Ответственность

В предыдущем параграфе мы пытались найти положительный смысл крайне запутанной категории свободы и в итоге указали, что он может находиться только в моральности. Но в разговоре о свободе чувствуется некая незавершенность. Мы рассуждали о ней весьма абстрактно, не придавая значения тому, что человеку приходится действовать в мире себе подобных, и поэтому его самостоятельность должна считаться со свободой других индивидов. Это может вести к существенному ограничению его независимости, но возможен и обратный вариант, когда отношение к другим людям только расширит его свободу. Чтобы последняя возможность стала действительностью, человек должен научиться брать на себя ответственность, которую многие философы считали обратной стороной свободы.

В самом широком смысле идея ответственности подразумевает способность человека согласовывать собственные интересы с интересами окружающих его людей и подчиняться моральным требованиям. Субъективно ответственность выражается в ощущении зависимости человека от последствий своего поступка, а также в признании виновности за содеянное. Объективно - в обязанности исполнять социальные нормы и, возможно, в применении санкций за их неисполнение. Готовность признать свою ошибку, исправить неправильные следствия собственного поступка и понести при этом определенные тяготы - является важной чертой моральности. По сути, идея ответственности указывает нам на связь людей между собой, но именно в нравственном плане - как обязанность заботиться о положении друг друга и стремиться исправлять несправедливость.

Можно указать иное деление ответственности на две ключевых разновидности. Первая накладывается со стороны правовых, корпоративных, служебных и т.д. обязанностей и основывается на необходимости предоставлять отчет за свои действия. Вторая добровольно принимается индивидом в качестве личного долга и ее осуществление контролируется совестью. Кратко данное разделение принято обозначать как «ответственность перед» и «ответственность за». Помимо этого, в специальной литературе приводятся различные классификации ответственности по объекту и характеру применяемых санкций (юридическая, моральная, политическая, корпоративная), по субъекту (личная, групповая, коллективная), по способности или неспособности предвидеть последствия (ретроспективная и перспективная), по объему последствий, за которые приходится отвечать (локальная, глобальная).

Особое значение в последнее время придается практикам, получившим название социальная и публичная ответственность. Социальная определяется как обязанность при реализации своих индивидуальных интересов и целей учитывать последствия воздействия деловой активности на уровень благосостояния всего общества, различных групп, индивидов, а также на непосредственно окружающих нас людей. В этом плане огромное значение в современном мире отводится явлению, называемому «социальной ответственностью бизнеса», в рамках которого корпорация демонстрирует, что ее целью является не только извлечение прибыли, но и достижение общественного блага. Публичная ответственность подразумевает открытость и подотчетность деятельности человека или организации институтам гражданского общества - свободной прессе и общественному контролю.

Но нас интересует именно моральная ответственность, требующая от личности следить за влиянием, которое наше поведение оказывает на окружающих. В этой связи существовала попытка выделить на данном основании два вида этики, предпринятая немецким философом и социологом Максом Вебером (1864-1920). Он разделял этику убеждения и этику ответственности. Первая призывает людей стремиться к личному совершенствованию и фактически не обращает внимания на сопутствующие последствия этого стремления. Вторая, более подходящая к современным условиям, концентрируется не на цели, а на средствах дости-

жения идеала, и поэтому она готова осмыслять все возможные последствия предполагаемых поступков. Тем не менее зрелая ответственность наступает тогда, когда мы не просто видим следствия нашего поведения, но и понимаем нашу зависимость от них. В этой перспективе безответственность оборачивается злом не только для другого человека, но и для нас самих. Нежелание знать последствий собственного поступка может обернуться тем, что пострадавший от наших действий человек захочет отомстить нам. Если мы показали равнодушие к другим людям, следовательно, и они воспримут нас как чуждого, враждебного им элемента, в отношении которого можно поступить как угодно.

Но если нам стала очевидной неразрывная связь безответственности и зла, то можно ли утверждать, что свобода необходимо предполагает ответственность? На первый взгляд кажется, что свобода не может быть ограничена никакими рассуждениями о будущем. Она есть свобода здесь и сейчас, чистое выражение воли, самостоятельно избравшей свою цель. Почему она должна ограничивать себя размышлениями о последствиях собственных свершений, тем более, если их никогда нельзя в точности предсказать? Не лучше ли будет сначала поступить, а уже потом решать, как реагировать на возможные результаты? Но данная логика не может быть воспринята всерьез. Если мы отказываемся предвидеть последствия, то должны понимать, что они могут обернуться против нас. Мы будем не в состоянии на них адекватно среагировать, ибо не готовились к этому и не знаем, с чем нам придется столкнуться. Нежелание заранее продумать реакцию на наше поведение приведет к тому, что мы просто окажемся удобным объектом манипулирования тех сил, которые используют последствия нашего безответственного поступка в своих целях. И в этой ситуации свобода исключается полностью, ибо мы уже не будем владеть ситуацией.

Получается, что только ответственное поведение дает подлинную свободу. Предварительное осмысление последствий позволяет предвидеть реакцию других людей на результат поступка и не делать того, что вызовет у них непонимание. Иными словами, ответственность позволяет избежать зла, а это - уже путь к свободе. Но последний штрих к портрету свободного человека вносит тот факт, что ответственность должна приниматься им не под давлением обстоятельств, а именно свободно, постепенно превращаясь

в обязательный фактор его поступков. Только в этом случае ему станет открытым и понятным мир других людей.

Подводя итоги, можно утверждать, что ответственность не вытекает из свободы, а является ее другой стороной. Той самой, которая повернута не к идеальным целям, а к окружающему миру.

***

В данной главе мы раскрыли сущность основных категорий морального сознания. Нетрудно заметить, что все они взаимно перетекают друг в друга, являясь частями единого целого. Добро, идеал, нравственный поступок, совесть, долг, любовь, справедливость, свобода и ответственность составляют ценностное содержание жизни человека, придавая ей подлинность и совершенство. Но можно ли сказать, что этика ограничивается описанием этих ценностей, игнорируя вопрос о способах их реализации? Этот вопрос станет предметом обсуждения в следующей главе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: