«введения» к диссертации
Введение – это вступительная часть и одновременно панорамная картина всей диссертации. Здесь обосновывается актуальность научной задачи и рожденной на ее основе темы диссертации, определяются цель и содержание решаемых научных задач, обосновывается объект и предмет исследования, характеризуются методы исследования, раскрывается смысл теоретической значимости и практической ценности полученных результатов, а также перечисляются научные положения, выносимые на защиту.
Введение разрабатывается в определенной последовательности с обязательным освещением всех необходимых моментов работы и ее квалификационных характеристик. Именно введение всегда тщательно изучается оппонентами, экспертами. Ясно, что оно должно быть тщательно отработано.
Последовательность изложения введения может быть следующей:
1. Обоснование актуальности научной задачи (проблемы). Актуальность, имеющая отношение к интересам личности или общества в целом. Это обязательное требование к любой диссертации.
|
|
2. Объект исследования. Для большинства диссертаций это, очевидно, будет либо правосудие, либо право. Однако магистрант может в качестве объекта выбрать более узкую часть права.
Следует так описать выбранный объект исследования, чтобы можно было «увидеть» его взаимозависимость с предметом. Здесь впервые магистрант должен как бы чисто интуитивно показать, что нет иного способа повысить качество (эффективность) объекта, кроме работы с выбранным предметом исследования.
3. Предмет исследования. Автор должен раскрыть то, чем конкретно он будет заниматься в этой предметной области, заранее вынося за рамки исследования все остальное, что не подлежит исследованию. Для этого придется «погрузиться» в предмет и раскрыть те его «ниши», которые после исследования позволят улучшить, повысить качество (эффективность) объекта, в котором находится рассматриваемый предмет.
В качестве примера в данном параграфе пособия приведен конкретный перечень вопросов одной из «ниш» правосудия, который может быть включен в предметную область исследования магистранта:
воспрепятствование осуществлению правосудия;
посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие;
угроза насильственных действий в связи с осуществлением правосудия; неуважение к суду;
клевета в отношении судьи, присяжного, заседателя, следователя; привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности;
незаконное освобождение от уголовной ответственности;
незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей;
принуждение к даче показаний;
|
|
фальсификация доказательств;
вынесение заведомо неправосудного приговора;
подкуп или принуждение к даче показаний или уклонение от дачи показаний и т.п.
Разумеется, что магистрант выбирает «свой» предмет совместно с научным руководителем, а после выбора строго соблюдает этот выбор во всем диссертационном исследовании.
4. Степень научной изученности темы исследования. В данном разделе производится анализ работ «предшественников». Необходимо найти и изучить публикации (книги, статьи, диссертации, рефераты, материалы конференций и др.) по исследуемым в данной конкретной работе предметной и объектной областям. Требуется проанализировать эти работы, выявить то ценное, что было достигнуто ранее, и убедиться, что здесь существует научная задача. Следует еще раз предостеречь магистрантов от неправильных действий при работе с «предшественниками». Надо «благодарить» авторов работ за то, что они уже занимались в какой то мере вопросами, близкими к выполняемым исследованиям в данной конкретной диссертации. Ясно, что у «предшественников» были свои предметы и объекты исследований. Здесь явной методологически недопустимой ошибкой всегда является критика «предшественников» за то, что они не занимались той задачей, какая стоит перед магистрантом в данной конкретной работе.
Анализ работ «предшественников» необходимо завершить формулировкой первой части формулы противоречия: «то, чем располагает юридическая наука о выбранных предмете и объекте сегодня явно недостаточно». Необходимо запомнить эту часть формулы противоречия, т.к. мы к ней вернемся чуть позже.
5. Хронологические рамки исследования (для историко-правовых работ). Если работа посвящена определённому периоду, необходимо обосновать хронологически рамки исследования.
6. Территориальные рамки исследования (для историко-правовых работ). При исследовании развития государства и права на определённой территории (территориях) необходимо обосновать причины именно её выбора.
7. Цель исследования. Если тема диссертации названа методологически правильно (это было обосновано в предыдущей части пособия), то конечная цель в ней уже поставлена однозначно, если нет, то ее необходимо непременно указать здесь, во введении. При этом следует руководствоваться положением, что конечная цель всегда должна быть связана с улучшением (повышением качества, эффективности) объекта через предмет. Именно эта «связка» образует научную задачу в диссертации.
8. Задачи исследования. Надо помнить, что она методологически правильно формулируется в виде пары: предмет – конечная цель. Конкретные научные задачи каждый магистрант формулирует лично или совместно с научным руководителем.
9. Теоретико-методологическая основа исследования. В данном случае магистрант должен привести все используемые им методы научного исследования, как общенаучные, так и частнонаучные.
10. Эмпирическая база исследования. При написании этой части введения необходимо рассмотреть те документы, которые используются в диссертации. Предварительно все используемые материалы делятся на нормативные правовые акты, материалы судебной практики, официального делопроизводства и неофициальные документы (проекты, записки, замечания, комментарии). В историко-правовых работах используются также разнообразные виды ненормативные материалы (летописи, хроники и т.д.).
11. Научная новизна диссертационного исследования. В диссертациях новизна может быть абсолютной – мировой и относительной – локальной. Новизна непременно должна иметь научную значимость, но она может быть ориентирована на юристов – исследователей или юристов – практиков. Новизна должна быть нетривиальной, т.е. ее невозможно получить без применения метода. Выявление и изложение новизны в выполненном исследовании является достаточно трудной задачей для автора. Специалисты, оппоненты, эксперты будут искать именно эту позицию в диссертации и автореферате, чтобы согласиться с ней или поставить ее под сомнение. Здесь также должна быть отражена и прикладная ценность полученных результатов.
|
|
12. Основные положения, выносимые автором на защиту. Это чрезвычайно важная часть введения, от реализации которой, как правило, зависит исход защиты диссертационной работы. Искусству защиты новых научных результатов и положений необходимо учить персонально каждого аспиранта, соискателя, исходя из предмета, объекта и конечной цели их конкретных работ. Наиболее часто встречающейся ошибкой аспирантов и соискателей является то, что для публичной защиты они выдвигают во введении не совокупность новых научных результатов и положений, а лишь их заголовки.
13. Практическая значимость исследования. Практически результаты могут быть как теоретического характера, так и практического. В последнем случае указывается, в какой сфере деятельности можно применить те или иные результаты диссертационного исследования. Даются краткие сведения о публикации основных научных результатов. Здесь необходимо перечислить количество опубликованных автором диссертации учебных пособий, статей, монографий, тезисов выступлений на конференциях и т.п., краткие сведения об апробации научных результатов в юридической практике.
14. Кратко аннотируется структура диссертационного исследования: введение, главы (разделы), заключение, приложения.