинной чертой обозначается слово, более короткой≈слоги и точками или квадратиками звуки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: