Оригинал сверстан и отпечатан в УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины».
Подписано в печать 2003 г. Формат 60х84 1/16
Бумага писчая. Усл. печ. л. 4.8 Уч.-изд. л. 4,0
Тираж 100. заказ №.
210602, г. Витебск. 1-я Доватора, 7/11.
Отпечатано на ризографе ВГАВМ. Лицензия ЛП №362 от 11.08.1999 г.
Р.Кёллер (1887-1967) основал новое направление по изучению психических явлений в поведении животных, получившее название гештальт психологии. Представители этого направления наблюдали, как шимпанзе для добывания пищи в экспериментальных условиях используют различные “орудия” и приспособления. Они пришли к выводу, что шимпанзе обладают разумной деятельностью и способны для достижения цели создавать образы (гештальты).
В 20-30-х годах ХХ века К.Лоренц, Н.Тинберген, К. Фриш создали так называемое объективистское направление по изучению поведения животных не в экспериментальных, а в естественных условиях развития поведения в онто- и филогенезе.
Вопросам этологии животных посвящены работы Л.В.Крушинского, А.Д.Слонима, птиц – А.Н. Промптова.
Начало научного, объективного, основанного на принципах нервной системы, изучения проблемы поведения было положено И.М.Сеченовым и И.П.Павловым в их учении об условнорефлекторной и высшей нервной деятельности животных. И.П.Павлов считал, что поведение животных отражает реакцию организма на воздействие внешних и внутренних раздражений. Он придавал большое значение наследственности в формировании типов высшей нервной деятельности. Основой для этого служило положение, что любая поведенческая реакция животного детерминирована, т.е. причинно обусловлена действием на организм различных факторов внешней и внутренней среды. Изначально поведение животных осуществляется на основе наследственной безусловнорефлекторной деятельности нервной системы. При повторных воздействиях на организм одинаковых раздражителей поведение животных меняется в результате включения индивидуально приобретенных, в процессе жизненного опыта, условнорефлекторных реакций, имеющих адаптивную для животного ценность. Из этого следует, что поведение животных есть результат сложного взаимодействия врожденных, безусловнорефлекторных и индивидуально приобретенных условнорефлекторных реакций.
Формирование и совершенствование поведения животных, их безусловно- и условнорефлекторной деятельности начинается уже в период натального и раннего постнатального онтогенеза.
В пренатальный период раздражения на эмбрион передаются из организма матери, особенно в тот период, когда у эмбриона идет процесс организации функциональных систем, влияющих в дальнейшем на формирование поведенческих реакций. К этим системам относятся главным образом нервная и эндокринная системы. В ранний постнатальный период важную роль в формировании поведения играет обучение потомства родителями через подражание и «запечатление». Индивидуальные различия нервных процессов проявляются в разные возрастные периоды у животных разных видов, но уже в период раннего постнатального онтогенеза. Так, у собак индивидуальность в поведении проявляется к 2-2,5-месячному возрасту постнатального периода, у кроликов - к 2,5-3 - месячному.
Различные воздействия на организм в пре- и ранний постнаталь
Опознание полового партнера по окраске и морфологической структуре
Взаимоотношения родителей и потомков
А.
Запечатление (инпринтинг)
А.
Особенности внутривидового общения
Б.
Самка принимает чужое потомство вскоре после рождения
Б.
Самки различают свое и чужое потомство
В.
Выводковый тип развития
В.
Потребность потомства в длительной родительской опеке
Реакция на человека
А.
Бегство на небольшое расстояние
А.
Большая осторожность
Б.
Слабая реакция на человека
Б.
Пугливость
Другие признаки поведения
А.
Универсальность пищевого поведения
А.
Специализация пищевого поведения
Б.
Адаптация к широкому диапазону условий среды
Б.
Потребность в особой среде
В.
Ограниченная подвижность
В.
Высокая подвижность
Таксисы - наиболее простая форма поведения, обеспечивающая ориентацию и движение организма к некоторым факторам внешней среды (свету, темноте).
Видом активного поведения является рефлекс, вначале как безусловнорефлекторная реакция организма на действие раздражителя. В процессе жизни и в тех случаях, когда за условным раздражителем (свет, звонок и пр.) следует действие безусловного положительного (корм) или отрицательного (удар) раздражителя у животных вырабатывается соответствующая условнорефлекторная реакция, которой они пользуются в своей дальнейшей жизни.
Инстинкт является более высокой врожденной, также наследственной реакцией, направленной на сохранение и развитие организма в условиях его среды. В процессе жизни и обучения инстинктивные реакции обрастают рядом условных рефлексов, образуя биологический комплекс, обеспечивающий выполнение сложных поведенческих реакций в разных условиях внешней среды.
Обучение основано на жизненном опыте, который позволяет животному в дальнейшем использовать его в своей жизнедеятельности. Существуют различные формы обучения. Одной из них является запечатление (импринтинг). Объектом запечатления могут быть разные как положительные, так и отрицательные предметы, звуки, расцветки и другие явления. Действие этих предметов и явлений очень быстро запоминается животным и долго хранится в его памяти, что позволяет ему адекватно реагировать при повторных встречах с аналогичным объектом или явлением.
Мышление - высшая форма поведения, характерная для деятельности человека. Однако надо признать, что элементы рассудочной, целесообразной, сложной деятельности отмечаются и у животных при решении сложных жизненных ситуаций.
На протяжении многих лет умы психологов, этологов и физиологов занимает вопрос: «Способны ли животные к психической деятельности?». И мнения различных исследователей по этому вопросу крайне противоречивы, иногда и совершенно полярны. Ранее считали, что только человек способен создавать и использовать орудия для удовлетворения своей цели. Однако теперь известно, что этой способностью обладают и многие виды животных. Вместе с тем некоторые способности, свойственные людям, обнаружить у животных очень трудно, и одной из таких способностей является язык, как уникальное свойство человека. Так это или не так? По этому поводу существует много взглядов, гипотез, но при всем при этом нельзя сразу отрицать возможность существования языка у животных. Язык осваивается ребенком в течение определенного периода его развития, а ведь то же самое происходит и у некоторых птиц, обучающихся песне своего вида. С помощью языка люди передают информацию о происходящем и во времени, и в пространстве. А некоторые сигналы тревоги у животных разве не обладают этими же свойствами? И все же, когда мы говорим о существовании языка у животных, необходимо соблюдать большую осторожность и не впадать в непреодолимые предубеждения. Язык – это средство коммуникации. Еще Дарвин понимал, что между выражениями лица человека и мимическими реакциями животных существует много общего. В общении животных можно обнаружить ряд особенностей, характерных для языкового общения человека. Например, сигналы, используемые в языке человека, весьма произвольны и они не характеризуют особенности окружающего мира, т.е. они абстрактны. Такое абстрактное поведение имеет место и в коммуникативных отношениях, например, медоносных пчел. Танец пчелы несет информацию о направлении полета, расстоянии, где находится пища. Конечно, язык человека отличается от языка животных своей абстрактностью и богатством. Поэтому язык нельзя определить как нечто присущее только человеку, поскольку коммуникация животных характеризуется многими чертами, напоминающими язык. Человекообразные обезьяны не могут научиться говорить, но они способны научиться общению с человеком при помощи знаков, символизирующих слово.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: