Оригинал сверстан и отпечатан в УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины».
Подписано в печать 2003 г. Формат 60х84 1/16
Бумага писчая. Усл. печ. л. 4.8 Уч.-изд. л. 4,0
Тираж 100. заказ №.
210602, г. Витебск. 1-я Доватора, 7/11.
Отпечатано на ризографе ВГАВМ. Лицензия ЛП №362 от 11.08.1999 г.
ный периоды приводят к существенным изменениям его поведенческих и других физиологических функций, которые могут сохраняться и в последующих поколениях. Гены, контролирующие тип поведения, благоприятного в определенных условиях жизни, содействуют сохранению генофонда и росту популяции. В естественных условиях жизни определенного вида животных ген, контролирующий, например, агрессивность поведения, способствует, благодаря естественному отбору, закреплению в популяции таких особей и устранению менее агрессивных. В условиях искусственного отбора и направленной селекции человек может закрепить в популяции и распространить животных с желательным типом поведения. Одомашнивание животных привело к существенным изменениям их поведения. При этом происходит как утрата некоторых элементов поведения, например, получение эякулята на искусственную вагину, так и утрата сезонности в размножении, переход на полиэстричные половые циклы. Д.К.Беляев (1962) установил, что влияние искусственного отбора в процессе одомашнивания обеспечивает закрепление новых элементов в поведении животных. Роль поведенческих реакций важно учитывать и в процессе одомашнивания животных. В табл. 1 приведены данные о влиянии типа поведения на процесс приручения и одомашнивания животных, при этом оказалось, что животные с большой продолжительностью жизни и развитой заботой о потомстве легче подвергаются одомашниванию.
Животных отличает многообразие форм поведения, которые складывались в результате сложного взаимодействия внешних стимулов и состояния внутренней среды организма. Наилучшие для выживания формы поведения закреплялись в процессе естественного отбора, который зависит от наличия генотипической изменчивости в популяции. Те особи, которые лучше всего приспосабливались к окружающей среде, имели возможность оставить более многочисленное потомство.
Современная эволюционная теория подразумевает, что животные стремятся приобрести такие свойства, которые гарантируют им, что они не окажутся в худшем положении по сравнению с другими животными.
Различные формы поведения животных управляются нервной системой, которая получает информацию об окружающей среде и внутреннем состоянии организма через сенсорные рецепторы. Поведение реализуется посредством деятельности мышц и желез внутренней секреции, вырабатывающих гормоны.
Формы поведения животных имеют главным образом адаптивный по отношению к окружающей среде и ситуации характер. На разных этапах эволюционного развития формировались свои формы поведения.
По приспособительному и биологическому значению различают половое, родительское, пищевое, оборонительное и др. формы поведения животных
К врожденным адаптивным реакциям относят таксисы, безусловные рефлексы и инстинкты. К приобретенным – обучение, условные, инструментальные рефлексы, подражание, мышление и др.
Таблица 1
Поведение, влияющее на адаптацию к условиям одомашнивания
Опознание полового партнера по окраске и морфологической структуре
Взаимоотношения родителей и потомков
А.
Запечатление (инпринтинг)
А.
Особенности внутривидового общения
Б.
Самка принимает чужое потомство вскоре после рождения
Б.
Самки различают свое и чужое потомство
В.
Выводковый тип развития
В.
Потребность потомства в длительной родительской опеке
Реакция на человека
А.
Бегство на небольшое расстояние
А.
Большая осторожность
Б.
Слабая реакция на человека
Б.
Пугливость
Другие признаки поведения
А.
Универсальность пищевого поведения
А.
Специализация пищевого поведения
Б.
Адаптация к широкому диапазону условий среды
Б.
Потребность в особой среде
В.
Ограниченная подвижность
В.
Высокая подвижность
Таксисы - наиболее простая форма поведения, обеспечивающая ориентацию и движение организма к некоторым факторам внешней среды (свету, темноте).
Видом активного поведения является рефлекс, вначале как безусловнорефлекторная реакция организма на действие раздражителя. В процессе жизни и в тех случаях, когда за условным раздражителем (свет, звонок и пр.) следует действие безусловного положительного (корм) или отрицательного (удар) раздражителя у животных вырабатывается соответствующая условнорефлекторная реакция, которой они пользуются в своей дальнейшей жизни.
Инстинкт является более высокой врожденной, также наследственной реакцией, направленной на сохранение и развитие организма в условиях его среды. В процессе жизни и обучения инстинктивные реакции обрастают рядом условных рефлексов, образуя биологический комплекс, обеспечивающий выполнение сложных поведенческих реакций в разных условиях внешней среды.
Обучение основано на жизненном опыте, который позволяет животному в дальнейшем использовать его в своей жизнедеятельности. Существуют различные формы обучения. Одной из них является запечатление (импринтинг). Объектом запечатления могут быть разные как положительные, так и отрицательные предметы, звуки, расцветки и другие явления. Действие этих предметов и явлений очень быстро запоминается животным и долго хранится в его памяти, что позволяет ему адекватно реагировать при повторных встречах с аналогичным объектом или явлением.
Мышление - высшая форма поведения, характерная для деятельности человека. Однако надо признать, что элементы рассудочной, целесообразной, сложной деятельности отмечаются и у животных при решении сложных жизненных ситуаций.
На протяжении многих лет умы психологов, этологов и физиологов занимает вопрос: «Способны ли животные к психической деятельности?». И мнения различных исследователей по этому вопросу крайне противоречивы, иногда и совершенно полярны. Ранее считали, что только человек способен создавать и использовать орудия для удовлетворения своей цели. Однако теперь известно, что этой способностью обладают и многие виды животных. Вместе с тем некоторые способности, свойственные людям, обнаружить у животных очень трудно, и одной из таких способностей является язык, как уникальное свойство человека. Так это или не так? По этому поводу существует много взглядов, гипотез, но при всем при этом нельзя сразу отрицать возможность существования языка у животных. Язык осваивается ребенком в течение определенного периода его развития, а ведь то же самое происходит и у некоторых птиц, обучающихся песне своего вида. С помощью языка люди передают информацию о происходящем и во времени, и в пространстве. А некоторые сигналы тревоги у животных разве не обладают этими же свойствами? И все же, когда мы говорим о существовании языка у животных, необходимо соблюдать большую осторожность и не впадать в непреодолимые предубеждения. Язык – это средство коммуникации. Еще Дарвин понимал, что между выражениями лица человека и мимическими реакциями животных существует много общего. В общении животных можно обнаружить ряд особенностей, характерных для языкового общения человека. Например, сигналы, используемые в языке человека, весьма произвольны и они не характеризуют особенности окружающего мира, т.е. они абстрактны. Такое абстрактное поведение имеет место и в коммуникативных отношениях, например, медоносных пчел. Танец пчелы несет информацию о направлении полета, расстоянии, где находится пища. Конечно, язык человека отличается от языка животных своей абстрактностью и богатством. Поэтому язык нельзя определить как нечто присущее только человеку, поскольку коммуникация животных характеризуется многими чертами, напоминающими язык. Человекообразные обезьяны не могут научиться говорить, но они способны научиться общению с человеком при помощи знаков, символизирующих слово.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: